В целях организации эффективного взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации (СК России) со средствами массовой информации, поддержания связей с общественными объединениями при реализации установленных полномочий по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и повышения доверия граждан к СК России, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-Ф3 "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России (далее - следственные органы СК России), руководителям учреждений и организаций СК России в пределах установленной компетенции:
1.1. Рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ) и общественными объединениями, в том числе с правозащитными и религиозными организациями, как одно из важнейших направлений работы следственных органов, учреждений и организаций СК России.
1.2. Осуществлять взаимодействие со СМИ и общественными объединениями на основе принципов гласности, законности, объективности, системности, оперативности и профессионализма в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, законами Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" и от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", федеральными законами от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации, касающимися вопросов информационной политики, а также организационно-распорядительными документами СК России.
1.3. Обеспечить проведение в системе СК России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации единой информационной политики - комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, научно-методического, издательского и иного характера, направленных на объективное освещение деятельности СК России, его следственных органов, учреждений и организаций в СМИ, гармонизацию отношений СК России и общества, разъяснение гражданам целей проводимой в государстве правовой реформы.
1.4. Организовать выполнение следующих задач в сфере взаимодействия со СМИ и общественными объединениями:
создание адаптированного к современным социальным и политическим условиям эффективного механизма взаимодействия СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России со СМИ и общественностью, который будет способствовать формированию в обществе правового сознания и правового поведения, что позволит снизить уровень преступности в стране;
систематическое и оперативное информирование общественности о результатах деятельности СК России, основанное на принципе открытости и гласности, с учетом паритета интересов государственных органов и общественных объединений при освещении событий, имеющих социальный интерес, строгого соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
пресечение в рамках действующего законодательства распространения недостоверной информации о деятельности СК России, следственных органов и учреждений СК России и отдельных сотрудников СК России в связи с исполнением ими должностных полномочий;
реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, в том числе о деятельности СК России, а также на использование такого рода информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности;
поддержка общественных инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности СК России, уровня правового сознания населения; формирование активной гражданской позиции по вопросам содействия следственным органам в раскрытии преступлений;
развитие сотрудничества с федеральными, региональными, ведомственными и электронными СМИ, правозащитными и иными общественными объединениями и организациями;
осуществление комплекса мероприятий информационно-пропагандистского характера, направленных на формирование позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью; формирование в общественном сознании положительного образа сотрудника СК России и повышение степени доверия общества к деятельности СК России;
подготовка предложений нормативно-правового, методического, научного и организационного характера, направленных на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой СК России;
проведение информационного обеспечения деятельности СК России;
популяризация периодических изданий и иных средств массовой информации, учрежденных и издаваемых СК России;
совершенствование системы подготовки, обучения и повышения квалификации сотрудников СК России, ответственных за взаимодействие со СМИ; использование в этих целях возможностей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации", сети государственных образовательных и научных учреждений.
1.5. Принимать необходимые организационные меры к налаживанию деловых и конструктивных взаимоотношений со СМИ и общественными объединениями, в том числе с правозащитными и религиозными организациями, для эффективного решения задач, стоящих перед СК России.
1.6. Регулярно информировать население России о состоянии следственной работы, мерах по раскрытию преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, вызвавших повышенный общественный интерес, обеспечивая при этом достаточную информативность предоставляемых сведений, соблюдение требований закона и интересов следствия.
Для этих целей использовать различные формы взаимодействия со СМИ: проведение личных встреч руководителей следственных органов, учреждений и организаций СК России с редакторами ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, с журналистами; организацию пресс-конференций и брифингов по наиболее актуальным вопросам; проведение встреч и "круглых столов" с представителями общественных объединений и религиозных организаций и др.
1.7. При предании гласности материалов о следственной деятельности:
неукоснительно руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися осуществления уголовного судопроизводства;
обеспечивать тщательный отбор и проверку сведений и материалов, готовящихся для освещения в СМИ;
не допускать распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также носящих конфиденциальный характер, в том числе составляющих тайну следствия;
предавать гласности материалы предварительного следствия в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если разглашение сведений не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;
учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека о том, что преждевременные заявления государственных должностных лиц о виновности обвиняемого в отсутствие вступившего в законную силу обвинительного приговора должны рассматриваться как нарушения принципа презумпции невиновности.
1.8. Незамедлительно направлять в управление взаимодействия со средствами массовой информации СК России (далее - управление взаимодействия со СМИ) материалы по наиболее важным вопросам следственной деятельности для размещения на официальном сайте СК России в сети Интернет (далее - Интернет-сайт), а также для освещения в российских и зарубежных СМИ. При подготовке материалов особое внимание уделять созданию положительного образа сотрудника СК России и повышению престижа следственной работы, формированию позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью, чувства защищенности граждан от преступных посягательств.
1.9. Обеспечить тщательную проверку и юридическую обоснованность направляемых в СМИ материалов.
Исходить из того, что должностные лица СК России, предоставившие материалы в управление взаимодействия со СМИ, несут ответственность за их достоверность.
1.10. Учитывать, что публиковать в СМИ официальные сообщения (заявления) имеют право:
по вопросам деятельности системы СК России - Председатель Следственного комитета Российской Федерации или по его поручению - заместители Председатели Следственного комитета Российской Федерации и руководитель управления взаимодействия со СМИ;
по вопросам деятельности следственных органов СК России, учреждений и организаций СК России - руководители указанных следственных органов, учреждений и организаций или по их поручению - заместители руководителей следственных органов, учреждений и организаций СК России, руководители отделов по взаимодействию со СМИ и их заместители, а также старшие помощники (помощники) руководителей по взаимодействию со СМИ (пресс-секретари руководителей следственных органов СК России).
Информацию о конкретных уголовных делах по поручению своих непосредственных руководителей могут давать в СМИ следователи, в производстве которых находится уголовное дело.
1.11. Проекты официальных сообщений (заявлений) от имени Председателя Следственного комитета Российской Федерации направлять в управление взаимодействия со СМИ с приложением документов, обосновывающих содержание сообщения (заявления), для доклада Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Проекты официальных сообщений и (или) материалы для их подготовки, иные материалы о деятельности СК России, предназначенные для освещения в российских федеральных и зарубежных СМИ, направлять в управление взаимодействия со СМИ после согласования с заместителями Председателя Следственного комитета Российской Федерации или по их поручению - с руководителями главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата СК России.
1.12. Информировать управление взаимодействия со СМИ о предстоящем участии в мероприятиях, проводимых СМИ, общественными объединениями, в том числе с правозащитными и религиозными организациями. В случаях участия в указанных мероприятиях принимать в пределах компетенции меры к информированию общественности о результатах работы следственных органов, учреждений и организаций СК России.
2. Управлению взаимодействия со СМИ:
2.1. На постоянной основе проводить мониторинг ведущих федеральных СМИ, а также основных Интернет-порталов и сайтов в целях оперативного информирования руководителей СК России о нарушениях законности, чрезвычайных происшествиях и иных значительных событиях.
Обращать особое внимание на информацию о нарушениях прав и свобод граждан, допущенных при расследовании уголовных дел следователями СК России, иных нарушениях законности. Незамедлительно передавать такие материалы в соответствующие подразделения СК России для организации проверки изложенных сведений.
2.2. Незамедлительно докладывать Председателю Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о проведении проверки в установленном порядке размещенные в СМИ сведения:
представляющие собой сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следователей СК России;
содержащие критику деятельности СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России;
указывающие на нарушения закона, допущенные сотрудниками СК России.
2.3. Систематически организовывать встречи Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителей подразделений центрального аппарата СК России с журналистами ведущих периодических изданий, информационных агентств, телекомпаний, устраивать пресс-конференции и "круглые столы" по актуальным вопросам деятельности СК России, оказывать сотрудникам центрального аппарата СК России, выступающим перед средствами массовой информации в теле-, радиоэфире и на пресс-конференциях, необходимую профессиональную помощь, включая участие в предэфирной подготовке.
2.4. Изготавливать собственные видео- и киноматериалы о деятельности СК России, создать и пополнять видеоархив.
2.5. Оказывать помощь журналистам программ федеральных телевизионных каналов, радио, печатных, электронных и других СМИ в подготовке материалов о деятельности СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России, привлекая для этого в случае необходимости сотрудников центрального аппарата СК России и следственных органов, учреждений и организаций СК России.
2.6. Осуществлять контроль и координацию деятельности подразделений центрального аппарата СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России по вопросам взаимодействия со СМИ.
Систематически проводить анализ практики взаимодействия СК России, его следственных органов, учреждений и организаций со СМИ в целях обобщения и распространения положительного опыта работы и совершенствования деятельности на данном направлении.
2.7. Запрашивать в подразделениях центрального аппарата СК России, в следственных органах, учреждениях и организациях СК России с учётом предусмотренных законом ограничений тайны следствия необходимые материалы и информацию для оперативного размещения в СМИ.
2.8. Ежеквартально проводить анализ публикаций в СМИ о деятельности СК России, его следственных органов, учреждений и организаций и эффективности проводимой управлением взаимодействия со СМИ информационной политики.
О результатах докладывать Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
2.9. Проводить работу по актуализации информации, размещаемой на официальном Интернет-сайте СК России.
2.10. Вносить Председателю Следственного комитета Российской Федерации предложения по вопросам взаимодействия со СМИ и развития общественных связей, совершенствования информационной политики и нормативной правовой базы СК России в пределах своей компетенции.
2.11. Совместно с управлением кадров проводить работу по повышению квалификации работников следственных органов, учреждений и организаций СК России по вопросам взаимодействия со СМИ.
3. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям учреждений и организаций СК России:
3.1. Передавать материалы о деятельности возглавляемых следственных органов, учреждений и организаций СК России в целях их освещения в региональных СМИ через старших помощников (помощников) руководителей следственных органов СК России, ответственных за взаимодействие со СМИ (пресс-секретарей руководителей), или иных должностных лиц, уполномоченных руководителями следственных органов, учреждений и организаций СК России.
3.2. При обращении работников новостных, правовых и других программ федеральных и зарубежных телеканалов согласовывать целесообразность взаимодействия с ними с управлением взаимодействия со СМИ;
3.3. Согласовывать с управлением взаимодействия со СМИ свои действия и действия подчинённых сотрудников СК России, связанные с участием в теле- видео- и аудиопрограммах, а также интернет-конференциях и организацией съемок.
3.4. В целях обеспечения оперативного и объективного освещения в СМИ обстоятельств происшествий, вызвавших повышенный общественный интерес, обеспечить выезд подчинённых сотрудников, ответственных за взаимодействие со СМИ, на места происшествий указанной категории (за исключением военных следственных органов - с учетом специфики их организации и деятельности).
3.5. Оперативно обеспечить запись комментариев для всех съемочных групп, находящихся на месте происшествия, о процессуальных действиях сотрудников СК России.
3.6. Обеспечивать максимальное содействие представителям СМИ по получению комментариев сотрудников СК России и иной интересующей их информации при подготовке публикаций и информационных сюжетов о материалах проверки сообщений о преступлении и уголовных делах, находящихся в производстве следователей следственных органов СК России.
3.7. Незамедлительно направлять в управление взаимодействия со СМИ информацию о происшествиях и преступлениях, совершенных в регионе и вызвавших повышенный общественный резонанс, для дальнейшего ее размещения на Интернет-сайте СК России.
Проекты пресс-релизов о возбуждении уголовных дел, предъявлении обвинения, направлении уголовных дел прокурору или в суд передавать в управление взаимодействия со СМИ в день принятия такого решения. При подготовке информации руководствоваться требованиями и рекомендациями, разработанными управлением взаимодействия со СМИ. Размещать указанную информацию на интернет-сайтах следственных органов СК России только после опубликования на Интернет-сайте СК России либо после согласования с управлением взаимодействия со СМИ.
3.8. Проявлять инициативу и организовывать публикацию информации о работе следственных органов, учреждений и организаций СК России во всех местных, региональных, федеральных и электронных СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет).
3.9. Организовывать непрерывный мониторинг размещаемых в местных, региональных, федеральных и электронных СМИ сведений о деятельности следственных органов, учреждений и организаций СК России (за исключением военных следственных органов - с учетом специфики их организации и деятельности).
Уделять особое внимание сообщениям о преступлениях коррупционной направленности, преступлениях, совершенных в отношении детей и социально незащищенных категорий населения, для последующего решения вопроса о проведении доследственных проверок.
Результаты мониторинга еженедельно представлять в управление взаимодействия со СМИ.
3.10. Оперативно реагировать на информацию в СМИ о деятельности следственных органов, учреждений и организаций СК России, не соответствующую действительности или являющуюся юридически неграмотной; требовать от СМИ опубликования опровержения или уточнения такой информации.
3.11. Систематически организовывать встречи с журналистами ведущих региональных периодических изданий, информационных агентств, телекомпаний; устраивать пресс-конференции и "круглые столы" по актуальным вопросам деятельности следственного органа, учреждения и организации СК России, в том числе с участием представителей общественных и религиозных объединений.
3.12. Следить за актуальностью информации, размещаемой на Интернет-сайте следственного органа, учреждения и организации СК России.
3.13. При составлении планов работы на очередной отчетный период планировать работу по взаимодействию со СМИ и общественностью, определяя исполнителей и разрабатывая тематику публикаций и выступлений руководителей и сотрудников следственных органов, учреждений и организаций в СМИ.
4. Должностным лицам СК России, ответственным за организацию и осуществление взаимодействия со СМИ, в целях выполнения поставленных задач:
обеспечивать в установленном порядке аккредитацию журналистов, освещающих вопросы права, правосудия и борьбы с преступностью, оказание содействия СМИ в ведении постоянных рубрик, блоков информации, тематических передач на телевидении и радио;
осуществлять непрерывный мониторинг публикуемых в СМИ материалов, касающихся деятельности СК России;
анализировать динамику показателей общественного мнения ведущих социологических служб и компаний по ключевым вопросам деятельности СК России, его следственных органов, учреждений и организаций;
подготавливать для публикации в СМИ разъяснения по вопросам, возникающим при взаимодействии со СМИ и общественностью, а также предоставлять в СМИ информацию по фактам и событиям, вызывающим повышенный общественный интерес;
организовывать регулярные выступления в СМИ руководителей и представителей СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России, подготовку соответствующих видео-, фото-, аудио- и печатных материалов по актуальным вопросам деятельности СК России;
проводить конференции, семинары и совещания с участием представителей СМИ, общественных объединений и организаций граждан по вопросам расширения их взаимодействия со следственными органами СК России в целях укрепления общественного порядка, предупреждения социальной и межнациональной напряженности;
размещать актуальную информацию о деятельности СК России, его следственных органов, учреждений и организаций на официальном Интернет-сайте СК России, интернет-сайтах следственных органов СК России, сайтах информационных агентств и издательств;
принимать необходимые меры к привлечению к установленной законом ответственности лиц, распространяющих в СМИ заведомо ложную или недостоверную информацию о деятельности СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России, а также сведений, составляющих государственную, следственную или иную охраняемую законом тайну;
организовывать и проводить конкурсы на лучшее освещение деятельности СК России в СМИ;
анализировать практику взаимодействия со СМИ в целях обобщения и распространения положительного опыта работы.
5. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России в случае непосредственного обращения журналистов к ним, к следователям и другим подчиненным сотрудникам центрального аппарата СК России уведомлять об этом управление взаимодействия со СМИ.
6. Считать утратившими силу приказы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 01.12.2008 N 97 "Об утверждении Концепции взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации" и от 26.05.2009 N 15 "Об организации взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности и управление взаимодействия со средствами массовой информации.
Председатель Следственного комитета |
А.И. Бастрыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Следственного комитета России от 11 августа 2011 г. N 127 "Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью"
Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)