Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте
от 27 апреля 1993 г. N 4868-I
24 декабря 1993 г.
Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ настоящие Основы признаны утратившими силу
О введении в действие настоящих Основ см. постановление Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. N 4870-I
Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта - важной составляющей части культуры народа, являющейся совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых, развиваемых и используемых обществом в процессе физического воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской Федерации.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте включает в себя положения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, настоящие Основы и издаваемые в соответствии с ними правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся физической культуры и спорта, должны соответствовать настоящим Основам. В случае возникновения противоречий между указанными актами и настоящими Основами действуют Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области физической культуры и спорта издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о физической культуре и спорте.
Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.
1. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте направлено на всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Статья 3. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии
1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединение в организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, участие в управлении физкультурно-спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует занятия физической культурой и спортом в соответствии с утвержденными государственными программами, научные исследования в этой области, разрабатывает программы физического воспитания всех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией, развивает физкультурно-спортивную индустрию, организует подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую защиту интересов граждан в области физической культуры и спорта, поощряет стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики в области физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития физической культуры и спорта и иных федеральных программ в этой области с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;
4) установление:
а) федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры и спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций (объединений) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, участвующих от лица Российской Федерации в международных спортивных связях;
5) прямое финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях под Государственным флагом Российской Федерации сборных команд, формируемых признанными в установленном порядке организациями (объединениями) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
6) организация федеральной системы подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта;
7) научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организация издания научной, учебной и популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта; создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в области физической культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта
Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".
Статья 7. Государственные органы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации
1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные, республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной области, автономных округов, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом создаются решением органа государственного управления по согласованию с соответствующим представительным органом государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.
4. К компетенции государственных органов управления физической культурой и спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ развития физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными органами предприятий, учреждений и организаций физической культуры и спорта;
г) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности различных групп населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов спорта в государственные программы физического воспитания населения осуществляется федеральными и республиканскими (республик в составе Российской Федерации) государственными органами управления физической культурой и спортом на основе научно-экспериментальной проверки.
Статья 8. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности
1. Общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности признаются физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности руководствуются в своей деятельности законодательством об общественных объединениях и настоящими Основами.
3. Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации оказывает финансовую, материальную, организационную и иную помощь общественным объединениям физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации
1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации координируется национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в качестве официального представителя Российской Федерации во всех мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом, включая Олимпийские игры.
Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта
1. Государственные органы управления физической культурой и спортом, объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, учреждения и организации здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями, их объединениями и общественными объединениями организуют широкую пропаганду физической культуры и спорта среди населения с использованием средств массовой информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам телевидения и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.
Раздел II
Система физической культуры
Статья 11. Понятие системы физической культуры
1. Система физической культуры представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения.
2. Формирование системы физической культуры подчинено целям настоящих Основ и направлено на организацию процессов физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.
Статья 12. Физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и детей дошкольного возраста, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных и дошкольных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей администрации указанных учреждений и каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных образовательных программ и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней внешкольных учреждений и общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, в том числе федераций по видам спорта.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в процессе включенных в программу воспитания дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической культуре продолжительностью не менее восьми часов в неделю.
4. Местные органы управления физической культурой и спортом совместно с государственными органами управления образованием имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в образовательных и дошкольных государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
5. Образовательные и дошкольные учреждения ежегодно проводят тестирование физической подготовленности обучающихся и детей дошкольного возраста в соответствии с установленными государственными нормативами.
6. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в образовательную программу занятия проводятся в рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
Статья 13. Внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации
1. Вовлечение детей и молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, обеспечение условий для их физического совершенствования осуществляют учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, создаваемые и действующие в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
2. Координация работы государственных внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций осуществляется государственными органами управления образованием, физической культурой и спортом.
Статья 14. Физическая культура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях
1. Администрация учреждений, организаций, предприятий и их объединений обязана создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.
2. Порядок создания и использования материальной базы для занятий физической культурой, финансирования и обеспечения специалистами индивидуальных и коллективных занятий работников и членов их семей определяется коллективным и трудовым договорами (контрактами).
Статья 15. Физическая культура по месту жительства и в местах массового отдыха
Создание условий для занятий физической культурой населения по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов в соответствии с государственными нормативами финансирования программ развития физической культуры и спорта.
Статья 16. Физкультурно-оздоровительная работа в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах
Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе лечения и отдыха различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний.
Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов
1. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей; ее содержание определяется в установленном порядке соответствующими государственными органами управления.
2. Командиры и начальники обязаны создавать необходимые условия для занятий военно-прикладными видами спорта военнослужащих и личного состава правоохранительных органов, поощрять указанных лиц, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
2. Местная администрация обеспечивает создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с отклонениями в развитии), подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и организациями физической культуры и спорта за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.
Статья 19. Участие государственных органов управления здравоохранением, предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения в развитии физической культуры и спорта
Государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний;
2) осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям;
3) организуют и осуществляют подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения в вопросах эффективного использования основных компонентов физической культуры в профилактике и при лечении заболеваний, а также в области спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической культуры;
4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу с населением, оснащают их специальной аппаратурой и медицинским оборудованием.
Статья 20. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать нанесения вреда здоровью, а также ущерба чести и достоинству участников и зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку в физкультурно-спортивных организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.
3. Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несет ответственность, установленную законами Российской Федерации, за вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и зрителей.
Раздел III
Спорт
Статья 21. Понятие спорта
1. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившегося в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
2. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения.
Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка спортсменов высокого класса
1. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.
2. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются специализированные организации, порядок деятельности которых устанавливается государственными органами управления физической культурой и спортом Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
3. Учредителем (учредителями) специализированных организаций по подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
а) государственные органы управления физической культурой и спортом;
б) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и организации, их ассоциации и другие объединения;
в) Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды;
г) профессиональные союзы;
д) организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, признанные в установленном порядке;
е) физические лица.
4. Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, в том числе частными и общественных объединений.
5. Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется специализированными организациями на основании определяющего формы финансирования договора (контракта), заключаемого между специализированной организацией и организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (федерацией по виду спорта, клубом, иной спортивной организацией), членом которой является спортсмен.
6. Подготовка к международным соревнованиям спортсменов высокого класса, включенных федерацией по виду спорта в состав сборной команды Российской Федерации, финансируется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации.
Включение спортсменов в состав сборной команды Российской Федерации производится на конкурсной основе в соответствии с уровнем их спортивных результатов.
7. Спортсмены высокого класса, не являющиеся членами организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, могут осуществлять свою подготовку в специализированных организациях подготовки спортсменов высокого класса, включая государственные, на условиях заключаемого между спортсменом и специализированной организацией договора (контракта), определяющего размер оплаты подготовки в индивидуальном порядке.
Статья 23. Профессиональный спорт
1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду спорта как на территории Российской Федерации, так и в других государствах.
3. Порядок создания и условия функционирования организаций в области профессионального спорта регулируются законодательством Российской Федерации.
4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и судьи по виду спорта определяются государственными органами управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в соответствии с регламентирующими профессиональную спортивную деятельность актами международных спортивных организаций.
Статья 24. Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Использование с целью достижения спортивных результатов приемов, способов и средств, запрещенных в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями, не допускается.
Раздел IV
Ресурсное обеспечение физической культуры и спорта
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта являются республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и их объединений, в том числе общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также средства от продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от проведения физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, спортивных лотерей, средства государственного социального страхования, благотворительные пожертвования организаций и граждан и другие поступления.
2. Не действует и не подлежит применению с момента вступления в силу Конституции РФ.
См. текст пункта 2 статьи 25
3. Поступления средств из внебюджетных источников не являются основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие физической культуры и спорта.
4. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений устанавливается в размере не более тридцати процентов средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта.
5. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития физической культуры и спорта государство предусматривает специальную систему налоговых льгот, предоставляемых учреждениям, организациям, предприятиям и их объединениям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
См. Указ Президента РФ от 22 ноября 1993 г. N 1973
Статья 26. Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации
1. Государственный фонд физической культуры и спорта Российской Федерации создается в целях объединения средств, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий, связанных с реализацией федеральных программ в области физической культуры и спорта, развитие народного физкультурно-спортивного движения.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 пункт 2 статьи 26 настоящих Основ признан не действующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу Конституции РФ в части утверждения Верховным Советом РФ
2. Порядок образования Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации, а также расходования его средств определяется положением о Государственном фонде физической культуры и спорта Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
Статья 27. Статус земель, занятых под физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-оздоровительные сооружения
1. Земельные участки, занятые под физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-оздоровительные сооружения, включая плоскостные, относятся к землям рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель определяется земельным законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление земельных участков для строительства рекреационно-оздоровительных сооружений производится с учетом рекомендаций государственных органов управления физической культурой и спортом.
Статья 28. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения
1. Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 пункт 2 статьи 28 настоящих Основ внесены изменения, вступающие в силу с момента вступления в силу Конституции РФ
2. В состав приемо-сдаточных комиссий по вводу в эксплуатацию жилых районов включаются представители государственных органов управления физической культурой и спортом. Акты, подписанные без их участия, являются недействительными.
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями определяются государственными органами управления физической культурой и спортом в зависимости от плотности населения и местных климатических условий.
4. Не допускается строительство новых и реконструкция имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений всех типов (кроме образовательных учреждений дополнительного образования) без физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 29. Использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не по прямому назначению
1. В случае использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений не по прямому назначению ставки налогов, взимаемых в местный бюджет, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогообложении.
2. Средства, полученные за счет дополнительного налогообложения, целевым назначением направляются на развитие физической культуры и спорта.
Статья 30. Товары физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения
Изделия, оборудование и технические средства физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения, независимо от способов их изготовления и форм реализации, относятся к группе товаров народного потребления и входят в перечень товаров, освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с законами Российской Федерации.
См. перечни товаров и услуг спортивно-оздоровительного назначения, прибыль от реализации которых у предприятий, находящихся в собственности общественных объединений охотников и рыболовов, не подлежит налогообложению с 1 января 1996 г., сообщенные письмом Госналогслужбы РФ от 29 марта 1996 г. N НП-6-02/218
Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональная деятельность в области лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности "физическая культура и спорт", выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное в установленном порядке государственным органом управления физической культурой и спортом Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности "физическая культура и спорт" или медицинское образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной педагогической деятельностью в области физической культуры и спорта либо профессиональной деятельностью в области лечебной физической культуры в качестве основного либо дополнительного занятия в нарушение частей первой и второй настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется образовательными учреждениями, организующими свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" по утвержденным в установленном порядке профессиональным образовательным программам.
2. Содержание образования в государственных образовательных учреждениях в области физической культуры и спорта должно отвечать требованиям приоритетности развития массового спорта, оздоровительно-профилактической и лечебной физической культуры.
3. Государственные органы управления физической культурой и спортом совместно с государственными органами управления образованием и здравоохранением определяют потребность в специалистах данного профиля.
Раздел V
Льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта
Статья 33. Льготные физкультурно-спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно; детям дошкольного возраста, обучающимся, а также участникам Великой Отечественной войны и гражданам, приравненным к ним по льготам, - на льготных условиях за счет средств местных бюджетов.
2. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды и граждане, приравненные к ним по льготам, имеют право на приобретение тренажеров для занятий физическими упражнениями в домашних условиях со скидкой.
3. Перечень других категорий граждан, пользующихся физкультурно-спортивными услугами бесплатно или на льготных условиях, а также размер льгот устанавливаются законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом
Гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, гарантируется в полном объеме медицинская, социальная, бытовая и профессиональная реабилитация в установленном порядке и дополнительно за счет средств Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом
Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации.
Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся физической культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации о социальной защите.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по виду спорта определяются законодательством Российской Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма см. Указ Президента РФ от 22 мая 1996 г. N 748
Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации спортсмену, выступающему в составе сборной команды Российской Федерации
1. Государственные органы управления физической культурой и спортом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать за счет собственных средств денежное содержание в сумме не менее трех установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда спортсмену, который входит в сборную команду Российской Федерации или выступает в составе клубной команды по игровым видам спорта в соревнованиях не ниже республиканского уровня.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет, обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Раздел VI
Заключительные положения
Статья 38. Права иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, в области физической культуры и спорта
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия физической культурой и спортом в полном объеме, предусмотренном настоящими Основами, за исключением права выступать в составе сборной команды Российской Федерации в международных соревнованиях.
Статья 39. Участие в международных организациях физической культуры и спорта
На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы и другие структуры международных фондов и организаций физической культуры и спорта. Любое юридическое или физическое лицо имеет право вступать в международные организации физической культуры и спорта в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации (объединения) физической культуры и спорта Российской Федерации имеют право вовлекать в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящих Основ
Должностные лица и граждане за нарушение настоящих Основ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Москва, Дом Советов России.
27 апреля 1993 года.
N 4868-I
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основы законодательства о физической культуре и спорте устанавливают общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья населения РФ.
Основы законодательства определяют компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
Система физической культуры представляет собой совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения. Регламентированы вопросы осуществления физического воспитания в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях, физкультурно-оздоровительной работы в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах, физической подготовки военнослужащих, личного состава правоохранительных органов, развития физической культуры в учреждениях, организациях, на предприятиях, физической культуры инвалидов.
Установлены требования к лицам, осуществляющим профессиональную педагогическую деятельность в области физической культуры и спорта и профессиональную деятельность в области лечебной физической культуры.
Определены требования к учредителям специализированных организаций, создаваемых с целью подготовки спортсменов высокого класса. Данные организации могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, в том числе частными и общественных объединений.
Установлены льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта, включая дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, выступающим в составе сборной команды РФ.
Определен статус земель, занятых под физкультурно-оздоровительными, спортивными и другими рекреационно-оздоровительными сооружениями.
Регламентированы вопросы финансирования физической культуры и спорта.
Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1
Настоящие Основы вводятся в действие со дня их опубликования
Текст Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте опубликован в Ведомостях ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 22, ст. 784
Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ настоящие Основы признаны утратившими силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.