Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Славгородского межрайонного прокурора Алтайского края на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 21 мая 2015 года по делу
по искам Славгородского межрайонного прокурора в интересах Самойленко Анны Федоровны и Кандибор Людмилы Ивановны к МУП "Тепловые сети города Славгорода" о признании незаконным исчисление компенсации по услуге теплоснабжения в зависимости от норматива потребления.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Самойленко А.Ф. с иском к МУП "Тепловые сети города Славгорода" о признании действий, выразившихся в исчислении компенсации по услуге теплоснабжения в зависимости от норматива потребления, незаконными.
В обоснование заявленных требований указал, что Самойленко А.Ф. является ветераном труда на основании ст.1 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем, имеет право на социальную поддержку при оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Самойленко А.Ф. проживает в жилом помещении, оборудованном прибором индивидуального учета потребленной тепловой энергии, компенсация ей назначена с 01.01.2014 года.
Вместе с тем, МУП "Тепловые сети города Славгорода" неверно производит расчет компенсации, положенной Самойленко А.Ф., общая сумма недополученной ею компенсации за период с января по май 2014 года, а также с ноября по декабрь 2014 года составляет "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Славгородский межрайонный прокурор просил суд признать действия МУП "Тепловые сети города Славгорода", выразившиеся в исчислении компенсации по услуге теплоснабжения Самойленко А.Ф. в зависимости от норматива потребления незаконными и обязать МУП "Тепловые сети города Славгорода" с 01.01.2014 по декабрь 2014 года произвести перерасчет компенсации и предоставить указанный расчет в ГУ-Управление социальной защиты населения по городу Славгороду для выплаты компенсации по услуге теплоснабжения.
Определением Славгородского городского суда от 03 апреля 2015 года Управление социальной защиты населения по городу Славгороду привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Кроме того, с аналогичным иском Славгородский межрайонный прокурор обратился в интересах Кандибор Л.И., указав в обоснование заявленных требований, что Кандибор Л.И. является ветераном труда на основании ст.1 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с чем, имеет право на социальную поддержку при оплате коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кандибор Л.И. проживает в жилом помещении, оборудованном прибором индивидуального учета потребленной тепловой энергии, компенсация ей назначена с 01.11.2013 года. Вместе с тем, МУП "Тепловые сети города Славгорода" неверно производит расчет компенсации, положенной Кандибор Л.И., общая сумма недополученной ею компенсации за период с декабря 2013 года по май 2014 года, а также с ноября по декабрь 2014 года составляет "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Славгородский межрайонный прокурор просил признать действия МУП "Тепловые сети города Славгорода", выразившиеся в исчислении компенсации по услуге теплоснабжения Кандибор Л.И. в зависимости от норматива потребления незаконными и обязать МУП "Тепловые сети города Славгорода" с 01.11.2013 по декабрь 2014 года произвести перерасчет компенсации и предоставить указанный расчет в ГУ-Управление социальной защиты населения по городу Славгороду для выплаты компенсации по услуге теплоснабжения.
Определением Славгородского городского суда от 03 апреля 2015 года Управление социальной защиты населения по городу Славгороду привлечено к участию гражданском деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
29 апреля 2015 года определением Славгородского городского суда гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Самойленко Анны Федоровны к МУП "Тепловые сети города Славгорода" объединено с гражданским делом по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Кандибор Людмилы Ивановны к МУП "Тепловые сети города Славгорода".
Определением Славгородского городского суда от 05 мая 2015 года Управление социальной защиты населения по городу Славгороду привлечено к участию в деле в качестве соответчика, с исключением его из числа 3-х лиц.
Определением Славгородского городского суда от 06 мая 2015 года Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без заявления самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
С учетом уточненных исковых требований, Славгородский межрайонный прокурор просил суд: 1) признать незаконными действия МУП "Тепловые сети города Славгорода", выразившиеся в исчислении компенсации по услуге теплоснабжения Кондибор Л.И. и Самойленко А.Ф. в зависимости от норматива потребления; 2) обязать МУП "Тепловые сети города Славгорода" произвести перерасчет компенсации Кандибор Л.И. и Самойленко А.Ф. за период с 01.11.2013 по декабрь 2014 года и предоставить расчет ГУ-Управлению социальной защиты населения по городу Славгороду для выплаты денежного эквивалента компенсации по услуге теплоснабжения; 3) обязать ГУ-Управление социальной защиты населения по городу Славгороду произвести Кандибор Л.И. и Самойленко А.Ф. выплату денежного эквивалента компенсации по услуге теплоснабжения с учетом перерасчета.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 21 мая 2015 года исковые требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах Самойленко Анны Федоровны и Кандибор Людмилы Ивановны к МУП "Тепловые сети города Славгорода" о признании незаконным исчисление компенсации по услуге теплоснабжения в зависимости от норматива потребления оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении Славгородский межрайонный прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование представления указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Самойленко А.Ф. и Кандибор Л.И. являются ветеранами труда, им законом Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" установлены меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату отопления в жилом помещении, компенсация Самойленко А.Ф. назначена с 01.01.2014, Кандибор Л.И. - с 01.11.2013.
Самойленко А.Ф. и Кандибор Л.И. проживают в жилых помещениях, оборудованных приборами индивидуального потребления тепловой энергии. Ответчиком размер компенсации по теплоснабжению исчисляется исходя из норматива потребления, однако оплату за потребленную тепловую энергию истцы производят на основании показаний прибора учета тепловой энергии, в связи с чем, исчисляя размер компенсации в зависимости от норматива потребления, ответчик ухудшает права истцов, помещения которых оборудованы приборами учета тепловой энергии.
В заседании судебной коллегии участвующий в деле прокурор Я.В. настаивала на удовлетворении апелляционного представления по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика МУП "Тепловые сети" ФИО1, представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите ФИО2 просили отказать в удовлетворении апелляционного представления, решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов представления и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционного представления.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.2 и ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона N5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст.20 и 22 указанного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Согласно п. 4 ст. 3 Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции Закона Алтайского края от 19.06.2014 N 49-ЗС), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении: отопления, в том числе твердого топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления, - в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных расходов по доставке топлива.
Частью 1 постановления Алтайского краевого законодательного Собрания от 04.06.2012 N239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", установлены следующие стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки:
для одиноко проживающего гражданина - в размере 33 кв. метров общей площади жилого помещения;
для одного члена семьи, состоящей из двух человек, - в размере 21 кв. метра общей площади жилого помещения;
для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в городском округе, - в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения;
для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа, - в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Кандибор Л.И. является ветераном труда Алтайского края с 05.11.2013, что подтверждается удостоверением "Ветеран труда" серии АК N *** выданным ДД.ММ.ГГ на основании постановления Администрации Алтайского края N520 от 10.10.2013 года; Самойленко А.Ф. - с 04 августа 2004 года, что подтверждается удостоверением "Ветеран труда" серии К N ***, выданным 04 августа 2004 года на основании постановления Администрации Алтайского края N360 от 20.07.2004 года.
Кандибор Л.И. зарегистрирована с 03.10.2011 года и проживает в составе семьи 1 человек в индивидуальном жилом доме площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес"; Самойленко А.Ф. зарегистрирована с 27.11.1987 года и проживает в составе семьи 2 человека в индивидуальном жилом доме по "адрес".
В жилых домах Самойленко А.Ф. и Кандиброр Л.И. имеется централизованное теплоснабжение через присоединенную сеть, отпуск тепловой энергии осуществляется на основании договоров с теплоснабжающей организацией.
Расчет коммунальных платежей и льгот Самойленко А.Ф. и Кандибор Л.И. осуществлялся МУП "Тепловые сети города Славгорода".
Кандибор Л.И. и Самойленко А.Ф. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации 50% расходов на оплату отопления в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, который для Кандибор Л.И. составляет 33 кв.м общей площади жилого помещения, для Самойленко А.Ф. - 21 кв.м общей площади жилого помещения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Славгородского межрайонного прокурора в интересах Кандибор Л.И. и Самойленко А.Ф., исходил из указанных норм материального права, установленных при рассмотрении дела обстоятельств, согласившись с расчетами мер социальной поддержки (компенсации) на оплату услуг теплоснабжения, представленными ответчиками, и выплаченными материальным истца в спорный период органами социальной защиты,
Судебная коллегия полагает, что при указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет льгот и начисление компенсации за жилищно-коммунальные услуги (отопление) производится ответчиком МУП "Тепловые сети города Славгорода" в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Алтайского края. Основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Как верной указал суд первой инстанции, представленный прокурором и поддерживаемый материальными истцами расчет 50% размера компенсации за услуги теплоснабжения основан на формуле, применяющейся для определения размера коммунальной услуги и предусмотренный Приложением N2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Между тем, доводы представления прокурора о необходимости производства расчета 50% размера компенсации за услуги теплоснабжения исходя из показаний прибора учета тепловой энергии основаны на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, прокурором оспариваются действия поставщика услуг теплоснабжения и органа социальной защиты, связанные с расчетом размера меры социальной поддержки (компенсации) расходов по оплате коммунальных услуг теплоснабжения с учетом норматива потребления услуги, которая определяется (рассчитывается) исходя из положений п. 4 ст. 3 Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции Закона Алтайского края от 19.06.2014 N 49-ЗС) и части 1 постановления Алтайского краевого законодательного Собрания от 04.06.2012 N239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки".
Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" прямо предусмотрено, что расчет компенсаций осуществляется в пределах установленных нормативов потребления услуги (норм твердого топлива, установленных для продажи населению) и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.
Исходя из смысла вышеуказанных нормативных актов Алтайского края, размер компенсации за жилищно-коммунальные услуги в виде отопления определяется исходя из занимаемой льготником, в частности, ветераном труда, общей площади жилого помещения, то есть приходящейся конкретно на него доли такой площади, рассчитываемой в зависимости от количества членов его семьи. Расчет размера данной компенсации осуществляется в пределах вышеуказанного краевого стандарта нормативной площади жилого помещения, где под термином "в пределах" следует понимать верхнее ограничение, свыше которого такая компенсация не предоставляется.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, сторонами не оспаривался общий размер (стоимость) потребленных услуг за спорный период, которой рассчитывался исходя из показаний прибора учета потребленной тепловой энергии. При исчислении компенсации стороной ответчиков учитывался общий размер (стоимость) потребленных услуг, что также говорит о необоснованности доводов апелляционного представления о не применении ответчиком МУП "Тепловые сети города Славгорода" при расчете компенсации показаний прибора учета потребленной тепловой энергии, установленных в жилых помещениях Кандибор Л.И. и Самойленко А.Ф.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов суда по существу спора, апелляционное представление не содержит.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционного представления и то обстоятельство, что данные доводы представления не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, а также учитывая, что каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, постановленное по делу решение по доводам апелляционного представления отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Славгородского межрайонного прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.