судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Лариной В.С.,
судей Зелепукина А.В., Родовниченко С.Г.,
при секретаре Федорове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лариной В.С.
гражданское дело по иску ФИО5 к ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" о предоставлении уточненных сведений в ИФНС России для перерасчета налога на имущество физических лиц,
по апелляционной жалобе ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация"
на решение Коминтерновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
(судья райсуда ФИО4)
УСТАНОВИЛА:
... года ФИО5 обратилась в Коминтерновский районный суд "адрес" суд с названным иском, указывая, что ей принадлежит на праве собственности жилой дом ... по ул ... г ... , общей площадью 256,2 кв.м инвентарный номер ... ,состоящий из лит.А и лит.А1. ИФНС России по "адрес" произведен расчёт налога на указанное имущество за ... и ... г., исходя из налоговой базы (инвентаризационной стоимости) принадлежащего ей на праве собственности указанного жилого дома- ... руб. По мнению истицы при расчете налога на жилой дом за ... и ... годы ответчиком были неправомерно учтены: стоимость забора 1 - ... руб., забора 2 ? ... и замощения - ... руб.
На основании изложенного ФИО5 просила суд обязать ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" предоставить уточненные сведения в ИФНС России об инвентаризационной стоимости жилого дома лит. А. А1 по адресу: ... , для перерасчета налога на имущество физических лиц за ... , ... г ... (л.д. 4-5)
Решением Коминтерновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены (л.д. 33-36)
В апелляционной жалобе ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и необоснованного, разрешении исковых требований по существу (л.д. 69)
Лица, участвующие в деле, в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда не явились, о месте и времени слушания дела в апелляционной инстанции были извещены надлежащим образом.
Поскольку о слушании дела в ГСК областного суда на ДД.ММ.ГГГГ неявившиеся лица были извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки ими не представлено, судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.1 ст. 327 и ч.3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему:
В процессе рассмотрения дела судом было установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что ФИО5 является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ей принадлежит на основании договора купли-продажи от ... года на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: ... (2-этажный общей площадью 256,2 кв.м, лит.А, А1)( л.д. 11)
Налоговым органом была рассчитана сумма налога, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости целого объекта - домовладения (л.д.14) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта с учетом долей в праве собственности и нормативного правового акта, принятого в данном муниципальном образовании.
Спор возник в связи с тем, что истец считает завышенной и неверной инвентаризационную стоимость объекта недвижимости. По его утверждению, объектом налогообложения является только жилой дом, а не включенные дополнительно в качестве объектов налогообложения: забор 1, забор 2 и замощение, поскольку право собственности на них не зарегистрировано.
Размер инвентаризационной стоимости домовладения в налоговый орган представлял орган технической инвентаризации ФГУП ВО "Воронежоблинвентаризация". При этом в справке этого органа указана стоимость не только жилого дома, но и заборов и замощения.
Статьей 57 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы в качестве безусловного требования государства.; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённой денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Подпунктом 3 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам отнесен налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
В силу положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признавались физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (статья1) ; объектами налогообложения являются: жилой дом, квартира, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, принадлежащее на праве собственности(статья2).
Статьей 3 Закона установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в указанных законом пределах (при стоимости имущества до 300 тысяч рублей - ставка до 0,1%, при стоимости имущества от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - ставка от 0,1% до 0,3%, при стоимости имущества свыше 500 тысяч рублей - ставка от 0,3%) до 2%).
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Федеральным законом от 04 октября 2014 года N 284-ФЗ признан утратившим силу и недействующим с 01 января 2015 года Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". В Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 32 "Налог на имущество физических лиц".
Объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место ; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентарной стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 данного Кодекса, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента- дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.
Как видно из материалов дела, исходя из установленных по делу обстоятельств, собранных по делу доказательств, которым суд дал оценку применительно к требованиям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО5.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса)
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Для признания объекта недвижимым как объекта гражданских прав необходимо также подтверждение того, что данный объект был создан в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Ограждение (забор) само по себе может являться объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества.
Однако термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Ограждение земельного участка не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем строениям.
В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимого имущества право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Площадки (замощения), покрытые асфальтом, плиткой, обустроенные тротуарным покрытием из бетонной брусчатки и т.п. так же нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. По существу покрытие (замощение) какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом благоустройства данного участка. Покрытие(замощение) участка не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
На основании норм ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения исходя из его инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
По смыслу и значению законодательства, налогообложение недвижимого имущества, составляющего жилой дом, должно производиться налоговыми органами отдельно в отношении каждого объекта налогообложения, входящего в состав жилого дома, и только при наличии права собственности на такой объект. В данном случае два забора и замощение, расположенные на земельном участке истца, не входят в состав объекта налогообложения " жилой дом"(л.д.10),принадлежащего истцу на праве собственности.
В силу вышеизложенного довод ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" о том, что все включенные в техническом паспорте дома истца в состав объекта технического учёта строения и сооружения, включая заборы и замощение, являются объектами налогообложения, - не состоятелен.
По существу наряду с объектами, подлежащими налогообложению согласно статье 2 Закона о налогах, орган технической инвентаризации представил в налоговый орган сведения об объектах, указанных в техническом паспорте на дом, принадлежащий истцу, не подлежащих налогообложению ( забор 1; забор2; замощение)(л.д.14)
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об обязании Филиала государственного унитарного предприятия "адрес" "Воронежоблтехинвентаризация" "БТИ Информцентр" предоставить уточненные сведения в ИНФС России по "адрес" об инвентаризационной стоимости жилого дома лит. А, А1, расположенного по адресу: ... , принадлежащего на праве собственности ФИО5, в ценах на.., ... года - ... руб. (жилой дом лит.А- ... руб.+ цокольный этаж лит.А1- ... ) для перерасчета налога на имущество физических лиц за ... год и ... год.
Решение суда первой инстанции по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела.
Всем доводам сторон судом дана надлежащая правовая оценка применительно к требованиям действующего законодательства в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным в судебном заседании, по существу судом оценены, направлены на переоценку доказательств, сводятся к субъективному потому повлечь отмену решения не могут (ст. 330 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коминтерновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: 1. 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.