Указание Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей"
Изучение практики задержания подозреваемых в совершении преступлений и избрания в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу показывает, что требования Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающие повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, нередко не соблюдаются.
В целях исполнения требований закона о применении указанных мер уголовно-процессуального принуждения, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:
1.1. Использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; избрания и применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.
1.2. При осуществлении надзора за исполнением требований законодательства о применении указанных мер процессуального принуждения особое внимание обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации и настоящего указания.
1.3. Тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.
1.4. В целях выявления и пресечения нарушений прав граждан устанавливать соответствие указанного в протоколе времени задержания с фактическим, изучая необходимые материалы, в том числе рапорты сотрудников правоохранительных органов, произведших задержание; сопоставлять сведения о составлении протоколов задержания подозреваемых непосредственно после истечения срока их ареста за административные правонарушения; выполнять иные проверочные мероприятия.
1.5. Обеспечить системный надзор за соблюдением порядка и сроков содержания подозреваемых, обвиняемых в местах предварительного заключения.
Не реже одного раза в месяц проводить сверки сведений о задержанных и заключенных под стражу лицах с данными учетной документации территориальных подразделений соответствующих ведомств (ИВС, СИЗО, камер административно-задержанных), гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
1.6. Обеспечить качественный надзор за законностью и обоснованностью принятых процессуальных решений по уголовным делам, по которым задержанные и заключенные под стражу лица в ходе предварительного расследования были освобождены.
В прокуратурах завести книгу учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства (приложение).
Во всех случаях освобождения лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений и содержавшихся в ИВС, СИЗО и на гауптвахтах, давать оценку законности этим действиям, принимая во внимание результаты расследования уголовных дел, по которым они были задержаны, в том числе прекращенных по реабилитирующим основаниям, приостановленных в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а также тех, по которым изменена квалификация на менее тяжкие составы преступления.
1.7. В ходе рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу применять взвешенный, избирательный подход; внимательно изучать представляемые в суд материалы уголовного дела, ответственно рассматривать каждый случай и оценивать доводы соответствующих ходатайств дознавателя, следователя, а также лиц, участвующих в судебном заседании, включая потерпевших, не допуская при этом формализма.
Исходить из того, что заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть избрано лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В обязательном порядке изучать вопрос о возможности избрания.
1.8. Принимать во внимание, что по смыслу ч. 1 ст. 108 УПК РФ в постановлении дознавателя, следователя о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, которые требуют изоляции лица от общества.
В случаях систематического неисполнения дознавателем, следователем данных требований закона принимать меры прокурорского реагирования.
1.9. При недостаточности данных об обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу заявлять ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных материалов.
1.10. При выборе правовой позиции по заявленному ходатайству давать оценку реальности содержащихся в нем сведений и обоснованности изложенных доводов. При отсутствии в прилагаемых материалах аргументированных выводов о необходимости заключения лица под стражу отказывать дознавателю в даче согласия на возбуждение соответствующего ходатайства, а также не поддерживать заявленное следователем ходатайство в суде.
1.11. Помимо указанных в законе обстоятельств и оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, руководствоваться тем, что применение данной меры пресечения должно носить исключительный характер в случаях, когда лица подозреваются, обвиняются в совершении преступлений, не относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, а также не носящих насильственного характера.
1.12. Тщательно рассматривать вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц со слабым здоровьем и пожилого возраста, женщин и других лиц, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности.
Считать непосредственной обязанностью изучение вопроса о возможности нахождения несовершеннолетних на попечении близких родственников или иных лиц, а также их помещения в детские учреждения.
Иметь в виду, что к постановлению о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей либо иных нетрудоспособных иждивенцев, должны быть приобщены материалы, свидетельствующие о том, что дети, иные иждивенцы будут находиться на попечении близких родственников или других лиц, помещены в детские, социальные либо медицинские учреждения (соответствующие заявления близких родственников, документы органов опеки и попечительства об устройстве в детские, социальные либо медицинские учреждения, об установлении опеки и т.д.).
В случае поступления информации, в том числе жалоб, об ухудшении состояния здоровья лиц, содержащихся под стражей, проводить соответствующую проверку. При выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, ставить вопрос перед дознавателем, следователем об изменении меры пресечения на более мягкую.
1.13. Занимать принципиальную позицию, исключающую избрание меры пресечения в виде заключения под стражу за совершение в сфере предпринимательской деятельности преступлений, предусмотренных ст. 159, 160, 165 УК РФ, а также ст. 171-174, 174.1, 176-178, 180-183, 185-185.4, 190-199.2 УК РФ, если в представленных материалах не содержится данных, указывающих на наличие обстоятельств, перечисленных в пп. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
1.14. Анализировать причины вынесения судебных постановлений об избрании подозреваемым, обвиняемым меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки позиции прокурора. Принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке таких решений суда.
Совершенствовать работу, направленную на устранение несогласованности действий следственных органов и прокуратуры при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
1.15. Учитывать, что в постановлении следователя, дознавателя о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей должны быть указаны данные, свидетельствующие об отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, а также весомые и конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего содержания лица под стражей.
При этом исходить из позиций Европейского Суда по правам человека о том, что:
обоснованное подозрение в совершении лицом преступления является обязательным условием законности содержания под стражей, однако по истечении определенного срока оно перестает быть достаточным;
сам по себе факт предъявления обвинения в совершении преступления в группе не является основанием для длительного срока содержания под стражей.
1.16. При изменении меры пресечения, не связанной с лишением свободы, на более строгую устанавливать, имеются ли достаточные основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства (например, о явке по вызову следователя и др.).
1.17. По каждому случаю отмены или изменения меры пресечения обвиняемому, в отношении которого продлевался срок содержания под стражей, устанавливать причины принятого решения, при наличии оснований применять меры реагирования с постановкой вопроса об ответственности виновных должностных лиц.
1.18. По результатам изучения сводок о происшествиях рассмотрение каждого сообщения о смерти лиц в помещениях органов внутренних дел, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также сообщений о применении незаконных методов расследования ставить на особый контроль.
При проверке законности и обоснованности вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела исходить из того, что в случае, если подозреваемым, обвиняемым, лицам, задержанным в административном порядке, причинены телесные повреждения во время их содержания под стражей, в процессуальном решении должны быть представлены убедительные и достаточные доказательства их некриминального происхождения.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур систематически обобщать и анализировать состояние исполнения требований закона о применении мер уголовно-процессуального принуждения. Соответствующую информацию отражать в докладных записках по итогам полугодия, доставление которых предусмотрено приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".
3. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органы прокуратуры обязаны следить за исполнением положений законодательства о задержании, избрании и применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещении подозреваемых и обвиняемых в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы.
Особое внимание следует обращать на соблюдение прав задержанных лиц. Проверять и оценивать законность, обоснованность фактов задержания, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.
Не реже 1 раза в месяц необходимо сверять сведения о задержанных и заключенных под стражу с данными учетной документации ИВС, СИЗО, гауптвахт, а также органов предварительного расследования, судов и информационных центров при МВД, ГУВД, УВД по субъектам России.
Предусмотрено ведение книги учета лиц, освобожденных из ИВС, СИЗО и гауптвахт на досудебной стадии уголовного судопроизводства (форма установлена).
В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу дознаватель (следователь) должен указать конкретные, фактические обстоятельства изоляции лица от общества. В случае неисполнения этого требования прокурор обязан принять меры реагирования.
Следует отказаться от избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Исключение составляют случаи, когда подозреваемый (обвиняемый) не имеет постоянного места жительства на территории России; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
При недостаточности данных об обоснованности заключения под стражу прокурор должен заявить ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных материалов.
Более тщательно следует рассматривать вопросы о заключении под стражу несовершеннолетних, лиц со слабым здоровьем и пожилого возраста, женщин, а также других лиц, к которым может быть применена более мягкая мера пресечения.
На особом контроле находятся сообщения о смерти лиц в помещениях ОВД, камерах ИВС, СИЗО и иных местах ограничения и лишения свободы, а также о применении незаконных методов расследования.
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей"
Текст указания опубликован в журнале "Законность", 2012 г., N 2
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 февраля 2023 г. N 127
Изменения вступают в силу с 22 февраля 2023 г.