Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при секретаре судебного заседания Барской Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Черняева Е.М.
на решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 26 марта 2015 года
гражданское дело по иску Черняева Е.М. к индивидуальному предпринимателю Красновой Н.В. о взыскании заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения Черняева Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
Черняев Е.М. обратился в суд с иском к ИП Красновой Н.В., указывая, что между ним и ИП Красновой Н.В. " ... " года заключен трудовой договор N" ... ", в соответствии с требованиями которого одной из обязанностей работодателя является оплата труда работника за выполнение им трудовых обязанностей. В последний месяц работодатель не выплатил ему заработную плату. Он неоднократно обращался к работодателю с устными требованиями о выплате задолженности по заработным платам, на что получал немотивированные отказы в грубой форме.
Согласно трудовому договору N" ... " от " ... "г. ему была установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов. Оплата труда в соответствии с этим же договором должна была составлять " ... " рублей в месяц, при этом работа сверхурочно, а также в выходные дни должна оплачиваться в двойном размере.
В соответствии с трудовым договором N" ... " истец был принят к ИП Красновой Н.В. на должность водителя. Развозил разные грузы по территории Российской Федерации на автомашине " ... ". В его обязанности входила доставка грузов в определенные города РФ, при этом за один и тот же рейс он мог загружаться и разгружаться несколько раз. Связь осуществлялась по телефону, при этом он получал указание, в какой город ехать и за каким грузом. При этом маршруты (а именно, какой дорогой, через какие населенные пункты) как устно, так и письменно не утверждались. Истец в соответствии со своим опытом, картами дорог, погодными и дорожными условиями, выбирал и строил маршрут, учитывая при этом безопасность груза, сроки доставки, ремонты трасс. За все время работы сделал 3 рейса.
По устной договоренности работодатель оплачивал истцу неоговоренные в договоре " ... " рублей, плюс ночные, выходные, сверхурочные, а также 15% от стоимости груза. Истца устраивала оговоренная сумма, хотя и оплата, указанная в договоре с учетом ночных смен, круглосуточной работы, двойной оплаты в выходные была бы справедливой. Однако работодатель всегда просила доставить товар в установленный срок, что означало практически круглосуточную работу, что является нарушением трудового законодательства и запрещено законом. Истец работал без отдыха более восьми часов, установленных законом. И только за последний месяц продолжительность его рабочего времени превысила норму на 40-45 часов в неделю в несколько раз, т.е. он работал постоянно сверхурочно, при этом все это происходило по инициативе работодателя.
За первые два рейса истцу было оплачено в полном объеме. Однако за третий рейс, в который истец отправился " ... "г. (в Москву), а вернулся " ... "г., истцу оплата не производилась. Работодатель обвинил его в подкручивании в свою пользу спидометра, порчи сидений машины. Тахограф в авто стоял не торированный, работал день и ночь, вся информация с него поступала на шайбу, а не на карту. Все шайбы истец сдал работодателю, при этом показания спидометра перед выездом в рейс составили 669450 км, в день возвращения 724323 км. Истец просил взыскать с ответчика " ... " руб. Эта сумма включает в себя доплаты за топливо, оплата штрафов ГИБДД, долг за предыдущий рейс, оплата шиномонтажа (в дороге лопнул диск), ремонт ступицы (сломалась в рейсе), покупка шланга, подкачки и сама заработная плата с учетом сверхурочной работы, сумма оплаты за которую работодатель никак не регламентирует. Все чеки на ремонт, оплату сервисов, бензин, все накладные, шайбы истец сдал лично работодателю.
Работа водителей является разъездной, следовательно, водителям грузовых автомобилей положена в соответствии с законодательством надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути.
Приказ о расторжении трудового договора истец получил по почте, в соответствии с ним действие трудового договора прекращается " ... "г.
По состоянию на день обращения истца в суд с исковым заявлением ответчик обязан выплатить денежную компенсацию за задержку выплат в размере " ... " руб. На карту Сбербанка истцу перечислялись суммы на топливо (ГСМ), суточные, накладные расходы.
Истец просил взыскать с ИП Красновой Н.В. " ... " руб., составляющих задолженность ответчика по заработной плате, денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме " ... " руб.
В период нахождения дела в суде истец увеличил исковые требования, указал, что режим труда и отдыха водителей автомобилей регулируется "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004г. N15. Особенности режима труда и отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы водителей. Графики работы на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Водителям должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены. В соответствии со ст.110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Согласно п.3.1. трудового договора N" ... " от " ... "г., заключенного между сторонами, истцу установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов. Выходными днями являются суббота и воскресенье, таким образом, ответчицей нарушена ст.110 ТК РФ.
Также в нарушении Приложения N2 к постановлению Совета Министров РСФСР N 576 от 12.12.1978г. ответчицей истцу не выплачивались надбавки в размере 1,5% месячного должностного оклада (тарифный ставки) за сутки.
В настоящее время трудовые отношения между истцом и ответчицей прекращены. Однако до настоящего времени ответчик не выплатил заработную плату за последний месяц работы, а именно за " ... "г. в сумме " ... " руб. (з/п + сверхурочные), а также оплату за сверхурочные часы работы за период с " ... "г. по " ... "г. в сумме " ... " руб. Всего, сумма долга но заработной плате составляет " ... " руб.
Истец просил взыскать с ИП Красновой Н.В. задолженность по заработной плате в сумме " ... " руб. " ... " коп., денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, начиная с " ... "г. и по день принятия судом решения, компенсацию морального вреда в сумме " ... " руб.
В судебное заседание истец не явился, обеспечил явку своего представителя - адвоката Федюнина В.А., который в судебном заседание исковые требования поддержал, пояснив, что нарушение трудового законодательства со стороны ИП Красновой Н.В. при заключении договора с истцом было установлено актом Государственной инспекции труда.
Представитель ответчика - адвокат Пикулькин А.А., иск не признал, суду пояснил, что истец работал у ИП Красновой Н.В. водителем, съездил в три рейса. При трудоустройстве ответчица спросила у него трудовую книжку, он её не принес. По устной договоренности и по трудовому договору зарплата у Черняева Е.М. была определена в " ... " руб. в месяц. Расходы на топливо для машины, зарплата и суточные перечислялась истцу на банковскую карточку. Черняев Е.М. после рейсов не сдавал авансовые отчеты, "шайбы", подтверждающие время нахождения в пути и километраж. Чеки за приобретенное топливо также не сдавались. Краснова Н.В. считает, что она переплатила истцу денежные средства, никакой задолженности у неё перед ним нет.
Решением Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 26 марта 2015 года постановлено: В удовлетворении исковых требований Черняева Е.М. к Индивидуальному предпринимателю Красновой Н.В. о взыскании заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
В апелляционной жалобе Черняева Е.М.
поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика
указано на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно ст.168.1 Трудового кодекса РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15: В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности) - п.6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п.7). В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц п.8). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п.9). В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.10). Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (п.15). Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п.16). При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п.17). Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п.23).
Как следует из материалов дела, между ИП Красновой Н.В. и Черняев Е.М. был заключен трудовой договор от " ... "г. (л.д.11-13).
Черняев Е.М. работал по " ... "г. включительно.
По условиям договора Черняев Е.М. был принят на должность водителя сроком на 1 год. Ему была установлена пятидневная рабочая неделя, продолжительностью 40 часов, выходные дни - суббота и воскресенье. Должностной оклад установлен в размере " ... " рублей. Была предусмотрена оплата за выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В ходе проверки, проведенной Государственной инспекцией труда " ... "г. в отношении ИП Красновой Н.В., были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В нарушение требований ст.57 ТК РФ в договоре, заключенном с Черняевым Е.М., отсутствует условие о разъездном характере работы. Нарушена ст.110 ТК РФ, в нарушение ст.189 ТК РФ не разработаны и не приняты Правила внутреннего трудового распорядка, несвоевременно выплачивалась заработная плата (не 2 раза в месяц), за " ... "г. зарплата не выплачена, не производилась выплата надбавки в размере 1,5% месячного должностного оклада. Вместе с тем, по материалам нарушений не выявлено. Факт привлечения Черняева Е.М. к сверхурочной работе документально не подтвержден, может быть установлен в судебном порядке. Обязанность работодателя возмещать расходы, понесенные работником, основная работа, которого осуществляется в пути и имеет разъездной характер, связанные со служебными поездками, предусмотрена ст. 168.1 ТК РФ, которой установлено, что размер и порядок возмещения расходов определяется работодателем в коллективном договоре, соглашении, ином локальном нормативном акте. Приказом N" ... " от " ... "г. установлен размер суточных " ... " руб. в день. Вместе с тем, документ, подтверждающий порядок возмещения расходов, ИП Красновой не предоставлен. ИП Краснова указала, что ей производилось возмещение расходов, связанных с командировкой Черняева Е.М., что подтверждается выпиской из лицевого счета. Также ИП Краснова сообщила, что Черняевым Е.М. не сданы путевые листы, документы, подтверждающие понесенные им расходы во время нахождения в пути. В связи с чем, провести документарную проверку полноты произведенных Черняеву Е.М. выплат, компенсирующих его расходы, связанные со служебными поездками, не представляется возможным (л.д.25-26).
При оценке доводов исковых требований Черняева Е.М. о работе сверхурочно судом установлено следующее.
Черняевым Е.М. совершено три рейса: с " ... "г. до " ... "г., с " ... "г. по " ... "г., с " ... "г. по " ... "г.
За время работы истца с " ... "г. по " ... "г. работодателем на его банковскую карту перечислены " ... " руб. (л.д.30). " ... " руб. он получил на руки. Получение от ИП Красновой Н.В. " ... " руб. истец подтвердил.
В указанную сумму также входили платежи за топливо, достоверность расходования которых установить невозможно, ввиду непредоставления истцом платежных документов.
Судом принято во внимание, что изначально истец заявлял только требования о взыскании заработной платы за последний рейс с " ... "г. по " ... "г., подтвердив, что заработная плата за период с " ... " г. по " ... " г. была получена в полном объеме. В дальнейшем истец изменил исковые требования, дополнительно просил взыскать зарплату за сверхурочные за весь период трудовых отношений и за работу в выходные дни.
Кроме того, истцом в расчет была включена сумма, равная 15% стоимости перевозимого груза (л.д.5). Между тем письменных доказательств условия договора об указанной выплате истцом не представлено.
Судом обоснованно указано, что работодателем не издавалось приказов о привлечении истца к сверхурочной работе и работе в выходные дни. По условиям трудового договора рабочий день Черняева Е.М. определялся продолжительностью в 8 часов, в неделю - 40 часов.
В рейсах Черняев Е.М. самостоятельно определял время нахождения в пути и время отдыха. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено, что если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс должны направляться два и более водителей.
Из договоров-заявок на осуществление перевозки грузов Черняевым Е.М., представленных ИП Красновой по ходатайству истца, не усматривается необходимость работы в сверхурочное время.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что к работе в сверхурочное время Черняева Е.М. работодатель не привлекал, надбавка в размере 1,5% месячного оклада, а также оплата за работу в выходные и праздничные дни выплачены в полном объеме, что подтверждается перечислением денежных средств на банковскую карту истца.
По расчетам, представленным ответчиком, исходя из оплаты труда, установленной трудовым договором, а также расходов топлива по показаниям спидометра, Черняеву Е.М. заработная плата была выплачена в полном объеме, более того, он не отчитался перед работодателем за переданные ему деньги в размере " ... " рублей (л.д.56-58, 112-118).
Допущенные ИП Красновой Н.В. нарушения, в том числе в отношении Черняева Е.М., установленные Государственной инспекцией труда, на которые Черняев Е.М. ссылается в апелляционной жалобе, не подтверждают иные суммы заработной платы и оплату в выходные и нерабочие праздничные дни, кроме той, что выплачена истцу. Напротив, в акте указано на то, что факт привлечения Черняева Е.М. к сверхурочной работе документально не подтвержден (л.д.25-26).
Таким образом, наличие задолженности работодателя перед истцом по заработной плате судом не нашла подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о работе истца сверхурочно, в частности, в последнем рейсе, свидетельствует расстояние от Н.Новгорода в пункт назначения и время нахождения в пути, не могут быть приняты во внимание, так как все исходные данные истцом, в частности скорость движения, указаны предположительно.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, также не допущено, поэтому оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приокского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черняева Е.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.