Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда: Емельяновой Е.В., Кутыревой О.М.,
при секретаре Жуковской Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании 23 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Аубакировой Р.К. на решение Ленинского районного суда г.Омска от 14 мая 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований к Открытому акционерному обществу "Сбербанк России" об истребовании документов Аубакировой Р. К. отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аубакирова Р.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО "Сбербанк России", указывая, что между ней и банком был заключен договора на выдачу кредитной карты N " ... ", в соответствии с которым ответчик открыл на ее имя текущий счет, выдал карту и обязался предоставить ей кредит с лимитом, а она, в свою очередь, обязалась возвратить полученный кредит и выплатить за его пользование проценты. " ... " ответчику была направлена претензия об истребовании копии кредитного договора, приложений к договору, графика платежей и расширенной выписки по лицевому счету за весь период, ввиду отсутствия у нее указанных документов. Ответ на данную претензию не получен. Полагала, что недостаточность информации о кредите и порядке его возврата, а также списании денежных средств с лицевого счета является нарушением п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Просила суд обязать ответчика предоставить ей копию кредитного договора N " ... ", копию приложения к нему и расширенную выписку по лицевому на момент подачи иска в суд.
Истец Аубакирова Р.К. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика ОАО "Сбербанк России" Мухина А.А. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Аубакирова Р.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ей, как потребителю банковских услуг и клиенту банка, должна быть предоставлена информация о состоянии лицевого счета клиента. Непредоставление информации о кредите, порядке возврата кредита, очередности списания денежных средств со счета должна расцениваться как грубое нарушение ее прав потребителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителю гарантировано предоставление необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно пункту 2 статьи 8 названного закона, указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В силу п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. В соответствии с п. 1 названной статьи к банковской тайне относится тайна банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведения о клиенте.
Согласно положениям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указывает истец в иске, между Аубакировой Р.К. и ОАО "Сбербанк России" был заключен договор на выдачу кредитной карты N " ... ", в соответствии с которым ответчик открыл на ее имя текущий счет, выпустил карту и обязался предоставить кредит с лимитом.
Отказывая в удовлетворении требований об истребовании документов кредитного дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истицей не представлено доказательств тому, что при её обращении или её представителя в отделение банка с заявлением о предоставлении копий документов кредитного дела, то есть сведений, составляющих банковскую тайну, ответчик уклонялся от их предоставления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Обязанность по доказыванию факта обращения к ответчику с требованием о предоставлении документов, в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, лежала на истице.
Вместе с тем, надлежащих доказательств направления именно приложенной к иску претензии истицей суду не представлено. В листке, содержащем сведения о том, что в адрес ОАО "Сбербанк России" направлена претензия, не содержится сведений о том, что претензия была отправлена именно в связи с правоотношениями по названному выше кредитному договору.
Надлежащих доказательств получения банком указанной претензии также не имеется. Отсутствуют в материалах дела и доказательства отказа банка в выдаче Аубакировой Р.К. документов по кредитному делу.
Иных доказательств в обоснование иска Аубакирова Р.К. суду не представила.
При таких обстоятельствах говорить о том, что ответчик не выполнил требования истицы о выдаче документов, не представляется возможным.
Доказательств того, что ответчиком нарушено право истца на получение информации по кредитному договору, гарантированное положениями статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", не имеется.
Истица не лишена возможности лично обратиться в филиал либо иное структурное подразделение ОАО "Сбербанк России" в г.Омске с письменным заявлением о предоставлении необходимой ей информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы, которые сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права, переоценке обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Омска от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аубакировой Р.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.