Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Шостак Г.П.,
судей Жегалова Е.А., Лимановой Н.П.,
с участием прокурора Козловой М.В.
при секретаре Низаметовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 04 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Татарского района Новосибирской области - Г.Е.А.., апелляционному представлению межрайонного прокурора Татарской межрайонной прокуратуры Ц.Д.А. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 04 марта 2015 года об отказе в удовлетворении иска Татарского межрайонного прокурора в интересах Б.О.П., П.Н.Ю., К.О.Н., М.Н.С., П.Л.В., Л.В.В., А.А.И., А.ТА., Ч.Е.Ю., Л.С.В., Р.Р.Б. Р.Б.С. С.Б.В., М.Р.М., П.О.А., И.Е.А., А.Е.А., П.А.Я. к администрации Татарского района, администрации г. Татарска НСО о признании бездействия администрации Татарского района НСО незаконным, обязывании администрации Татарского района НСО организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения населения, строительство дорог к земельным участкам,
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Жегалова Е.А., объяснения прокурора Козловой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Татарского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах Б.О.П., П.Н.Ю., К.О.Н., М.Н.С., П.Л.В., Л.В.В., А.А.И., А.ТА., Ч.Е.Ю., Л.С.В.
Л.С.В., Р.Р.Б., С.Б.В., М.Р.М., П.О.А., И.Е.А., А.Е.А., П.А.Я. к администрации Татарского района, администрации г. Татарска НСО, просил:
признать незаконным бездействие администрации Татарского района по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, а также осуществлению дорожной деятельности при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;
обязать администрацию Татарского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения, водоотведение, а также строительство дорог к следующим земельным участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей:
- Земельный участок по адресу НСО, "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу НСО, "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу НС Т.О.Г., "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО, "адрес", кадастровый номер N;
- 3емельный участок по адресу НСО, "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес" кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N;
- Земельный участок по адресу: НСО "адрес", кадастровый номер N.
В основание иска указано, что в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, однако с ДД.ММ.ГГГГ года предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляет администрация Татарского района.
Дорожная деятельность, в соответствии с Федеральным Законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Прокурорской проверкой установлено, что на территории г. Татарска и Татарского района в период ДД.ММ.ГГГГ г.г. было сформировано и предоставлено льготной категории граждан 43 земельных участка, из них - 37 участков многодетным семьям, в том числе 16 участков предоставлено в "адрес", в которых отсутствует инфраструктура: водоснабжение, электроснабжение, дороги.
В нарушение указанных положений закона администрация Татарского района при реализации полномочий по предоставлению земельных участков для строительства жилых домов, в том числе многодетным семьям и иным льготным категориям граждан не предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно- технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Таким образом, установлено, что с момента принятия Администрацией Татарского района решения о предоставлении заявителям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в границах "адрес" технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения разработаны не были. В связи с выявленными нарушениями главе города Татарска и главе Татарского района ДД.ММ.ГГГГ внесены представления "Об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ" и "Об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства" соответственно.
В соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в лице министра В.Д.В. и администрацией Татарского района в лице Н.В.П. его предметом явилось взаимодействие сторон при получении и расходовании администрацией финансовых средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области", долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы".
Согласно приложению 1 к Соглашению объем ассигнований за счет средств областного бюджета НСО составил 4183,1 тыс. руб., размер софинансирования за счет местного бюджета - 220,17 тыс. руб.
Как следует из ответа администрации Татарского района N от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3) в "адрес" идет обеспечение инфраструктурой земельных участков 1 очереди жилого фонда, при этом в данную категорию не попал ни один участок, предоставленный многодетной семье. Отсутствие инженерно-технических коммуникаций на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, на протяжении длительного времени свидетельствует о бездействии администрации Татарского района по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, а также осуществлению дорожной деятельности.
Указанные нарушения противоречат интересам общества и государства, влекут за собой нарушения прав граждан. В том числе многодетных семей, обратившихся за представлением земельного участка для строительства из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и стали возможны в результате бездействия должностных лиц администрации Татарского района.
Судом первой инстанции в удовлетворении иска отказано.
С таким решением не согласился представитель ответчика администрации г. Татарска Новосибирской области Г.Е.А., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе апеллянт указала, что против удовлетворения иска к администрации Татарского района Новосибирской области не возражает, полагает, что администрация г. Татарска является ненадлежащим ответчиком по делу и третьим лицом, так как исковых требований к ней не заявлялось.
Указывает, что в соответствии со ст. 131 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отведение и распределение земельных участков относится к полномочиям администрации Татарского района Новосибирской области, администрацией г. Татарска Новосибирской области контрактов с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства не заключалось. Части истцам выданы разрешения на строительство.
Также с принятым решением не согласился и межрайонный прокурор Татарской межрайонной прокуратуры Ц.Д.А., подал апелляционное представление, просит решение суда отменить. Принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал, что по результатам конкурса по отбору муниципальных образований области для предоставления субсидий на инженерное обустройство площадок комплексной застройки между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и администрацией Татарского района Новосибирской области заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ года, предметом которого является взаимодействие сторон при получении и расходовании администрацией Татарского района финансовых средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области" долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства Новосибирской области на 2011-2015 годы". Согласно данному соглашению оно действует до выполнения обязательств.
С момента принятия администрацией Татарского района решения о предоставлении заявителям земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в границах поселка "адрес" (площадки комплексной застройки) технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения разработаны не были.
По мнению апеллянта бездействие администрации Татарского района по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжению населения, водоотведения, строительству дорог к вышеуказанным земельным участкам выразилось в том, что в нарушении требовании п. 4 ст. 30 ЗК РФ, п. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ при реализации полномочий по предоставлению земельных участков для строительства, в том числе многодетным семьям и иным льготным категориям граждан не предоставлены заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Обязанность по инженерному обустройству территории комплексной застройки ( "адрес") возникло у администрации Татарского района с момента заключения вышеуказанного соглашения о получении и расходовании финансовых средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области"
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ
технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение
предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней
по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федераций. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
В силу пункта 9 указанной статьи орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к сетям.
При этом в силу п. 10 указанной статьи порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10.1 указанной статьи закона указанные условия не применяются к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. Порядок соответствующего технологического присоединения к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно которым: орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности предоставляет заинтересованным лицам технические условия (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно -технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали, то правообладатель обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
В соответствии п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Из распоряжений администрации Татарского района от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., и кадастровых паспортов установлено, что в собственность многодетных родителей бесплатно для индивидуального строительства на землях категории населенных пунктов предоставлены земельные участки: С. Б.В. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Р.Р.Б. площадью 999 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; А.ТА. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Ч.Е.Ю.площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Л.С.В. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Мухометьярову P.M. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; П.О.А. площадью 985 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; А.Е.А. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; И.Е.А.площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; П.А.Я. площадью 998 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; А.А.И. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Л.В.В. площадью 997 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; П.Л.В. площадью 998 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; К.О.Н. площадью 979 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; М.Н.С. площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; П.Н.Ю.площадью 997 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; Б.О.П. площадью 999 кв. м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (л.д. 10-26);
Из разрешений на строительство усматривается, что администрацией г. Татарска НСО, М.Н.С., Б.О.П., П.Н.Ю., А.ТА. получено разрешение на строительство индивидуальных жилых домов на отведенных им земельных участках, в порядке ст. 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже указанных земельных участков не проводился (л.д. 52-55).
Согласно ответа администрации города Татарска N от ДД.ММ.ГГГГ с 2011 инженерным обустройством "адрес" занимается Администрация Татарского района, земельные участки администрация Татарского района выделяет без согласования с администрацией г. Татарска НСО. (л.д. 42).
Из схемы "адрес" НСО усматривается, что в черте города определены ряд новых улиц и земельных участков подлежащих застройке, (л.д. 43).
Согласно проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ г. усматривается, что она утверждена на первую очередь комплексной застройки "адрес", участки истцов не входят в первую очередь комплексной застройки, (л.д. 74-83).
Из Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и администрацией Татарского района заключено соглашение, предметом которого является взаимодействие сторон при получении и расходовании Администрацией Татарского района финансовых средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Инженерное обеспечение площадок комплексной застройки Новосибирской области", долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы" в соответствии с приложение N к соглашению по строительству сети электроснабжения, (л.д. 35-38).
Согласно приложению N к соглашению выделено администрацией Новосибирской области ассигнований -4183,1 тыс. рублей на осуществление строительных работ 1 очереди застройки, (л.д. 39).
Из муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ усматрвиается, что администрацией Татарского района НСО заключены контракты с ЗАО " "данные изъяты"" по строительству сети энергоснабжения 1 очереди комплексной застройки г. Татарска НСО. (л.д. 62- 73).
Из муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что администрацией Татарского района НСО заключён контракт с ООО " "данные изъяты"" по устройству проездов 1 очереди комплексной застройки г. Татарска НСО. Срок выполнения работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95- 105, 127).
Постанавливая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность предоставлять заинтересованным лицам технические условия возлагается на органы местного самоуправления, только в указанных в законе случаях, когда правообладатель земельного участка не определен, а поскольку в данном случае каждый правообладатель земельного участка уже определен, предоставление технических условий происходит по запросу правообладателя земельного участка.
При этом суд исходил из того, что истцы став правообладателями земельных участков имеют право самостоятельно обратиться в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей, которые обязаны бесплатно предоставить им технические условия по каждому земельному участку. В связи с чем, в действиях администрации Татарского района НСО к моменту постановления обжалуемого решения не усматривается незаконного бездействия по не предоставлению истцам технических условий подключения к сетям инженерно - технического обеспечения, электро, газо, тепло, водоснабжения и водоотведения.
Более того, поскольку организация дорожной деятельности (строительство, ремонт, содержание), обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, дорогах, улицах в границах населенного пункта поселения относится к полномочиям местного самоуправления поселения, то обязанность по осуществлению строительства дорог, расположенных в границах населённого пункта - г. Татарска НСО не относится к компетенции администрации Татарского района НСО.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционного представления о том, что на администрации лежит обязанность по организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения населения, строительство дорог к земельным участкам, по тем мотивам, что эти доводы были предметом подробной оценки в решении суда первой инстанции и оснований для иных выводов не имеется.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Г.Е.А. отклоняются судебной коллегией по тем мотивам, что они не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правомерно не удовлетворил иск - признать незаконным бездействие администрации Татарского района, поскольку такой способ защиты гражданских прав не предусмотрен действующим законодательством.
Так в силу правил статья 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В перечисленной статье нет такого способа защиты гражданских прав, как заявлено в иске - признать незаконным бездействие, а закон, содержащий такой способ защиты права - в иске не указан.
Также дело не содержит достоверных доказательств, что строительство искомых дорог не начато, не ведется или не закончено в срок по неуважительным причинам.
Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 04 марта 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Татарского района Новосибирской области - Галиной Е.А., апелляционное представление межрайонного прокурора Татарской межрайонной прокуратуры Ц.Д.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.