Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Савельевой Г.В. и Агеева О.В.,
при секретаре Ильиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора гор. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах муниципального образования- администрации города Новочебоксарска к Хваткиной Е.А., обществу с ограниченной отвественностью " ... " о прекращении действия трудового договора, поступившее по апелляционной жалобе ответчицы Хваткиной Е.А. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 мая 2015 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Прекратить действие трудового договора N от 24 июля 2014 года, заключенного между ООО" ... " и Хваткиной Е.А., по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации, с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Савельевой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах муниципального образования - администрации города Новочебоксарска обратился в суд с иском к Хваткиной Е.А. и ООО " ... " о прекращении действия трудового договора.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в части соблюдения требований по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе установлено, что Хваткина Е.А., замещавшая до 23 июля 2014 года должность муниципальной службы "должность" Республики, при наличии конфликта интересов без согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, приказом от 24 июля 2014 года была принята на должность "должность" в ООО " ... ". Во время прохождения муниципальной службы 17 августа 2012 года Хваткина Е.А. принимала участие в проверке законности рекультивации земельного участка ООО " ... ", где по результатам данной проверки за нарушение экологических требований и создание реальной опасности экологической безопасности руководитель ООО " ... " привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Отсутствие согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов исключает возможность продолжения работы Хваткиной Е.А. в ООО " ... " в качестве "должность". Прокурор просил прекратить действие трудового договора от 24 июля 2014 года N, заключенного между Хваткиной Е.А. и ООО ... " по основанию, предусмотренному п.11 ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Старший помощник прокурора Фуражников А.Ю. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживал.
Ответчица Хваткина Е.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования не признавала по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представитель ответчика ООО " ... " Понятов И.В. исковые требования не признал, представил суду письменное возражение, в котором сообщил об отсутствии конфликта интересов и личной заинтересованности Хваткиной Е.А.
Представитель третьего лица администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчицей Хваткиной Е.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции явились прокурор Ишмуратова Л.Ф., ответчица Хваткина Е.А. и представитель ответчика ООО " ... " Понятов И.В., остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с 20 сентября 2010 года по 23 июля 2014 года Хваткина Е.А. занимала должность муниципальной службы "должность", с 24 июля 2014 г. была принята на работу в ООО " ... " на должность "должность".
Согласно п.11 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса)
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Хваткина Е.А. замещая должность "должность", включенную в соответствующий перечень, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имела право замещать должность в ООО " ... " только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поскольку такого согласия при поступлении на работу истица не получала, несоблюдение указанной процедуры исключает возможность продолжения указанной работы, и трудовой договор, заключенный 24 июля 2014 года между ООО " ... " и Хваткиной Е.А., подлежит прекращению.
В силу ч. 1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обжалуя решение суда, ответчица Хваткина Е.А. ссылается на то, что обязательное получение согласия комиссии требуется при наличии двух условий: включения должности муниципальной службы в соответствующий перечень должностей и осуществление отдельных функций муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы. Должность, которую она замещала в период работы в администрации гор. Новочебоксарска, включена в реестр должностей муниципальной службы в городе Новочебоксарске, однако отсутствует второе условие - осуществление отдельных функций муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В силу ч.1 ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Приложением 1 Закона Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике" установлен реестр должностей муниципальной службы в Чувашской Республике.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06 ноября 2008 года N С 51-4 утвержден Реестр должностей муниципальной службы и об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в городе Новочебоксарск.
Должности ведущего специалиста - эксперта, главного специалиста - эксперта (старшие должности муниципальной службы) включены в данный Перечень, что ответчицей Хваткиной Е.А. не оспаривается.
Она не согласна с выводом суда о необходимости получения согласия комиссии при трудоустройстве в ООО " ... ", поскольку она не осуществляла отдельные функции муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы.
Согласно должностной инструкции "должность", утвержденного главой администрации города Новочебоксраска Чувашской Республики от 01 ноября 2008 года, в обязанности Хваткиной Е.А. входили, в том числе: организация работ по учету, расчетам и проверке платежей за негативное воздействие на окружающую среду; подготовка заключения и условия природопользования по инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду, нормированию в области охраны окружающей среды, проектной документации при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; участвовать в проведении расследований технологических неполадок, аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; определять размер вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; рассматривать и готовить решения о запрещении ввоза (транспортировки) на территорию местного самоуправления города Новочебоксарска, а также транзит (дальнейшую транспортировку) загрязняющих веществ в виде изделий, материалов, сырьевых ресурсов, отходов производства и потребления, осуществляемых с нарушением нормирования в области охраны окружающей среды; разрабатывать проекты, программы, планы, прогнозы; проекты распоряжений, постановлений, решений местного самоуправления города Новочебоксарска по охране окружающей среды и экологической безопасности; организовывать и принимать участие в организации и развитии системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры. Главный специалист - эксперт имел следующие полномочия: знакомиться с документами, касающимися вопросов отдела экологической безопасности администрации города Новочебоксарска; вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела экологической безопасности администрации города Новочебоксарска; посещать в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей соответствующие предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; осуществлять контроль в отделе согласно ГОСТР ИСО 9001-2001.
Согласно Соглашения от 12 мая 2012 года, заключенного между администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики, автономным учреждением Чувашской Республики " НИИ" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ООО " ... ", стороны договорились о сотрудничестве по проведению технической рекультивации Ивановского карьера суглинков для последующего использования в соответствии с Градостроительным планом Новочебоксарска.
В рамках реализации данного Соглашения, в том числе, Администрация города Новочебоксарска обеспечивает ООО " ... " возможность проведения работ, в том числе, возможность использования строительных отходов предприятий города для выполнения работ по технической рекультивации; ООО " ... ", в свою очередь, выполняет работы по рекультивации Ивановского карьера суглинков в соответствии с рабочим проектом и требованиями действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и иных нормативов и стандартов; ежеквартально информирует Администрацию и Учреждение о ходе выполняемых работ.
Согласно справке от 17 августа 2012 года Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием заместителя начальника отдела государственного экологического надзора, лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1, главного специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск ФИО2 и с в присутствии "должность" Хваткиной Е.А., директора ООО "НПО Экология" ФИО3, проведена проверка законности деятельности по рекультивации земельного участка (оврага), расположенного между "адрес"), а так же использование данного земельного участка под складирование отходов. В ходе проверки установлено, что на данной территории земельного участка проводятся работы по рекультивации с использованием отходов производства потребления силами ООО " ... ".
Результатом проверки стало привлечение должностного лица - директора ООО " ... " ФИО3. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей. Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 января 2013 года данное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО " ... " в период работы Хваткиной Е.А. в администрации города Новочебоксарска на должности главного "должность", находилось в прямом подчинении Администрации города Новочебоксарска, так как выполняло работы по рекультивации Ивановского карьера суглинков, расположенного на территории муниципального образования -администрации города Новочебоксарска, и было обязано ежеквартально информировать Администрацию и Учреждение о ходе выполняемых работ.
Хваткина Е.А., замещавшая должность муниципальной службы "должность" выполняла отдельные функции муниципального управления в отношении ООО " ... ", в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы она имела право работать в организации, куда она трудоустроилась, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В комиссию за получением согласия на трудоустройство в ООО " ... " она не обращалась, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании трудового договора между Хваткиной Е.А. и ООО " ... " заключенным с нарушением требований ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч.1 ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение Хваткиной Е.А. указанных требований влечет прекращение заключенного ответчиками трудового договора по основаниям п.11 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Хваткиной Е.А. об отсутствии у нее обязанности обращения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку порядок обращения муниципального служащего за получением согласия на трудоустройство в случаях, предусмотренных ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, установлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно сослался на должностную инструкцию "должность", поскольку указанную должность она не занимала, а отдел экологической безопасности исключен из структуры администрации города решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 октября 2009 года, не влияет на существо спора, поскольку с 2009 г. "отдел экологической безопасности" стал именоваться "сектором экологической безопасности", и каких-либо доказательств изменения трудовых функций в связи с изменением названия подразделения ответчицей не представлено.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки законности рекультивации земельного участка, расположенного между "адрес" она в ней не участвовала, а лишь присутствовала, также не влияют на существо спора по вышеуказанным судом доводам.
Все остальные доводы жалобы об отсутствии каких-либо доходов или личной заинтересованности могут учитываться комиссией при разрешении заявления о даче согласия на работу.
Судебные инстанции не могут выполнять функции, возложенные на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, и при вынесении решения суд исходит лишь из нарушения предусмотренной процедуры трудоустройства бывших муниципальных служащих.
Обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы Хваткиной Е.А.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчицы Хваткиной Е.А. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: Г.В. Савельева
О.В. Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.