Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Шадриной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" Алтайского края о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" на решение Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" Алтайского края (далее - УПФ) от ДД.ММ.ГГ *** К.П. с ДД.ММ.ГГ бессрочно назначена страховая пенсия по старости в сумме "данные изъяты" 08 коп., фиксированная выплата к страховой пенсии в сумме "данные изъяты" 59 коп.
В общий трудовой стаж К.П., на основании рекомендации комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, изложенной в протоколе *** от ДД.ММ.ГГ, не включены периоды работы в малом предприятии " "данные изъяты"" и КФХ " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Причиной исключения указанных периодов послужили нарушения, допущенные при заполнении трудовой книжки истца, отсутствие документального подтверждения периодов работы, неуплата страховых взносов в период работы в КФХ.
К.П. обратился в суд с иском к УПФ о включении в страховой стаж указанных периодов работы, просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГ с учетом спорных периодов. Кроме того, просил взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины, на оплату услуг по составлению искового заявления.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ был принят на работу в Малое предприятие " "данные изъяты"" "данные изъяты", в ДД.ММ.ГГ малое предприятие было реорганизовано в крестьянское (фермерское) хозяйство " "данные изъяты"", где он продолжал работать до ДД.ММ.ГГ. В настоящее время КФХ " "данные изъяты"" ликвидировано. Считал, что указанные пенсионным органом недостатки произошли не по его вине, поэтому он имеет право на включение указанных периодов в страховой стаж.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 25 мая 2015 года исковые требования К.П. удовлетворены.
В страховой стаж К.П. включены периоды его работы в Малом предприятии " "данные изъяты"" и Крестьянском (фермерском) хозяйстве " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности механика.
На Государственное учреждение - Управление пенсионного Фонда РФ в "адрес" и "адрес" Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по старости К.П. с момента возникновения права с ДД.ММ.ГГ с учетом периода его работы в Малом предприятии " "данные изъяты"" и Крестьянском (фермерском) хозяйстве " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности "данные изъяты"
Взысканы с Государственного учреждения - Управления пенсионного Фонда РФ в "адрес" и "адрес" Алтайского края в пользу К.П. расходы по оплате государственной пошлины "данные изъяты", расходы по составлению искового заявления в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права. УПФ считает неверным вывод суда о том, что права истца не могут быть ущемлены из-за невыполнения работодателем обязанности по правильному оформлению трудовой книжки, уплате страховых взносов. Ссылаясь на ст. 25 Закона РСФСР N348-1 от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, ст. 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", п 3.6 Положения "О порядке подтверждения трудового стажа для назначении пенсии в РСФСР" от 04.10.1991, ответчик указывает, что данное правило касается наемных работников и не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (главы КФХ и т.п), время работы в КФХ членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию. Ответчик считает, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 10.07.2007 N9-п в данном случае неприменима, так как она не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.
Также УПФ считает, что указанное Постановление N9-п, принятое 10 июля 2007 года, не может быть применено для оценки правоотношений, существовавших в ДД.ММ.ГГ годы.
Истец К.П. в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что согласно ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
К.П. с ДД.ММ.ГГ является получателем страховой пенсии по старости бессрочно. При назначении пенсии в страховой стаж истца не включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в малом предприятии " "данные изъяты"" и крестьянско-фермерском хозяйстве " "данные изъяты"".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях").
Часть 1 статьи 8 Закона "О страховых пенсиях" устанавливают, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть первая статьи 35 Закона).
Согласно ч.1 ст. 11, части ст.4 Закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из трудовой книжки, ДД.ММ.ГГ К.П. был зачислен на работу в малое предприятие " "данные изъяты"" в качестве "данные изъяты" (запись N11), ДД.ММ.ГГ в связи с реорганизацией малого предприятия " "данные изъяты"" в крестьянское хозяйство " "данные изъяты"" считать в должности "данные изъяты" (запись N12), ДД.ММ.ГГ К.П. уволен из КХ " "данные изъяты"" в связи с переводом на работу в "данные изъяты" (запись N13) (л.д.8-9).
Реорганизация малого предприятия " "данные изъяты"" в крестьянское (фермерское) хозяйство " "данные изъяты"" произведена на основании постановления администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.12-13), согласно которому К.П. утвержден в качестве члена данного хозяйства. Аналогичные сведения о членстве К.П. в КФХ содержатся в выписке из ЕГРЮЛ (л.д.16-19).
В силу ч.3 ст. 13 Закона "О страховых пенсиях", действующего с ДД.ММ.ГГ, при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, также действующие с ДД.ММ.ГГ (далее - Правила N1015).
Пункты 10 и 16 названных Правил N 1015 устанавливают, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
К.П. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГ (л.д.37), спорные периоды имели место до его регистрации, соответственно в силу действующих Правил N1015 периоды работы его как члена крестьянского (фермерского) хозяйства должны подтверждаться трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Часть 8 статьи 13 Закона "О страховых пенсиях" также устанавливает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу ст. 89 Закон РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции, действовавшей до 1997 года) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Статья 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в ред. Закона РСФСР от 27.12.1990 N 461-1) устанавливала, что глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства (ч.1). Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве (ч.4). Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч.6).
Согласно п. 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Таким образом, правила подсчета соответствующего стажа как в период работы истца, так и в настоящее время предусматривают подтверждение периодов работы члена КФХ как трудовой книжкой, так и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Из справки УПФ *** от ДД.ММ.ГГ следует, что КФХ " "данные изъяты"" уплачивало страховые взносы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ уплата страховых взносов КФХ не производилась (л.д.69).
Период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ добровольно зачтен ответчиком в страховой стаж истца (л.д.53).
Удовлетворяя требования К.П., в том числе, в части включения в страховой стаж периода работы в КФХ " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 10.07.2007 N9-п, пришел к выводу о том, что факт работы истца в спорный период подтвержден исследованными доказательствами, в связи с чем неисполнение работодателем обязанности по надлежащему заполнению трудовой книжки и обязанности по начислению и уплате страховых взносов не может лишить истца гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение по возрасту.
Оспаривая указанный вывод суда, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что К.П. являлся членом крестьянско-фермерского хозяйства, а не наемным работником, в связи с чем обязан был уплачивать сам за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому содержащиеся в Постановлении от 10.07.2007 N9-п разъяснения в данной ситуации неприменимы. Таким образом, доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию ответчика с включением в страховой стаж периодов работы К.П. в КФХ " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами ответчика ввиду следующего.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение ст.237 КЗоТ, гарантирующей право работника на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности.
Вместе с тем в спорный период работы истца в КФХ в 1995-1996 году действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Указанный Закон в статье 1 определял, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
КФХ " "данные изъяты"" было зарегистрировано ДД.ММ.ГГ как юридическое лицо, ликвидировано ДД.ММ.ГГ.
Статья 11 Закона РСФСР N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривала обязанности граждан, являющихся членами крестьянского хозяйства самостоятельно уплачивать за себя взносы по социальному страхованию.
Часть 3 статьи 25 данного Закона устанавливала, что порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N1020 было установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2014 года N1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов КФХ, в том числе и за истца, в спорный период являлся глава КФХ, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности. Статус же члена КФХ в спорный период, в отличие от статуса главы КФХ, не предусматривал самостоятельной обязанности члена КФХ по оплате взносов на социальное страхование, обеспечение интересов члена КФХ в этой сфере возлагалось на главу КФХ, как и в отношении наемных работников.
Истец К.П. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ главой КФХ не являлся, в качестве члена КФХ самостоятельной обязанности по уплате взносов на социальное страхование не имел, то есть не являлся страхователем и плательщиком взносов на социальное страхование.
Учитывая, что факт работы К.П. в КФХ в указанный период подтвержден трудовой книжкой, являющейся основным документом, подтверждающим наличие трудового стажа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невнесение главой КФХ страховых взносов за истца не может послужить основанием для умаления его прав на пенсионное обеспечение, равно как и для наемных работников КФХ, что прямо было предусмотрено ст.237 КзОТ РСФСР.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут послужить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.
Доводов, опровергающих выводы суда в иной части (о включении в страховой стаж периода работы истца в малом предприятии " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, возложении на ответчика обязанности перерасчета пенсии) апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" оставить без удовлетворения, решение Каменского городского суда Алтайского края от 25 мая 2015 года - без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.