Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.
судей Волынчук Н.В., Моисеевой М.В.
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кандыбина В.А. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Моисеевой М.В., объяснения истца Кандыбина В.А. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандыбин В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации г.Смоленска N561-адм от 07.04.2015, которым ему отказано в принятии на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с непредставлением им необходимых документов. Полагает отказ незаконным, поскольку те документы, которые он самостоятельно мог получить, он в орган местного самоуправления предоставил, а документы о его местах жительства (регистрации) и его жены в определенные периоды времени Администрация г.Смоленска сама должна была запросить в порядке межведомственного взаимодействия. Просит обжалуемое постановление отменить, и обязать Администрацию принять его на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
В суде первой инстанции истец и его представитель Полубинский Г.А. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. возражала против удовлетворения заявления, указав на неисполнение Кандыбиным В.А. обязанности по предоставлению документов с прежних мест жительства.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 24.06.2015 в удовлетворении заявления Кандыбина В.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Кандыбин В.А. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, и принять новое - об удовлетворении его заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в виду необоснованности приведённых в ней доводов.
Ответчик Администрация г.Смоленска явку своего представителя в апелляционную инстанцию не обеспечил, о дате и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия определила возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пп. 2, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Суд, признав, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, и права либо свободы гражданина не были нарушены, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч.4 ст.258 ГПК РФ).
По общему правилу в порядке гл.25 ГПК РФ, при оценке решения необходимо выяснить следующие юридически значимые обстоятельства: принято ли решение в пределах полномочий соответствующего органа; соблюдён ли порядок принятия решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного акта, регулирующих данные правоотношения, нарушает ли оно права и интересы заявителя.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела, 17.02.2015 Кандыбин В.А. обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. К заявлению приложен пакет документов.
На день обращения к ответчику с указанным заявлением он находился в зарегистрированном браке с ФИО1., имел несовершеннолетнюю дочь ФИО2., был зарегистрирован по адресу: ... ( койко-место), фактически проживал с семьёй по месту регистрации жены по адресу : ...
Постановлением Администрации г.Смоленска N 561-адм от 07.04.2015 Кандыбину В.А. отказано в удовлетворении заявления на основании ч.1 ст.54 ЖК РФ ввиду непредставления им необходимых справок с места жительства о составе семьи и правоустанавливающих документов на жилые помещения в период его проживания с 18.03.1993 по 03.08.1993, с 28.10.1993 по 20.01.1994 и идентичных справок в отношении его супруги за периоды с 07.09.1992 по 24.02.1995, с 24.08.1995 по 25.01.2001, с 04.07.2002 по 09.12.2002.
29.05.2015 Кандыбин В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Проанализировав подлежащие применению нормы закона в совокупности с представленными доказательствами, учитывая, что факт непредставления в Администрацию г.Смоленска документов с прежних мест жительства в указанные выше периоды заявителем не оспаривался, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления ответчика, которым Кандыбину В.А. отказано в принятии на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, он исходил из того, что оспариваемое постановление принято в рамках полномочий Администрации г.Смоленска (органа местного самоуправления), установленный Административным регламентом (нормативным актом, регулирующим данные правоотношения) порядок принятия постановления соблюдён; принятое постановлением решение соответствует требованиям ст.52 ЖК РФ и п.2.6.2.1 Регламента.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и подтверждаются материалами дела.
Право граждан быть принятыми органом местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма закреплено в ст.49, 52 ЖК РФ.
Согласно ч.ч.2-4 ст. 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан стоять на
таком учёте, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт.
В силу п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, допускается отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Органом, осуществляющим принятие на учёт, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учёт, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (ч.4 ст.52 ЖК РФ).
Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, в соответствии с п.4 ст.2, п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.12 Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является административный регламент.
Постановлением Администрации города Смоленска N 1493-адм от 08.08.2011 утверждён Административный регламент Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учёт малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске" (далее - Регламента).
Пунктами 2.6.2.1, 2.8 Регламента предусмотрено, что для получения названной муниципальной услуги заявитель должен предоставить самостоятельно : 2 - документы с прежних мест жительства, начиная с 1991 года, а именно: справку о составе семьи и размере занимаемой площади; справку ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" о принадлежности и площади ранее занимаемых жилых помещений; правоустанавливающие документы в отношении каждого жилого помещения.
В случае непредставления документов, определенных п.2.6.2.1 настоящего Регламента, в предоставлении муниципальной услуги отказывается (п.2.8).
Поскольку установленный судом факт непредставления Кандыбиным В.А. при подаче заявления документов с прежних мест жительства (справки о составе семьи в период его проживания с 18.03.1993 по 03.08.1993, с 28.10.1993 по 20.01.1994 и идентичные справки в отношении его супруги за периоды с 07.09.1992 по 24.02.1995, с 24.08.1995 по 25.01.2001, с 04.07.2002 по 09.12.2002) последним не оспаривается, принятое Администрацией г.Смоленска постановление об отказе в принятии Кандыбина В.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях соответствует положениям ст.52 ЖК РФ и п.2.6.2.1 Регламента.
Доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии у него обязанности по предоставлению необходимых документов и о наличии такой обязанности в силу ч.4 ст.52 ЖК РФ у Администрации г.Смоленска нельзя признать обоснованными.
Положениями Регламента определены документы ( в том числе: 2. документы с прежних мест жительства, начиная с 1991), которые заявитель обязан для постановки на учёт предоставить самостоятельно (п.2.6.2.1), и документы (справки из регистрационного органа о наличии или отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, копии постановления о признании его малоимущим), которые он самостоятельно предоставить вправе ( п.2.6.2.2).
При этом, обязанность должностного лица органа местного самоуправления по истребованию документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся документы, предусмотрена абз.3 п.2.6..2.2 Регламента только в отношении документов, указанных в п.2.6.2.2, то есть тех, которые заявитель вправе предоставить самостоятельно. При этом, такой обязанности в отношении документов, предусмотренных п.2.6.2.1 Регламента, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно ( в том числе, справок с прежних мест жительства заявителя), Регламентом для Администрации не предусмотрено.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене или изменению по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Кандыбина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.