Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Самариной Е.Г.,
при секретаре Моревой Н.П.
с участием Якубенко В.И., Соколова В.П., Гуляевой Л.М., Борисова А.А., представляющего также интересы Блажнова В.И., представителя ООО " "данные изъяты"" Курсовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисова А.А., Якубенко В.И., Блажнова А.И., Гладенькова А.А., Белоусовой С.А., Литвиненко С.В., Соколова В.П., Можной А.А. и Гуляевой Л.М. о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛА:
Борисов А.А., Якубенко В.И., Блажнов А.И., Гладеньков А.А., Белоусова С.А., Литвиненко С.В., Соколов В.П., Можная А.А., Гуляева Л.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г.о. Самара от 24 декабря 2014 года N 1988 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в городском округе Самара".
Заявители считают, что оспариваемое постановление, которым ЗАО " "данные изъяты" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" для строительства многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом, повлечет за собой последующее строительство данного объекта недвижимости, в результате которого для жителей близлежащих домов будет создана некомфортная и опасная среда обитания.
В обоснование незаконности оспариваемого постановления также ссылались на то, что публичные слушания, на которых обсуждался вопрос о предоставлении ЗАО " "данные изъяты"" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, проведены с нарушением порядка, определенном Уставом г.о.Самара и положений ст. Градостроительного кодекса Российской Федерации. Жители близлежащих домов были лишены возможности участия в публичных слушаниях, которые проведены в отношении не сформированного в соответствии с требованиями действующего законодательства земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет. Полагают, что оспариваемое постановление нарушает Градостроительные регламенты, установленные частью 2 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы N 61, решение о проведении публичных слушаний принято неуполномоченным на то органом с нарушением сроков, установленных ч.6 ст. 40 ГрК РФ.
Решением суда от 26 мая 2015 года в удовлетворении заявленного требования Борисову А.А., Якубенко В.И., Блажнову А.И., Гладенькову А.А., Белоусовой С.А., Литвиненко С.В., Соколову В.П., Можной А.А., Гуляевой Л.М. отказано (том 2 л.д. 110-113).
Считая решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, Борисов А.А., Якубенко В.И., Блажнов А.И., Гладеньков А.А., Белоусова С.А., Литвиненко С.В., Соколов В.П., Можная А.А., Гуляева Л.М. обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования (том 2 л.д. 116-124 ).
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Рассмотрев заявление в отсутствие Белоусовой С.А. и Гладенькова А.А., не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд лишил их возможности предоставить какие-либо возражения и доказательства, тем самым нарушив правила состязательности и равноправия сторон.
На основании определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 июля 2015 года дело рассматривается по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании Борисов А.А., Якубенко В.И., Блажнов А.И., Гладеньков А.А., Белоусова С.А., Литвиненко С.В., Соколов В.П., Можная А.А., Гуляева Л.М. заявленные требования поддержали.
Представитель ООО " "данные изъяты" просил в удовлетворении заявления Борисова А.А., Якубенко В.И., Блажнова А.И., Гладенькова А.А., Белоусовой С.А., Литвиненко С.В., Соколова В.П., Можной А.А., Гуляевой Л.М. отказать.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия находит требования заявителей подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такая совокупность необходимых условий по данному делу имеется.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что решением акционеров ЗАО " "данные изъяты"" оформленным протоколом N2 от 23 октября 2014 года, общество реорганизовано в форме преобразования в ООО "Секунда" (том 2 л.д. 42).
Определение суда, занесенному в протокол судебного заседания от 25 мая 2015 года произведена замена заинтересованного лица ЗАО " "данные изъяты"" на ООО " "данные изъяты"".
ООО " "данные изъяты"" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: фактически занимаемый комплексом зданий и сооружений, общей площадью 4 780 кв. м, по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты" (том 2 л.д. 29).
Поскольку земельный участок находится в зоне многоэтажной застройки 5-16 этажей Ж-4 по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 24 июня 2001 года N 61, в связи с чем строительство объектов недвижимости выше 16 этажей на земельном участке не предусмотрено, ЗАО " "данные изъяты"" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара с заявлением о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" для строительства многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом (том 1 л.д. 144).
Постановлением администрации г.о.Самара от 17 апреля 2014 года N 464 (том 1 л.д. 118) на 14 мая 2014 года назначено проведение публичных слушаний, утвержден график их проведения (том 1 л.д. 121-124), в котором под N 5 указан вопрос о предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" для строительства многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом.
Данное постановление опубликовано в газете "Самарская Газета" N 44 (5308) за 22 апреля 2014 года (том 1 л.д. 233).
14 мая 2014 года вопрос о предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на вышеуказанный объект капитального строительства рассмотрен на публичных слушаниях, из протокола которых следует, что участников публичных слушаний, желающих выразить свое мнение по рассматриваемому вопросу не зарегистрировано, в ходе слушаний вопросов, замечаний и предложений граждан и их объединений, присутствующих на публичных слушаниях, не поступало, решением, поддержанным большинством голосов зарегистрированных участников (37 "За" и 1 "Против"), при отсутствии воздержавшихся) отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на объект капитального строительства поддержано, результат рассмотрения признан подлежащим оглашению на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара (том 1 л.д. 165-177).
В тот же день, Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара дано заключение по результатам публичных слушаний по данному вопросу (том 1 л.д. 140-143), опубликованное в газете "Самарская Газета" N 56 (5320) за 20 мая 2014 года (том 1 л.д. 145).
По результатам публичных слушаний Комиссией по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара 17 июня 2014 года подготовлено заключение с предложением предоставить обществу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" для строительства многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом (том 1 л.д. 127-139).
Постановлением Главы администрации г.о.Самара Фурсовым О.Б. от 24 декабря 2014 N 1988 ЗАО " "данные изъяты"" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" для строительства многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом (том 1 л.д. 16).
Полагая названное постановление администрации незаконным, жители расположенных вблизи с земельным участком с кадастровым номером N многоквартирных жилых домов N18 и N 20 по "адрес" Борисов А.А., Якубенко В.И., Блажнов А.И., Гладеньков А.А., Белоусова С.А., Литвиненко С.В., Соколов В.П., Можная А.А., Гуляева Л.М. обратились в Ленинский районный суд г.Самары с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из толкования приведенных норм материального права в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Обязательность учета мнения населения, выраженного в ходе проведения публичных слушаний, следует также из положений Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 32), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющего общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, в том числе путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28).
На обязательность учета мнения населения, выраженного в результате общественных слушаний, указывается также в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации г.о.Самары подлежит отмене как не соответствующее названным нормам права и нарушающее права и законные интересы заявителей.
При этом судебная коллегия исходит из того, что администрацией г.о.Самара в нарушение требований ч.1 ст. 249 ГПК РФ не представлено доказательств соблюдения предусмотренного законом порядка проведения публичных слушаний по вопросу предоставления ЗАО " "данные изъяты"" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
С целью реализации права жителей городского округа Самара на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях, в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и статьей 5.1 Устава города Самары, Самарская Городская Дума своим постановлением от 27 октября 2005 года N 176 утвердила положение "О публичных слушаниях в городском округе Самара" (далее - Положение), которым установлен порядок организации и проведения публичных слушаний территории городского округа Самара (далее - Положение). Обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат вопросы отклонений от предельных параметров разрешенного строительства (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.6 данного Положения решение о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации городского округа Самара в течение 10 дней со дня принятия решения о назначении публичных слушаний. Решение о назначении публичных слушаний должно содержать наименование проекта (вопроса), по которому проводятся публичные слушания, сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, порядок и сроки приема предложений и замечаний по проекту (вопросу), вынесенному на публичные слушания.
Подготовка и проведение публичных слушаний осуществляется органом местного самоуправления, принявшим решение о проведении публичных слушаний (пункт 3.1).
Организационно-техническое, информационное обеспечение деятельности по проведению публичных слушаний возлагается на Думу, Главу городского округа Самара и (или) администрацию городского округа Самара (пункт 3.2).
На публичных слушаниях ведется протокол, в котором указывается дата, время и место проведения публичных слушаний, наименование проекта (вопроса), вынесенного на публичные слушания, количество участников публичных слушаний, поступившие предложения и замечания, принятые решения (рекомендации), включая их мотивированное обоснование, и иная информация.
Решения на публичных слушаниях принимаются большинством голосов от числа зарегистрированных участников публичных слушаний (пункт 4.9).
На основании протокола публичных слушаний секретарем оформляется заключение о результатах публичных слушаний в срок, не превышающий 7 дней со дня их проведения (пункт 4.10).
В указанном заключении отражаются результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (рекомендации).
Протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний подписываются председательствующим и секретарем и в течение 10 дней со дня проведения публичных слушаний направляются в Думу или Главе городского округа в зависимости от того, кем назначено проведение публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации городского округа Самара в срок, не превышающий 10 дней со дня проведения публичных слушаний(пункт 4.11).
Решения, принятые на публичных слушаниях, подлежат обязательному рассмотрению Думой и (или) Главой городского округа (пункт 4.12).
В нарушение положений данного Порядка решение администрации г.о.Самара о назначении публичных слушаний, официально опубликованное в средстве массовой информации городского округа Самара не содержало полное наименование вопроса о предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Так, адресным ориентиром местонахождения предполагаемого к строительству многоквартирного 22-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроено-пристроенным подземным паркингом в нем указана ул.Мичурина, имеющая большую протяженность, в том числе на территории Ленинского района г.Самары, какой либо графический материал, позволяющий идентифицировать место предполагаемого строительства опубликован не был, следствием этого явилось отсутствие у всех заинтересованных лиц участвовать в рассмотрении вопроса о предоставлении ЗАО " "данные изъяты" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Данное обстоятельство не позволяет считать, что администрацией г.о.Самара приняты меры по выявлению и учета мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, призванные обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление.
В результате не достигнута цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, по вопросам, публичное обсуждение которых федеральный законодатель предусмотрел путем проведение публичных слушаний, конечная цель которых выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Еще одним основанием для признания оспариваемого постановления незаконным является несоответствие протокола публичных слушаний обязательным требованиям пункта 4.9 Положения, а именно отсутствие в нем мотивированного обоснования принятого решения о предоставлении ЗАО "Секунда" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, отсутствие в протоколе мотивированного обоснования принятого по заявлению ЗАО " "данные изъяты"" решения не явилось для Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара препятствием для дачи в тот же день положительного заключения по результатам публичных слушаний, а впоследствии не помешало подготовить заключение с предложением предоставить ЗАО "Секунда" соответствующего разрешения, на основании которого Главой администрации г.о.Самара Фурсовым Л.Б. вынесено оспариваемое заявителями постановление.
При этом данное должностное лицо располагало сведениями о допущенных при проведении публичных слушаниях 14 мая 2014 года нарушениях и о возражениях более 500 жителей трех близлежащих к месту предполагаемого строительства против предоставления ЗАО " "данные изъяты"" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
К доводам представителя ООО " "данные изъяты" о том, что сведения о расположении земельного участка, указанные в газетной публикации, соответствуют сведениям кадастра и ЕГРП, а отсутствие более точного описания места расположения земельного участка, на котором обществом предполагается возведение объекта недвижимости не является нарушением действующего законодательства, судебная коллегия относится критически.
При этом исходит из того, что необходимость официального опубликования решения о назначении публичных слушаний в средствах массовой информации городского округа Самара преследует своей целью реализацию права жителей городского округа Самара на осуществление местного самоуправления посредством участия в публичных слушаниях, где рассмотрению подлежат вопросы местного значения исходя из интересов жителей городского округа Самара. Жители близлежащих домов к месту предполагаемого строительства для того, чтобы принять решение об участии либо неучастии в рассмотрении вопроса о предоставлении ЗАО " "данные изъяты"" соответствующего разрешения должны были иметь полную информацию о месте строительства.
Ссылка представителя ООО " "данные изъяты"" на то, что постановление администрации г.о. Самара от 24 декабря 2014 года N 1988 не нарушает прав заявителей в связи с тем, что все их доводы о создании в результате строительства некомфортной и опасной среда обитания подлежат рассмотрению в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, заключение которой является одним из обязательных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство является несостоятельной в силу того, что частью 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право физического или юридического лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение Ленинского районного суда г.Самары от 26 мая 2015 года как вынесенное с грубым нарушением процессуального законодательства, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Борисова А.А., Якубенко В.И., Блажнова А.И., Гладенькова А.А., Белоусовой С.А., Литвиненко С.В., Соколова В.П., Можная А.А. и Гуляевой Л.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 26 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление Борисова А.А., Якубенко В.И., Блажнова А.И., Гладенькова А.А., Белоусовой С.А., Литвиненко С.В., Соколова В.П., Можной А.А., Гуляевой Л.М..
Постановление администрации г.о. Самара от 24 декабря 2014 года N 1988 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в городском округе Самара" признать незаконным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.