Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Игнатьева В.П.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре Капличной И.П., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талицкого районного прокурора Свердловской области, действующего в интересах Никоновой, к Министерству социальной политики ( / / ), Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечения техническими средствами реабилитации
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 20.05.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Свердловской областной прокуратуры Истоминой И.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Талицкий районный прокурор в интересах Никоновой обратился с иском к Министерству социальной политики Свердловской области, Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечения техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований указал, что истец является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации, а именно подгузниках в количестве 2 штуки в сутки - 730 в год, пелёнки - 1 штука в сутки - 365 в год, однако ответчики, наделённые функциями по выдаче указанных средств, не предоставили Никоновой 232 штуки подгузников, 116 пеленок за 2013 год, 434 штук подгузников, 222 пеленки за 2014 год.
В судебном заседании помощник Талицкого районного прокурора Свердловской области Гребенкин А.В., уточнив требования, просил возложить обязанность на ответчиков обеспечить Никоновой техническими средствами реабилитации.
Представитель ответчика Тюстина Т.Н. просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 20.05.2015 исковые требования удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность за счет средств федерального бюджета обеспечить Никонову Г.М. техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации: подгузниками в количестве 232 штук, пеленками в количестве 116 штук за 2013 год, подгузниками в количестве 434 штук, пеленками в количестве 222 штук за 2014 год. Исковые требования в части возложения на Министерство социальной политики Свердловской области обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации оставлены без удовлетворения.
Директор ГУ - Свердловское региональное отделение ФСС РФ филиал N 2 Хаманов Ю.И. с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является расходным обязательством Российской Федерации и производится за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Поскольку обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, то оно должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. Государство выделяет средства на обеспечение инвалидов в пределах утверждаемого ежегодно на финансовый календарный год объема бюджетных ассигнований согласно закону о бюджете, чем ограничиваются обязательства Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Правилами предусмотрено, что если техническое средство реабилитации приобреталось за свой счет, инвалид может обратиться с заявлением о выплате ему компенсации. Считает, что удовлетворение заявленных требований влечет нарушение прав других инвалидов.
В апелляционную инстанцию стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены письменно. Сведения о назначении дела опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Прокурор Истомина И.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями 39, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.
Разрешая иск прокурора, суд исходил из гарантированных Конституцией Российской Федерации экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р предусмотрены, в том числе подгузники/прокладки.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Никоновой является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно, поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. За период 2013 года ей выдано 410 подгузников, 30 штук впитывающих простыней, за 2014 год - 113 штук впитывающих простыней, 232 подгузника. Никоновой не была в полной мере обеспечена техническими средствами реабилитации, количество недопоставленных за 2013 год составляет 232 подгузника, 116 пеленок, за 2014 год - 434 подгузника, 222 пеленки.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденными Постановлением Правительства от ( / / ) ( / / ) (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации), установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления. Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом, либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида (п. п. 2, 4).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно п. 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 N 657н, для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, заявителем подается заявление и документы: документ, подтверждающий личность заявителя, индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Таким образом, законодатель прямо закрепил, что право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
С учетом приведенных норм права, вывод суда первой инстанции о том, что Филиал N 2 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является лицом, обязанным обеспечить Никоновой техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, является законным и обоснованным.
Удовлетворяя требования прокурора и обязывая обеспечить Никоновой техническими средствами реабилитации, суд правомерно исходил из того, что она является инвалидом, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, в связи с чем имеет право на получение технических средств реабилитации (подгузники и пеленки), и несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и свободы инвалида.
Довод заявителя жалобы о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, подлежит отклонению, поскольку государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
В данном случае обязанность Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов.
Указание ответчиком на возможность истцу приобрести необходимые технические средства реабилитации за собственный счет и впоследствии обратиться за компенсацией понесенных расходов, не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку такого рода способ защиты права истцом не избран, а возложенная на ответчика обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет бюджетных средств подлежит исполнению в любом случае.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении иска в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 20.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2 - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи В.П. Игнатьев
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.