Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Инструкция по составлению статистического отчета "О работе прокурора" по форме П

Приложение N 2
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 2 июня 2010 г. N 233

 

Инструкция
по составлению статистического отчета "О работе прокурора" по форме П

 

Общие положения

 

1. Инструкция по составлению статистического отчета "О работе прокурора" по форме П (далее - Инструкция) устанавливает основные правила формирования показателей данного отчета, обязательные для всех органов прокуратуры Российской Федерации.

2. Районные, городские (не имеющие подчиненных органов) прокуроры, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур составляют отчет по всем разделам формы на основании документов и материалов первичного учета.

3. В аппаратах городских прокуратур, имеющих подчиненные органы (за исключением прокуратур г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), отчет составляют старшие помощники (помощники) прокуроров, отражая в нем результаты работы по своей отрасли прокурорского надзора, и представляют их заместителю прокурора, на которого возложена обязанность по составлению статистической отчетности, для составления сводного отчета по аппарату прокуратуры.

4. В аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур отчет составляют начальники оперативных управлений и отделов (старшие помощники прокуроров), отражая в нем результаты работы по своей отрасли прокурорского надзора, и представляют их старшему помощнику прокурора по оперативному учету и статистике (начальнику отдела статистики) для формирования сводного отчета по аппарату прокуратуры.

5. На основе отчетов подчиненных прокуратур, а также отчета по аппарату старший помощник прокурора по оперативному учету и статистике (начальник отдела статистики) составляет сводный отчет по региону.

6. Сводный отчет прокуратуры субъекта Российской Федерации по разделам 22-27 "Надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов" составляется на основе отчетов:

а) прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

б) отделов (старших помощников прокуроров) по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

в) территориальных прокуроров в случае осуществления ими надзора за исполнением законов администрациями уголовно-исполнительных инспекций и иных учреждений, участвующих в исполнении наказаний, а также участия в судебных заседаниях по вопросам, связанным с исполнением приговоров.

7. Подразделения, занимающиеся вопросами реабилитации жертв политических репрессий, отражают свою работу по надзору за исполнением Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" в разделе 1.

8. Разделы сводных отчетов по подведомственным отраслям работы визируются начальниками соответствующих оперативных управлений и отделов (старшими помощниками прокуроров), которые несут ответственность за полноту и достоверность отчетных показателей, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры к устранению искажений.

9. Срок представления отчетов районными и городскими прокурорами (за исключением прокуроров г. Москвы и г. Санкт-Петербурга), приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур вышестоящему прокурору устанавливается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором специализированной прокуратуры.

10. Ежемесячно (за исключением 3, 6, 9 и 12 месяцев) представляется статистический отчет "Сведения об основных показателях работы прокурора" по форме П-М.

 

Раздел 1. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

11. Работа прокурора отражается в разделе после ее фактического выполнения и процессуального оформления: окончания проверки и составления справки о ее результатах, направления документов прокурорского реагирования или получения сообщения об отмене или изменении незаконных правовых актов либо отклонении протеста, поступления официальных данных (решений, распоряжений, приказов), получения сообщения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц по представлениям прокурора и о наказании лиц в административном порядке по постановлению (заявлению) прокурора.

12. Сведения о результатах прокурорских проверок разносятся в разделе по строкам 2-34 в зависимости от того, в какой отрасли законодательства или в какой сфере правоотношений выявлены нарушения, в строках 35-43 - в зависимости от того, в каком органе власти или управления либо в какой организации выявлены нарушения.

Указанные в строках 3-15, 17-19 и 21-33 перечни отраслей законодательства, относящиеся соответственно к сфере экономики, охраны окружающей среды и сфере соблюдения прав граждан, не являются исчерпывающими. Поэтому общее число нарушений, выявленных, например, в сфере экономики, может быть больше, чем показано в строках 3-15.

Данные о проверках соблюдения законодательства о несовершеннолетних, об исполнительном производстве, о наркотических средствах, об административных правонарушениях, о государственной и муниципальной службе, о безопасности дорожного движения и о пожарной безопасности показываются в строках 2-43, а также в специально выделенных строках 44, 56, 58, 59, 60, 61 и 62 по принадлежности.

Например, выявленное прокурором нарушение законодательства об охране труда несовершеннолетних, повлекшее применение административной ответственности, учитывается в строках 1, 20, 27, 28, в одной из строк с 35 по 43, в строках 44, 46, в одной из строк с 49 по 55 (если необходимо), а также в строке 59.

Нарушения требований непосредственно законодательства об административных правонарушениях (например, неправильно составленный протокол) показываются в строке 34.

При заполнении строк 20-33 необходимо иметь в виду, что прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина охватывает весь комплекс прав и свобод, то есть личные, политические и социально-экономические права. Все выявленные прокурором нарушения этих прав отражаются в строке 20, а в строках 21-33 они разносятся в зависимости от того, к какой сфере законодательства каждое из них можно отнести. При необходимости эти нарушения следует учитывать также в строках 44-48 и 56-62.

Принимая во внимание то, что права и свободы являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, выявленные, например, в результате проверки исполнения законодательства о пожарной или санитарно-эпидемиологической безопасности нарушения прав граждан должны быть показаны в строке 20 и, если касаются прав несовершеннолетних - в строке 44.

13. По общему правилу количество выявленных прокурором нарушений законов определяется числом нарушенных статей нормативного акта либо количеством частей статьи нормативного акта, если каждая из этих частей содержит самостоятельные нормы или составы правонарушений.

В то же время если, например, установлены несвоевременная выплата заработной платы, незаконное увольнение либо перевод на режим неполной рабочей недели нескольких лиц, неправомерное привлечение ряда граждан к административной ответственности, однотипное ущемление иных прав граждан, то количество учитываемых нарушений законодательства должно быть равно числу лиц, в отношении которых допущены данные нарушения. В случае нарушения трудового законодательства в отношении целого коллектива (например, отказ в заключении коллективного договора), то такое нарушение учитывается как одно.

При выявлении длящегося нарушения закона (жилищного, пенсионного, экологического, трудового законодательства, законодательства о приватизации и т.п.) учитывается одно нарушение соответствующего законодательства.

Если вскрываются те же нарушения закона при повторной проверке, они отражаются как самостоятельные.

В том случае, когда прокурором выявлено нарушение федерального закона и закона субъекта Российской Федерации, содержащих тождественную норму, то такое нарушение учитывается как одно.

14. В случае выявления нескольких нарушений, для устранения которых приносится один акт реагирования, он показывается в строке, в которой учитывается наиболее существенное нарушение.

15. В графе 2 отражаются сведения о выявленных прокурорами в процессе проверок незаконных правовых актах. К их числу относятся конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, положения, инструкции, приказы, решения, постановления, распоряжения и иные правовые акты, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия.

Это могут быть акты нормативного порядка, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, либо акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

16. Выявленные прокурором в результате общенадзорных проверок незаконные и (или) необоснованные постановления органов административной юрисдикции (включая постановления судов) по делу об административном правонарушении, а также постановления судебных приставов-исполнителей и принесенные на них протесты отражаются в графах 2 и 3.

17. В графе 6 учитываются подготовленные по материалам общенадзорных проверок иски в интересах граждан, государства и общества и заявления об отмене или признании недействительными выявленных незаконных правовых актов (в том числе и в случае необоснованного отклонения протеста либо его нерассмотрения в установленный срок), направленные прокурором в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

К числу исков (заявлений) общенадзорного характера относятся и те, которые подготовлены по результатам рассмотрения жалоб и других обращений граждан, руководителей предприятий и учреждений, должностных лиц органов власти и управления, по сообщениям средств массовой информации, если при этом проводились проверки общенадзорного характера (истребовались документы, объяснения и др.).

В графе 6 показываются также иски, направленные в арбитражный суд Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур по представлениям нижестоящих прокуроров, внесенным ими по результатам проверок (в порядке, предусмотренном абзацами первым и вторым), независимо от того, каким подразделением в Генеральной прокуратуре Российской Федерации или прокуратуре субъекта Российской Федерации осуществлялась подготовка искового заявления. Данные о таких исках вносятся в отчет прокурором, который принял решение по представлению нижестоящего прокурора и направил соответствующее исковое заявление в арбитражный суд.

Иски (заявления), учтенные в графе 6, должны быть показаны и в разделах 4 и 7 соответственно, в которых отражаются результаты их рассмотрения судами.

18. В случае обращения прокурора в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной или о применении последствий недействительности ничтожной сделки сумма, в которую оценена сделка, в графах 7 и 9 не показывается. Также не учитывается в них сумма, в которую оценено имущество, по иску о признании имущества бесхозяйным.

19. В графе 10 указывается общее количество внесенных прокурорами представлений об устранении нарушений закона. Если в одном представлении говорится о нескольких различных по характеру нарушениях выявленных прокурором, то представление отражается в одной из строк по основному вопросу. Также один раз учитывается представление, направленное в несколько адресов.

20. В графе 11 отражаются данные о лицах, привлеченных к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.

Основанием для их отражения в отчете является копия приказа о наложении дисциплинарного взыскания или сообщение об объявлении замечания или выговора в устной форме в установленном ст. 192 ТК РФ порядке.

21. В графе 12 учитываются лица, привлеченные органами административной юрисдикции к административной ответственности по постановлению прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, решение о привлечении которых к административной ответственности вынесено арбитражным судом по заявлению прокурора (ст. 202 АПК РФ).

Если орган административной юрисдикции не поддерживает позицию прокурора в оценке тяжести совершенного административного правонарушения и прекращает дело в связи с малозначительностью, то в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ лицо освобождается от административной ответственности. Учитывать указанных лиц в графе 12 не следует.

22. Поскольку предостережение прокурора объявляется при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (то есть нарушения еще не наступили), то в графе 1 данных не должно быть при их наличии в графе 14.

При этом, если в ходе прокурорской проверки сведений о готовящихся противоправных деяниях выявлены другие нарушения законодательства, то эти нарушения и принятые в связи с их обнаружением меры прокурорского реагирования отражаются в разделе 1 самостоятельно.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предостережение прокурора объявляется только должностному лицу.

23. В графе 15 отражается количество вынесенных в отчетном периоде постановлений о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

24. Если по результатам одной проверки использованы разные формы прокурорского реагирования: принесено несколько протестов, внесено несколько различных представлений об устранении нарушений закона и т.д. то все они должны быть учтены в соответствующих графах одной строки.

25. Сведения о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования отражаются в отчете за тот период, когда прокурор получил соответствующую информацию об этом. Например, отклоненный в данном отчетном периоде протест должен быть учтен в отчете вне зависимости от даты его принесения. Уголовное дело, возбужденное в данном отчетном периоде по материалам, направленным прокурором в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, также должно быть учтено в отчете вне зависимости от даты направления материалов в орган расследования.

26. В строке 35 отражается деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в том числе ее Главного управления и управлений в федеральных округах) по надзору за исполнением законов непосредственно федеральными органами исполнительной власти, а также их территориальными органами в федеральных округах (например, управление МВД России в Южном федеральном округе и т.п.). Если такую проверку по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляет прокурор субъекта Российской Федерации или приравненный к нему прокурор специализированной прокуратуры, то ее результаты он отразит в своем отчете в этой строке.

27. В строке 36 отражается деятельность прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (например, Управление Роспотребнадзора по Московской области и т.п.).

28. В строке 38 учитываются результаты проверок исполнения законов в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в их территориальных органах, если таковые имеются.

29. В строке 41 отражается деятельность органов прокуратуры всех уровней по надзору за исполнением законов органами государственного и муниципального контроля также всех уровней, в том числе территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, если нарушение закона допущено при осуществлении ими контрольных функций. При этом данные сведения не показываются в строке 35.

30. В строке 43 учитываются результаты проверок исполнения законов в деятельности общественных организаций, учреждений, предприятий и т.п.

31. При заполнении показателей в строках 49-55 необходимо иметь в виду следующее:

а) к органам образования относятся все учебные заведения (школы, гимназии, колледжи, лицеи, вузы и т.д.), органы управления образованием всех уровней - от министерства образования, федеральныx служб и агентств, комитетов, управлений, департаментов до органов образования на местах, специальные воспитательные и интернатные учреждения системы образования (детские дома, интернаты, школы-интернаты, интернатные учреждения для детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, интернатные учреждения для детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, коррекционные учреждения всех видов);

б) к органам социальной защиты и здравоохранения относятся как органы управления и учреждения этой системы, в том числе специализированные учреждения социальной защиты (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и т.п.) и специализированные учреждения здравоохранения (дома ребенка, приюты, дома инвалидов и т.п.);

в) к органам МВД относятся все подразделения органов внутренних дел, инспекции по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних;

г) ЦВ СНП(ы) - это центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

32. В строке 56 отражается деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Деятельность по осуществлению надзора за исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации здесь учитывается только в случаях их исполнения в соответствии с указанным законом, а не в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

33. В строке 59 графы 6 отражаются заявления прокурора о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также заявления об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные прокурором в арбитражный суд.

34. В строке 61 отражается деятельность органов прокуратуры по обеспечению надзора в сфере безопасности дорожного движения. В ней учитываются выявленные прокурором нарушения законодательства при проектировании, строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог, в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, в сфере соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, требований действующего законодательства (трудового, о лицензировании, о страховании гражданской ответственности и др.), в сфере обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах, в сфере организации государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения.

35. Подразделы о работе прокурора по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах заполняются только транспортными прокурорами и соответствующим подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В них конкретизируются данные, отраженные ранее в соответствующих строках раздела 1.

При заполнении строк 114 и 115 следует иметь в виду следующее: к нарушениям законодательства о таможенных процедурах относятся нарушения, допущенные при проведении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а к нарушениям законодательства при проведении таможенного контроля относятся нарушения, допущенные как непосредственно при таможенном оформлении товаров, транспортных средств, так и при проверке достоверности сведений после их выпуска (так называемый "постконтроль").

36. Классификация надзорной работы по видам транспорта осуществляется не в зависимости от ведомственной подчиненности предприятия или учреждения, в котором проводилась проверка, соответствующему транспортному ведомству, а по фактической его принадлежности тому или иному виду транспорта. Например, в строке 98 должны быть приведены данные о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о безопасности полетов не только на предприятиях, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта Российской Федерации, но и на других предприятиях, осуществляющих воздушные перевозки, независимо от форм собственности, включая частные, акционерные, совместные предприятия и др.

 

Раздел 2. Результаты работы по санкционированию решений налоговых и таможенных органов об аресте имущества

 

37. В разделе отражается деятельность прокурора по санкционированию решений налоговых и таможенных органов о наложении ареста на имущество, осуществляемая в порядке, установленном действующим налоговым и таможенным законодательством.

Показатели строки 1 формируются с учетом результатов обжалования на момент составления отчета.

Строки 3 и 4 заполняются вышестоящим прокурором.

 

Раздел 3. Дополнительные данные о работе по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

38. Дополнительные данные характеризуют работу прокурора в целом в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и относятся к данным строки 1 раздела 1.

В строках 2-8 показывается число информации, иных писем, направленных в органы государственной власти и местного самоуправления, как правило, по результатам проведенных обобщений состояния законности в той или иной сфере правоотношений. В строках 1 <...> 9 эти информации не учитываются.

 

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
(разделы 4-6)

 

Раздел 4. Иски (заявления) прокурора в порядке гражданского и уголовного судопроизводства

 

39. В разделе учитываются исковые заявления (в том числе заявления о вынесении судебного приказа), предъявленные прокурором в порядке уголовного и гражданского судопроизводства, а также заявления о признании правовых актов противоречащими закону полностью или в части.

Результаты рассмотрения исковых заявлений отражаются в разделе с учетом результатов дальнейшего обжалования решений суда в апелляционной или кассационной инстанциях.

Сопоставляя данные этого раздела о предъявленных прокурором исках (заявлениях) в суд и суммах по ним, а также об удовлетворенных судом исках, делах, прекращенных в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора, и суммах по ним с аналогичными данными раздела 1, необходимо иметь в виду следующее:

а) показатели раздела 4 могут быть больше показателей раздела 1, так как в разделе 1 отражаются только те иски (заявления), которые прокурор подготовил по материалам общенадзорных проверок;

б) в то же время показатели раздела 4 могут быть меньше показателей раздела 1, так как в разделе 1 наряду с исками (заявлениями), предъявленными прокурором в суд общей юрисдикции, отражаются также иски (заявления), предъявленные им в арбитражный суд, которые должны быть учтены в разделе 6;

в) в разделе 1 исковые заявления прокурора по отдельным категориям учитываются суммарно с заявлениями о признании правовых актов незаконными. Поэтому показанное в разделе 1 в конкретной строке заявление о признании правового акта незаконным (например, в отношении несовершеннолетнего) в разделе 4 должно быть учтено не в аналогичной строке (не в строке 5 для нашего примера), а в строке 16. Таким образом, по отдельным категориям исков данные раздела 4 могут быть меньше данных раздела 1 еще и по этой причине;

г) в строках 11-15 раздела 4 показатели могут быть меньше сопоставимых показателей раздела 1 также за счет того, что в разделе 4 в названных строках учитываются только иски, основным требованием которых является возмещение ущерба.

Несмотря на то, что установить однозначное контрольное соответствие между двумя разделами по вышеперечисленным причинам нельзя, контролировать достоверность данных о предъявленных прокурорами исках (заявлениях) совершенно необходимо, чтобы исключить их неполноту и искажение.

40. В строках 2-9 отражаются исковые заявления прокурора, предъявленные им в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, а в строках 10-15 - в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

41. Графы 1 и 2 раздела заполняются прокурором, предъявившим иск (заявление) в суд, независимо от места его судебного разбирательства.

Графы 3-8 заполняются прокурором по месту нахождения суда по всем делам, возбужденным как по собственным искам (заявлениям), так и по искам (заявлениям) других прокуроров, рассмотренным с участием данного прокурора или без его участия.

Иные прокуроры заполняют эти графы в случае их участия в рассмотрении судом предъявленных ими исков (заявлений).

42. Если судом отклонен иск (заявление), предъявленный другим прокурором, это следует оговорить в примечании к разделу.

43. При распределении исков (заявлений) в строках раздела по категориям необходимо иметь в виду следующее:

а) иски (заявления) в защиту трудовых и жилищных прав несовершеннолетних должны учитываться в строке 5;

б) иски о возмещении ущерба, причиненного неуплатой земельного налога, должны учитываться в строке 14.

44. В графе 8 учитываются физические и юридические лица, привлеченные к гражданско-правовой и материальной ответственности по удовлетворенным искам и по делам, прекращенным судом в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.

45. При заполнении показателей в графе 8 следует иметь в виду, что:

а) материальная ответственность - это обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный предприятию, в пределах и в порядке, установленных трудовым законодательством;

б) гражданско-правовая ответственность - это обязанность должника возместить убытки или вред, причиненные им кредитору, в пределах и в порядке, установленных нормами гражданского права.

46. В строках 11-15 при наличии данных в графе 4 об удовлетворенных исках или в графе 6 о делах, прекращенных судом ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, в графе 8 должны быть отражены сведения о физических и юридических лицах, привлеченных по этим искам к материальной или гражданско-правовой ответственности.

 

Раздел 5. Участие прокуроров в рассмотрении гражданских дел в судах

 

47. Раздел заполняется прокурором, который участвовал в рассмотрении дела судом первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций. Если дело было рассмотрено в нескольких судебных инстанциях с участием прокурора, оно должно быть отражено в графе 1 столько же раз.

48. В числе дел, рассмотренных судом первой инстанции с участием прокурора, учитываются дела, рассмотренные по заявлению прокурора, а также те, по которым он вступил в процесс для дачи заключения.

49. В графах 14-19 учитываются гражданские дела (обязательных и иных категорий), рассмотренные с участием прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, как по жалобам заинтересованных лиц, так и по представлениям прокурора. Кроме того, в графах 18 и 19 должны быть учтены гражданские дела, рассмотренные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по представлениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей.

50. В строке 1 отражается общее количество дел, рассмотренных с участием прокурора с вынесением как постановлений по существу, так и определений о прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения.

В строке 2 отражается число судебных постановлений (решений, определений и постановлений), вынесенных в соответствии с заключением прокурора по делам, рассмотренным с его участием.

 

Раздел 6. Представления прокурора

 

51. Сведения о результатах рассмотрения апелляционных и кассационных представлений в графах 4-16 в строках 1 и 2 отражаются прокурорами, которые дают заключения (поддерживают представления) в апелляционной и кассационной инстанциях.

52. Сведения в строке 3 заполняются в тех прокуратурах, в которых прокуроры приносят надзорные представления.

В числе отклоненных надзорных представлений должны учитываться представления, рассмотренные по существу, включая те, по которым вынесено определение об отказе в истребовании дела.

 

Участие прокурора в арбитражном процессе
(разделы 7-9)

 

Раздел 7. Иски прокурора

 

53. В строке 1 отражается общее количество исков (заявлений) прокурора, направленных в арбитражный суд на основании ст. 52, ч. 2 ст. 198 и ч. 2 ст. 202 АПК РФ.

54. Строки 2-6 и 8-11 заполняются в отчетах прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, поскольку прокуроры районов (городов) не обладают правом предъявления в арбитражный суд исков (заявлений) указанных в этих строках категорий.

Строка 12 (соответственно строки 1 и 7) заполняется прокурорами, направившими в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе прокурорами районов (городов).

55. Графа 1, в которой указывается количество направленных в арбитражный суд исков (заявлений), заполняется прокурором, предъявившим иск (заявление), независимо от места его судебного разбирательства.

56. В графе 2 учитываются иски (заявления), по которым арбитражным судом вынесено определение о принятии искового заявления к производству в порядке ст. 127 АПК РФ. Эта графа заполняется прокурором, на территории которого исковое заявление принято арбитражным судом к производству. Таким образом, названный показатель отражает, в том числе и иски (заявления), предъявленные в данный арбитражный суд другими прокурорами.

57. Графы 3-6 заполняются прокурором по месту нахождения арбитражного суда. Этот прокурор отражает в своем отчете все дела, возбужденные по его искам (заявлениям), а также по искам (заявлениям) других прокуроров, рассмотренные с его участием или вообще без участия прокурора. Кроме этого, данный прокурор отражает в графах 3-6 иски (заявления), направленные им в арбитражные суды других территорий, если он сам принял участие в их рассмотрении.

Иные прокуроры также заполняют эти графы в случае их участия в рассмотрении арбитражным судом предъявленных ими исков (заявлений).

58. В графе 3 отражается общее количество дел, рассмотренных арбитражным судом (с учетом результатов дальнейшего обжалования в апелляционной или кассационной инстанциях) по искам (заявлениям) прокурора с вынесением решений по существу (ст. 167 АПК РФ), а также определений о прекращении производства по делу (ст. 150 АПК РФ) или об оставлении иска без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

59. В случае, если в одном исковом заявлении содержится два или более исковых требований, и одно из них отклонено арбитражным судом, а другое - удовлетворено, такой иск должен рассматриваться как удовлетворенный и учитываться в графе 5 в соответствующей строке.

60. Если арбитражным судом отклонен иск, предъявленный другим прокурором, это следует оговорить в примечании к разделу.

61. В графе 6 учитываются дела, прекращенные арбитражным судом ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора (п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 150 АПК РФ).

 

Раздел 8. Участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел, возбужденных по искам (заявлениям) иных лиц (ч. 5 ст. 52 АПК РФ)

 

62. Раздел содержит сведения об участии прокурора в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, возбужденных по искам (заявлениям) иных лиц, в которые прокурор вступил в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ. Раздел заполняется прокурорами, участвовавшими в рассмотрении дела.

63. В графе 2 отражаются дела искового производства по искам о признании сделок недействительными и о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

64. Если прокурор участвует в рассмотрении одного и того же дела в нескольких судебных инстанциях, он отражает свое участие в каждом случае.

 

Раздел 9. Жалобы, представления прокурора в порядке арбитражного судопроизводства

 

65. В графе 1 раздела отражаются данные об изучении арбитражных дел при подготовке апелляционных и кассационных жалоб, а также при подготовке представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Изученные дела прокуроры показывают независимо от того, подана ли апелляционная или кассационная жалоба, внесено ли представление.

66. Графа 2, содержащая сведения о количестве поданных жалоб, направленных представлений, заполняется прокурором, непосредственно подавшим апелляционную или кассационную жалобу либо направившим представление вышестоящему прокурору.

67. Строки 1-5 в графе 3 заполняет прокурор, на территории которого арбитражным судом принят отказ от жалобы, строки 6-8 - прокурор, направивший представление.

Строки 1-5 в графах 4-6 заполняет прокурор по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего поданные апелляционные и кассационные жалобы. В этих графах также отражаются сведения о рассмотрении поступивших от других прокуроров апелляционных и кассационных жалоб, рассмотренных с участием данного территориального прокурора или без его участия.

Кроме того, данный прокурор учитывает в этих графах сведения о рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб, направленных им в арбитражные суды других территорий либо в федеральный окружной арбитражный суд, если он сам принял участие в их рассмотрении.

Иные прокуроры заполняют эти графы в случае их участия в рассмотрении поданных жалоб.

68. Строки 6-8 в графах 4-6 заполняет прокурор, направивший представление вышестоящему прокурору.

69. В строке 9 учитываются представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, направленные в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Поскольку право подачи таких представлений предоставлено Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, то строки 9, 10 и 11 заполняются только в отчете центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

 

Раздел 10. Результаты работы в сфере административного преследования

 

70. В строке 1 отражается количество освобожденных в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" по постановлению прокурора лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

71. В строках 3-8 отражается участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, коллегиальными органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела согласно ст. 22.1 и 22.2 КоАП РФ.

В строках 9-10 учитываются протесты прокурора, принесенные на не вступившие в законную силу решения, а в строках 11-12 - на вступившие в законную силу решения по делам об административных правонарушениях.

72. В строках 13 и 14 учитывается число административных дел, возбужденных по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований только прокурора и его заместителя, и соответственно число лиц, наказанных в административном порядке по ст. 17.7 КоАП РФ также за невыполнение законных требований только прокурора и его заместителя.

 

Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства,
включая данные о надзоре за исполнением Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
(разделы 11-18)

 

73. О своей работе отчитывается в соответствующих строках и графах соответствующих разделов тот прокурор, который ее выполнил.

Например, нарушения, выявленные в деятельности нижестоящего прокурора и поднадзорных ему правоохранительных органов, показывает в своем отчете (строки 1-5 раздела 11) вышестоящий прокурор. Если же отмену либо инициирование отмены необоснованного или незаконного процессуального решения он поручает нижестоящему прокурору, эту работу учитывает в своем отчете (разделы 12 и 13) нижестоящий прокурор.

 

Раздел 11. Общие данные о надзоре за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства

 

74. Раздел содержит сведения по всем органам, осуществляющим предварительное расследование.

Данные в нем разносятся по графам в зависимости от того, в каком ведомстве прокурором выявлено нарушение (строки 1-6), в адрес какого ведомства направлено требование, представление или информация об устранении нарушения (строки 7-14 и 19), в какой правоохранительный орган направлен материал для решения вопроса об уголовном преследовании (строки 15-18) либо сотрудник какого ведомства привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности (строки 20-23) и т.п.

75. В строке 1 отражается общее количество выявленных прокурором нарушений, допущенных должностными лицами правоохранительных органов при исполнении законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства. При этом нарушения должны быть зафиксированы в процессуальных актах прокурора (для вышестоящих прокуроров, кроме того, в письмах и справках о результатах проверок).

Кроме этого, в строке 1 показываются выявленные прокурором в деятельности работников правоохранительных органов нарушения, допущенные ими в сфере учета преступлений. В строках 2-5 эти нарушения не разносятся.

Количество нарушений определяется количеством нарушенных самостоятельных требований, предусмотренных отдельными статьями (частями, пунктами статьи) УПК РФ, иных нормативных актов, регулирующих процессуальную деятельность правоохранительных органов в досудебном производстве, а также межведомственного приказа от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений". При этом если однотипное нарушение законодательства выявлено по разным уголовным делам (материалам), то количество нарушений должно быть равно числу уголовных дел (материалов).

76. В строке 2 указываются нарушения, допущенные на стадии приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении, то есть связанные с:

неправомерным отказом в приеме сообщения о преступлении;

сокрытием от регистрации принятого сообщения о преступлении;

не оформлением рапорта при наличии в поступившей информации признаков преступления;

сокрытием от проверки и рассмотрения принятого и зарегистрированного сообщения о преступлении;

непринятием по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении предусмотренного ч. 1 ст. 145 УПК РФ процессуального решения в установленные ст. 144 УПК РФ сроки;

вынесением по принятому и зарегистрированному сообщению о преступлении незаконного или необоснованного процессуального решения.

Также указываются иные нарушения закона, допущенные в процессе проверки сообщения о преступлении.

77. В строке 4 выделяются данные о нарушениях, допущенных на стадии предварительного следствия и дознания, связанных с незаконным или необоснованным:

проведением процессуальных действий без решения суда или прокурора, если такое решение обязательно;

привлечением лиц к уголовной ответственности (предъявлением обвинения или избранием меры пресечения), если это влечет применение ст. 133-139 УПК РФ о реабилитации;

задержанием лиц по подозрению в совершении преступлений в порядке ст. 91 УПК РФ;

прекращением или приостановлением уголовного дела.

В строке 4 учитываются также иные нарушения, включая повлекшие возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования или пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта) и др.

78. В строке 7 отражаются направленные в отчетном периоде в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования, включая требования о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия.

79. Строки 6, 13 и 14 заполняются в отчетах прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур и аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

80. В строке 19 отражается общее количество представлений, писем, информации и иных мер реагирования, носящих характер представлений, внесенных прокурором в соответствующие органы, осуществляющие предварительное расследование, по вопросам нарушения законности в деятельности этих органов в стадии досудебного производства.

Основанием для отражения показателей в строке 19 являются копия представления или информации и ответ по ним, приобщенные к надзорному производству.

81. В строке 20 указывается число сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, которые по представлениям, письмам, информациям и иным мерам прокурорского реагирования наказаны в дисциплинарном порядке.

При заполнении этой строки следует руководствоваться положениями пункта 20 настоящей Инструкции.

82. В строке 22 указывается общее число работников правоохранительных органов, привлеченных к уголовной ответственности по направленным прокурорами в суд уголовным делам по статьям УК РФ о преступлениях, связанных с исполнением ими своих служебных обязанностей или использованием служебных полномочий.

При этом в их числе не должны учитываться работники, наказанные в дисциплинарном порядке и привлеченные к уголовной ответственности за нарушения законности в следственных изоляторах, исправительных колониях, тюрьмах, воспитательных колониях и уголовно-исполнительных инспекциях в отношении подследственных и лиц, к которым применены меры уголовного наказания или административного воздействия, так как они учитываются отдельно в разделе 22.

83. В строке 25 отражается деятельность прокурора по надзору за исполнением Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в изоляторах временного содержания.

При учете нарушений, выявленных в процессе проверок изоляторов временного содержания, следует руководствоваться требованиями пункта 139 Инструкции.

Учтенные в этой строке нарушения в строку 1 не включаются.

84. В строке 26 показывается число незаконно задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ лиц, освобожденных прокурором при проверке законности задержания граждан в период их нахождения в изоляторах временного содержания, а также при рассмотрении сообщений о произведенных задержаниях.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо признается незаконно задержанным, если:

а) задержано за совершение деяния, не являющегося преступлением, либо по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

б) задержано с нарушением требований ст. 91 УПК РФ;

в) не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершенное преступление;

г) задержание произведено неправомочным лицом;

д) задержание произведено фактически, но процессуально не оформлено. Лица, незаконно задержанные в порядке экстрадиции, в этой строке не отражаются.

85. В строке 27 отражаются сведения об обжаловании следственными органами решений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования в порядке ст. 221 УПК РФ и результатах рассмотрения соответствующих материалов вышестоящим прокурором.

Строки 27 и 28 заполняются прокурором, полномочным принимать решения в соответствии с ч. 4 ст. 221 УПК РФ об утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд.

 

Раздел 12. Надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного следствия (с учетом повторности)

 

86. Данные в разделе разносятся по графам в зависимости от того, кем вынесено процессуальное решение, которое прокурор отменяет либо отмену которого инициирует.

В строках 10, 11, 17, 18, 25 и 26 отражаются данные о работе вышестоящих прокуроров.

87. Если на незаконное решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела постановление о его отмене выносит надзирающий прокурор, а затем после отклонения требования прокурора руководителем следственного органа вышестоящий прокурор выносит постановление об отмене решения следователя вышестоящему руководителю следственного органа, в разделе учитывается работа каждого прокурора.

Аналогичным образом формируются показатели, характеризующие работу по надзору за законностью и обоснованностью постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и постановлений о приостановлении предварительного следствия.

88. Результат рассмотрения постановления или требования прокурора отражается в отчете после получения письменного сообщения об этом от руководителя следственного органа.

89. В строках 7, 15 и 22 показываются постановления следователя, отмененные руководителем следственного органа не только по результатам первоначального рассмотрения постановления или требования прокурора, но и по результатам его обжалования.

90. В строке 8 отражаются уголовные дела, возбужденные в отчетном периоде после отмены по требованию прокурора постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (включая уголовные дела, возбужденные после проведения дополнительной проверки).

91. Отмена постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) учитывается в строке 15 как в случае полного удовлетворения требований прокурора, так и в части.

 

Раздел 13. Надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания (с учетом повторности)

 

92. В числе отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных дознавателями и органами дознания, отражаются все постановления, отмененные прокурорами и их заместителями, включая постановления о выделении уголовного дела для расследования нового преступления или в отношении нового лица, вынесенные в порядке ч. 3 ст. 154 УПК РФ.

93. В строке 8 приводится количество уголовных дел, по которым прокурорами при осуществлении надзора в процессе дознания даны письменные указания в порядке п. 4 ч. 2 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ.

Основанием для отражения этого показателя является копия письменных указаний, приобщенная к надзорному производству.

Каждое такое дело показывается в отчете только один раз, независимо от количества данных по нему письменных указаний.

Указания, содержащиеся в постановлениях прокуроров об отмене постановлений о прекращении и приостановлении дел (строки 4 и 6), не должны включаться в число письменных указаний по уголовным делам, учитываемым в строке 8.

94. Решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного расследования, вынесенные дознавателями и органами дознания, должны отражаться с учетом повторности их принятия по одному и тому же делу (материалу).

95. Данные строк 1-7 разносятся в графах 3-9 в зависимости от того, по чьему постановлению прокурор принял решение об отмене, данные строки 8 - в зависимости от того, кто расследовал уголовное дело, по которому даны письменные указания, данные строк 9-12 - в зависимости от того, кем (каким органом) были вынесены постановления о возбуждении уголовного дела и направлены ходатайства о продлении срока дознания.

96. Решения об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о приостановлении предварительного расследования учитываются в отчетах тех прокуроров, которые эти решения приняли.

Если вышестоящий прокурор отменяет постановление, вынесенное нижестоящим прокурором либо органом предварительного расследования, то это решение об отмене учитывается в отчете вышестоящего прокурора.

 

Раздел 14. Учет выявленных преступлений, ранее известных, но по разным причинам не учтенных

 

97. В разделе отражаются выявленные прокурором и поставленные на централизованный учет преступления, ранее известные, но по разным причинам не учтенные, включая преступления по уголовным делам, возбужденным правоохранительными органами по результатам дополнительной проверки, проведенной после отмены по инициативе прокурора постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

При заполнении строки 1 раздела необходимо иметь в виду следующее:

а) преступление считается учтенным, когда оно внесено в карточку первичного учета на выявленное преступление по форме N 1 (либо внесено в электронную базу данных), зарегистрировано в Едином журнале учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел и поставлено на централизованный учет в информационном центре;

б) ранее известными преступлениями считаются преступления, сведения о которых в органах, осуществляющих предварительное расследование, имелись (поступали сообщения о них), тем не менее сами преступления по различным причинам оставались неучтенными в связи с необоснованным отказом в возбуждении уголовного дела; необоснованным прекращением уголовного дела (уголовного преследования) за отсутствием события или состава преступления; ненаправлением в информационный центр учетной карточки по форме N 1 и т.п.

Эти действия могут быть результатом как неправильной оценки события, так и небрежности или сознательной деятельности, направленной на сокрытие преступления от регистрации и учета.

Таким образом, в разделе должны быть отражены данные обо всех выявленных и поставленных на учет преступлениях, которые ранее в силу изложенных выше причин не были учтены.

При этом они не могут однозначно рассматриваться как сведения о преднамеренно сокрытых от учета преступлениях. Для выяснения конкретных причин, по которым эти преступления не были поставлены на учет, требуются специальные проверки;

в) если учтенные в разделе преступления в дальнейшем (в пределах отчетного периода) будут сняты с учета в информационном центре в связи с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) за отсутствием события или состава преступления, то в этот раздел вносятся коррективы;

г) преступление отражается в отчете того прокурора, который его (преступление) выявил.

 

Раздел 15. Рассмотрение сообщений о преступлении

 

98. В разделе отражаются данные о поступивших в органы прокуратуры сообщениях о преступлении и направленных прокурорами для рассмотрения в уполномоченные органы (включая суд).

В их числе не должны учитываться постановления прокурора о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решение вопроса об уголовном преследовании, которые выносятся им в случае непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

 

Раздел 16. Надзор за законностью избрания и продления меры пресечения, а также участие в судебном заседании в порядке пп. 5 и 8 ч. 2 ст. 37 и ч. 3 ст. 165 УПК РФ

 

Раздел 17. Надзор за законностью заключения под стражу

 

99. В разделах отражается деятельность прокурора по проверке в порядке, установленном пп. 5 и 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ходатайств дознавателей и следователей о производстве предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ процессуальных действий, требующих судебного решения.

100. Ходатайства о производстве выемки информации (выдаче сведений) о входящих и исходящих звонках у операторов сотовой связи учитываются в графе 13 раздела 16 в числе иных ходатайств.

 

Раздел 18. Участие в судебных заседаниях при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ

 

101. В разделе отражается деятельность прокурора по участию в рассмотрении судом первой инстанции жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих дознание и предварительное следствие, а также прокурора и заместителя прокурора.

В строках с 3 по 14 данные в разделе разносятся в зависимости от того, какое процессуальное решение или действие (бездействие) обжалуется, а в графах с 3 по 12 - в зависимости от того, кем вынесено обжалуемое процессуальное решение или действие (бездействие).

 

Участие прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам
(разделы 19-21)

 

102. Подразделения, занимающиеся вопросами реабилитации жертв политических репрессий, свою работу в этих разделах не показывают.

 

Раздел 19. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой, апелляционной и кассационной инстанций

 

103. В графе 1 учитываются рассмотренные судом с участием прокурора уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения (в том числе уголовные дела, указанные в ч. 4 ст. 20 УПК РФ), по которым принято следующее решение: вынесен приговор либо постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о применении принудительных мер медицинского характера к невменяемым либо о возвращении уголовного дела прокурору. В графе 2 показываются лица по этим делам.

Если по уголовному делу судом вынесено в отчетном периоде несколько из указанных выше решений, каждое должно быть показано в соответствующей строке.

104. Сведения в разделе в строках 1-26 отражаются тем прокурором, который участвовал в судебном рассмотрении дела. Таким образом, прокурор, направивший дело в суд, но в его рассмотрении не участвовавший, это дело в своем отчете не учитывает.

Если же по поручению прокурора субъекта Российской Федерации и приравненного к нему прокурора иной специализированной прокуратуры обвинение в областном или приравненном к нему суде поддерживалось прокурором нижестоящей прокуратуры, то участие прокурора в рассмотрении этого дела судом должно быть отражено в указанных строках в отчете аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации и иной приравненной к ней прокуратуры.

105. В случае соединения судом в одно производство нескольких уголовных дел, они учитываются как одно дело.

106. Если по делу с несколькими подсудимыми в отношении хотя бы одного из них суд выносит обвинительный приговор, а в отношении других иные решения, то такое дело должно быть учтено как рассмотренное с вынесением обвинительного приговора, то есть в строке 5 графы 1. При этом данные о лицах разносятся в графе 2 по строкам 2-8 в соответствии с тем решением, которое суд вынес в отношении каждого из них.

В строке 6 графе 1 следует показывать только те дела, по которым все подсудимые оправданы.

В графе 2 в строках 6 и 8 учитываются только лица, которые оправданы либо преследование в отношении которых прекращено в полном объеме.

107. В строке 4 учитываются уголовные дела, возвращенные прокурору в отчетном периоде судом первой инстанции в порядке, установленном ст. 237 УПК РФ (во всех случаях, включая повторные решения).

108. В строках 12 и 13 показываются уголовные дела, рассмотренные как в райгорсуде, так и в суде субъекта Российской Федерации. Последние при этом должны быть отражены также в строке 24.

109. При учете дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в строках 15 и 31 следует руководствоваться требованиями ст. 15 УК РФ.

Для определения степени тяжести необходимо также иметь в виду, что:

а) наиболее тяжким считается обвинение в совершении преступления, за которое предусмотрено более строгое наказание;

б) при равенстве предусмотренных законом санкций в расчет берется обвинение в совершении наиболее распространенного преступления либо преступления, относящегося к категории тяжкого или особо тяжкого.

110. В строке 16 отражаются данные обо всех уголовных делах в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ.

Данные о лицах в графе 2 в строках 17-21 разносятся с учетом особого статуса каждого лица.

111. В строке 25 учитываются уголовные дела, рассмотренные в Верховном Суде Российской Федерации и в суде субъекта Российской Федерации с участием работников аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры.

112. В строках 27 и 29 учитываются уголовные дела частно-публичного и публичного обвинения (в том числе уголовные дела, указанные в ч. 4 ст. 20 УПК РФ), рассмотренные в судах соответственно апелляционной или кассационной инстанций.

113. Строки 29-34 заполняются транспортным и иным специализированным прокурором в том случае, если они участвовали в рассмотрении уголовного дела, жалобы либо представления судом кассационной инстанции.

114. При отражении сведений в строке 33 следует иметь в виду, что в ней учитываются все материалы, рассмотренные судом кассационной инстанции, как по жалобам заинтересованных лиц, так и по представлениям прокурора на судебные решения, вынесенные в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу и вынесенные в порядке исполнения приговора.

115. Сведения о поддержании гособвинения прокурором субъекта Российской Федерации либо приравненным к нему прокурором специализированной прокуратуры, его заместителями и другими работниками аппарата по всем делам, оконченным с приговором, учитываются в отчете прокуратуры субъекта Российской Федерации и иной приравненной к ней прокуратуры в строках 35-38.

Поддержание государственного обвинения районными (городскими) прокурорами по всем делам с приговором, рассмотренным с их участием как в областных и приравненных к ним судах, так и в районных (городских) судах, отражается в отчетах соответствующих районных (городских) прокуроров в строке 39.

116. Если по делу участвовали несколько обвинителей (указаны в приговоре), то в строках 35-39 отражается участие каждого из них. При этом сумма показателей этих строк может быть больше показателя в строке 5.

 

Раздел 20. Представления прокурора на судебные решения по уголовным делам

 

117. Раздел содержит информацию, характеризующую работу прокурора по принесению апелляционных, кассационных и надзорных представлений на приговоры, определения и постановления суда, в том числе вынесенные в ходе досудебного производства.

118. Сведения о принесенных или отозванных представлениях отражаются на момент составления отчета тем прокурором, который принес или отозвал представление.

119. Если по одному делу представление вносится в суд надзорной инстанции несколько раз (например, в случае несогласия с постановлением судьи об отказе в возбуждении надзорного производства прокурор вносит надзорное представление председателю суда или его заместителю), в графе 3 отражается каждое внесенное прокурором представление.

Направленные вышестоящему прокурору представления о принесении надзорного представления в графе 3 не учитываются.

120. В графах 4 и 5 приводится количество надзорных представлений, по которым судом приняты решения о возбуждении надзорного производства или об отказе в возбуждении надзорного производства в текущий отчетный период, в том числе и в тех случаях, если представления были принесены в предыдущий отчетный период.

 

Раздел 21. Результаты рассмотрения судом представлений прокурора

 

121. В этом разделе отражаются результаты рассмотрения судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций представлений прокурора, принесенных на судебные решения по уголовным делам, в том числе вынесенные в ходе досудебного производства.

Данные в разделе приводятся по числу лиц.

122. При анализе эффективности кассационного обжалования следует соотносить данные о количестве приговоров, отмененных и измененных по кассационным представлениям прокуроров (строки 4, 12 и 14), с данными о количестве приговоров, отмененных и измененных по жалобам и представлениям (строка 25).

При этом следует исходить из требований подпунктов "а"-"г" пункта 129 настоящей Инструкции, в соответствии с которыми приговор признается отмененным или измененным. При отражении показателей по жалобам эти требования также обязательны.

123. В соответствии с ч. 4 ст. 367 УПК РФ суд апелляционной инстанции, принимая решение об изменении приговора суда первой инстанции, постановляет новый приговор. Тем не менее в отчете такие решения должны быть учтены в строке 14 граф 1 и 2, а не в строке 4.

124. При наличии нескольких оснований принесения представления из перечисленных в строках 4-18 в отчете отражается одно из них, наиболее существенное.

125. Если суд, рассмотрев представление, не согласился с его требованием, но изменил или отменил приговор, определение либо постановление по иным мотивам, это представление должно быть учтено как отклоненное по тому мотиву, по которому оно вносилось прокурором.

126. По общему правилу представление прокурора, содержащее несколько мотивов и удовлетворенное судом по одному из них, отражается как удовлетворенное по этому мотиву.

Если по представлению прокурора приговор отменен или изменен по мотиву, который согласно подпунктам "а"-"г" пункта 129 не рассматривается как отменяющий либо изменяющий приговор, то результат рассмотрения такого представления отражается только в строке 1.

127. В строке 20 раздела учитываются результаты рассмотрения представлений прокурора, принесенных им на любое решение суда, принятое на досудебной стадии уголовного производства.

128. В строке 24 отражаются результаты рассмотрения протестов прокурора, принесенных им по жалобе на вступившие (графы 3 и 4) и не вступившие (графы 5 и 6) в законную силу судебные постановления, вынесенные в порядке п. 3 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, о прекращении производства по делу об административном правонарушении и передаче материалов прокурору или в орган предварительного расследования, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. В строке 1 эти протесты не учитываются.

129. В строках 25-27 приводятся данные о лицах, приговоры в отношении которых, отменены и изменены апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями по жалобам и представлениям всех участников процесса по делам частно-публичного и публичного обвинения (в том числе уголовные дела, указанные в части 4 ст. 20 УПК РФ). При заполнении этих строк, а также строк 4-18 необходимо иметь в виду то, что:

а) приговор не учитывается в строке 4 либо в строке 12 как отмененный, если отменен:

с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) за отсутствием события, состава преступления, а также за непричастностью частично по менее тяжкому обвинению. Такой приговор следует учитывать как измененный с изменением квалификации;

с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) в связи с применением акта амнистии, изданного после вынесения приговора;

с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) в связи с изменением закона при условии, что приговор был вынесен до вступления в силу нового закона;

с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) за смертью;

с прекращением уголовного дела (уголовного преследования) за примирением сторон;

в связи с истечением срока давности, если этот срок истек после вынесения приговора;

в части гражданского иска;

судом апелляционной инстанции в связи с процессуальными нарушениями (не предоставлен переводчик и т.п.) и вынесен новый обвинительный приговор. Такой приговор следует учитывать в строке 14 как измененный;

оправдательный приговор частично по менее тяжкому обвинению;

б) приговор не учитывается в строке 15 и соответственно в строке 14 как измененный с изменением квалификации (при условии, что не изменяется наказание, назначенное по приговору), если:

исключено указание о признании рецидива, опасного рецидива либо особо опасного рецидива;

действия осужденного переквалифицированы в связи с изменением закона при условии, что приговор был вынесен до вступления в силу нового закона;

исключено отягчающее обстоятельство.

Если же было изменено наказание, назначенное по приговору, то приговор должен учитываться как измененный со снижением наказания в строке 17.

в) приговор не учитывается в строке 17 и соответственно в строке 14 как измененный без изменения квалификации со снижением меры наказания, если:

изменен режим отбывания лишения свободы;

изменен порядок отбывания исправительных работ;

осужденному снижено наказание в связи с применением акта амнистии, изданного после вынесения приговора;

осужденному снижено наказание в связи с изменением закона при условии, что приговор был вынесен до вступления в силу нового закона;

осужденному снижено наказание в связи с освобождением от уголовной ответственности за истечением срока давности, если этот срок истек после вынесения приговора;

г) кроме этого, приговор не учитывается в строке 14 как измененный, если внесены изменения во вводную часть приговора (например, исключено указание на погашенную судимость, скорректированы установочные данные и т.п.).

 

Надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов
(разделы 22-27)

 

130. Разделы содержат основные показатели работы прокурора (специализированного и территориального), осуществляющего надзор за законностью в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных органов и организаций, участвующих в исполнении уголовных наказаний.

Вместе с тем прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний должны отражать свою работу также в разделах 4-21 согласно выполняемым ими функциям.

В случае выявления прокурорами по надзору за законностью исполнения наказаний нарушений, не связанных с исполнением наказаний (например, природоохранного законодательства или о пожарной безопасности), они заполняют также разделы 1-3. Данные этих разделов включаются в сводный отчет.

 

Раздел 22. Проведение проверок и меры прокурорского реагирования

 

131. В графе 1 отражаются все виды проверок соблюдения законов в перечисленных в строках 1-14 учреждениях уголовно-исполнительной системы, иных органах и организациях, участвующих в исполнении уголовных наказаний, (независимо от вопросов, по которым они проводились) всеми прокурорами, осуществляющими надзор за этими учреждениями и организациями.

Графы 1, 2 и 3 строки 12 (органы внутренних дел) и строки 14 (иные учреждения, участвующие в исполнении наказаний) заполняются в случае, если проверки этих органов и учреждений являются самостоятельными, то есть проводятся вне рамок проверки уголовно-исполнительной инспекции.

132. В графе 2 отражается количество проверок, проведенных прокурором субъекта Российской Федерации или лицом, его замещающим.

133. Если по результатам одной проверки прокурором использованы разные формы реагирования (например, принесен протест и внесено представление), то каждая из них должна быть учтена в соответствующей графе.

134. В строке 14 в графах 1-3, 6-13, 16 и 17 показываются данные о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления, а также в учреждениях и организациях, в которых исполняются наказания в виде обязательных и исправительных работ.

135. Акты прокурорского реагирования и результаты их рассмотрения указываются в строках раздела в зависимости от вида органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором выявлены все или большая часть нарушений.

Например, если по результатам проверок различных учреждений, прокурор вносит представление в территориальный орган уголовно-исполнительной системы по региону, то это представление отражается в той строке, где показано учреждение, в котором выявлено наибольшее количество нарушений.

В строке 13 "Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы" учитываются меры прокурорского реагирования на нарушения, выявленные непосредственно в этих органах.

136. В графе 4 в строках 1-10 учитываются лица, освобожденные прокурорами в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" из следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений как незаконно содержащиеся.

В этой графе не учитываются освобожденные прокурором лица, незаконно содержавшиеся в помещениях, предназначенных для отбывания мер взыскания. Они должны быть учтены в разделе 26.

137. В графе 5 в строке 11 показываются лица, снятые по требованию прокурора с учета в уголовно-исполнительных инспекциях как незаконно состоящие на учете в этих учреждениях.

138. В графах 16 и 17 отражается общее число работников уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел и др., которым предъявлено обвинение в совершении преступления, связанного с выполнением ими служебных обязанностей по исполнению уголовного наказания, а также число осужденных за эти преступления (по приговорам, вступившим в законную силу).

 

Раздел 23. Характер выявленных нарушений законов в деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов

 

139. В разделе отражаются сведения о выявленных прокурорами нарушениях законов и органах, при проверке которых эти нарушения установлены.

По общему правилу количество выявленных прокурором нарушений законов определяется числом нарушенных самостоятельных требований, предусмотренных отдельными статьями (частями, пунктами статьи) УИК РФ или иных законодательных актов.

При этом, если установлены однотипные нарушения прав нескольких лиц, то количество учитываемых нарушений законодательства должно быть равно числу этих лиц (например, невыдача медикаментов нескольким больным осужденным или несоблюдение предусмотренной законом нормы санитарной площади в камере на одного человека).

При выявлении длящегося нарушения закона учитывается одно нарушение.

Если вскрываются те же нарушения закона при повторной проверке, они отражаются как самостоятельные.

140. В строке 11 в соответствующих графах показывается количество нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства, допущенных в отношении осужденных к лишению свободы администрациями следственных изоляторов (в том числе помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов), исправительных и лечебно-профилактических учреждений, должностными лицами федерального и территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также администрациями иных учреждений, участвующих в исполнении наказаний.

 

Раздел 24. Надзор за состоянием медико-санитарного обеспечения

 

141. В разделе отражаются данные о лицах, умерших (погибших) в период отбывания наказания или содержания под стражей.

 

Раздел 25. Учет осужденных лиц, совершивших преступление в период отбывания уголовного наказания или содержания под стражей

 

142. Учет осужденных в разделе ведется по приговорам, вступившим в законную силу.

143. При заполнении графы 7 следует иметь в виду, что в ней показываются осужденные, совершившие преступление в период нахождения на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

 

Раздел 26. Надзор за законностью применения мер взыскания к осужденным в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях и к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении в следственных изоляторах

 

144. В разделе учитываются отмененные прокурорами приказы и постановления администраций учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, о применении мер взыскания, в том числе с одновременным освобождением прокурорами лиц, незаконно содержавшихся в карцерах, штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и дисциплинарных изоляторах.

 

Раздел 27. Дополнительные данные о работе по надзору за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторов

 

145. В строке 7 учитываются информации прокурора, направленные в органы власти и суды, как правило, по результатам проведенных обобщений соблюдения уголовно-исполнительного законодательства.

146. В строке 9 отражаются принятые лично руководством прокуратур всех уровней лица, содержащиеся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а также состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

147. В строке 10 показываются административные дела, возбужденные по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора и его заместителя в отношении работников уголовно-исполнительной системы, а также в отношении работников иных органов и организаций, участвующих в исполнении наказаний. В строке 11 учитываются названные выше работники, наказанные в отчетном периоде в административном порядке по ст. 17.7 КоАП РФ.

 

Раздел 28. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

 

148. В разделе отражаются результаты координационной деятельности прокурора, осуществляемой им в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

149. В строке 1 учитываются заседания координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, проведенные под председательством прокурора либо лица, исполняющего его обязанности.

Строки 1 и 3 в центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации заполняет организационное управление. Сведения о координационных совещаниях, проведенных в подразделениях центрального аппарата в федеральных округах, отражаются этими подразделениями в своем отчете самостоятельно.

150. В строке 2 указывается количество межведомственных совещаний, проведенных прокурором, руководителями правоохранительных органов или их заместителями по отдельным проблемным вопросам борьбы с преступностью. От координационных совещаний они отличаются кругом участников и вопросами повестки дня.

Решение межведомственного совещания подписывается уполномоченными лицами.

Сведения о проведенном совещании показывает в своем отчете то подразделение, которое организует его подготовку и проведение.

151. В строке 3 учитываются только вопросы, непосредственно относящиеся к сфере борьбы с преступностью. Вопросы организационного характера в данную строку не включаются.

152. В строке 4 отражается количество межведомственных рабочих групп, созданных в отчетном периоде по отдельным направлениям совместной деятельности по борьбе с преступностью.

Совещания, проведенные в рамках работы этих групп, в строке 2 не учитываются, за исключением совещаний, которые проходят под председательством руководителей правоохранительных органов и (или) их заместителей.

153. В строке 5 учитываются совместные целевые мероприятия, проведенные для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению, в соответствии с планом основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, отраслевыми межведомственными планами мероприятий по борьбе с преступностью по конкретным направлениям деятельности (например, в сфере экономики, незаконного оборота оружия, наркотических средств, декриминализации топливно-энергетического комплекса и др.), а также во внеплановом порядке.

Необходимо учитывать, что в данной строке отражаются все совместные целевые мероприятия, которые проводятся участниками координационной деятельности по согласованию или под эгидой прокуратуры, но не обязательно с её непосредственным участием (например, совместное целевое мероприятие в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, проведенное органами внутренних дел и наркоконтроля согласно плану основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью).

154. В строках 6 и 7 отражается количество совместных организационно-распорядительных и информационно-аналитических документов, изданных в сфере борьбы с преступностью и направленных в правоохранительные и иные органы.

Постановления координационных совещаний и организационно-распорядительные документы о создании межведомственных рабочих групп в этих строках не учитываются.