судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.,
судей Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "4
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Краснодарской краевой общественной организации " " ... "" о ликвидации юридического лица
по апелляционной жалобе начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "5, на заочное решение Первомайского районного суда " ... " от " ... "
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с названным выше заявлением о ликвидации юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование своих требований заявитель указал, что " ... " было зарегистрировано юридическое лицо - Краснодарская краевая общественная организация " " ... "", сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ за учетным " ... " от " ... ", ОГРН N " ... " В период с " ... " по " ... " Управлением проведена плановая проверка с целью установления соответствия деятельности организации уставным целям за период с " ... " по " ... ", в результате которой установлено, что местом нахождения руководящего органа некоммерческой организации указан адрес: " ... ". Председателем избрана " Ф.И.О. "1. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: заседание общих собраний общественной организации и заседания правления не созывались; ревизии финансово-хозяйственной деятельности не проводились; члены общественной организации не выплачивали членские взносы; срок полномочия председателя общественной организации истек; ежегодные отчеты об использовании имущества не опубликовывались; сведения о продолжении деятельности и месте нахождения руководящего органа не сообщались; сведения о получаемых денежных средств и их фактическом использовании за 2011 - 2012 г.г. не предоставлялись; устав общественной организации не соответствует требованиям действующего законодательства. " ... ", " ... " по адресу местонахождения руководящего органа ответчика были вынесены и направлены предупреждения. Данные предупреждения не были выполнены, в установленный срок не обжаловались. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в период с " ... " по " ... " ответчик фактически прекратил свою деятельность в связи с тем, что в общественной организации отсутствовало финансирование. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.
Обжалуемым заочным решением Первомайского районного суда " ... " от " ... " заявление Управления удовлетворено частично.
Суд постановил ликвидировать Краснодарскую краевую общественную организацию " " ... "". В удовлетворении остальной части требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю отказал.
В апелляционной жалобе начальник Управления " Ф.И.О. "5, просит отменить заочное решение суда, как вынесенное с нарушением закона, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Краснодарская краевая общественная организация " " ... "" письменных возражений на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Краснодарской краевой общественной организации " " ... " не явился, извещался надлежащим образом судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил и об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, учитывая, что о времени и месте судебного заседания Краснодарская краевая общественная организация " " ... " была извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности " Ф.И.О. "6, поддержавшую доводы возражений, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 3-4 части 1, частями 2-3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу неправильно применил нормы материального права, что повлияло на исход дела.
Из материалов дела усматривается, что Краснодарская краевая общественная организация " " ... "" (далее - оганизация) зарегистрирована в качестве юридического лица " ... ", сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ за учетным " ... " от " ... ", ОГРН N " ... "
Правовое положение организации, права и обязанности учредителя определяются Уставом, утвержденного общим собранием учредителей общественной организации (протокол " ... " от " ... "), а в части, неурегулированной им, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом (ФЗ) "О некоммерческих организациях".
Согласно п. 1.12 Устава организации, её местонахождение: Россия, Краснодарский край, " ... ".
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Формы документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации (за исключением религиозной организации), сведения о персональном составе её руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212.
" ... ", " ... " в адрес общественной организации выносились и направлялись письменные предупреждения об исполнении требований ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", которые до настоящего времени не исполнены.
Согласно требованиям Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ неоднократные нарушения общественной организацией требований по предоставлению сведений являются основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
В силу п.п. 81 п. 6 приказа Министерства юстиции РФ от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю уполномочено обращаться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей её уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Поскольку общественной организацией допущены неоднократные и грубые нарушения закона, в частности, абз, 2, 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", выразившиеся в непроведении общих собраний и заседаний правления, ревизии финансово-хозяйственной деятельности, в неуплате членских взносов членами общественной организации, в непродлении срока полномочий председателя общественной организации, непредставлении в регистрирующий орган необходимых сведений о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также в непредставлении документов о расходовании денежных средств и об использовании "иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в течение длительного периода времени за 2010-2013 г. г., суд первой инстанции в силу 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ обоснованно признал подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации Краснодарской краевой общественной организации "Инновационная Школа Бизнеса".
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что принятие решения об исключении ответчика из Единого реестра юридических лиц преждевременно, так как истцом не
представлено сведений о наличии или отсутствии задолженности по уплате
налогов ответчиком, которая должна быть погашена до завершения
процедуры ликвидации.
Исходя из положений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной и прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2010 г. N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган (в данном случае ИФНС России по Краснодарскому краю) заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, ст. ст. 20 - 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Таким образом, сведения о юридическом лице - Краснодарская краевая общественная организация " " ... "" подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер N " ... ") после завершения процедуры ликвидации.
На основании изложенного, решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " нельзя признать законным в части отказа Управлению в удовлетворении требования об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит отмене с принятием нового решения в этой части - об удовлетворении требования Управления об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер N " ... " после завершения процедуры ликвидации.
В силу части 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "5 удовлетворить.
Заочное решение Первомайского районного суда " ... " от " ... " отменить в части отказа Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю в удовлетворении требования об исключении Краснодарской краевой общественной организации " " ... " из Единого государственного реестра юридических лиц.
Принять по делу в этой части новое решение.
Исключить сведения о Краснодарской краевой общественной организации " " ... "" (основной государственный регистрационный номер " ... " из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.