Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Вершинина А.В. и Лобановой Н.В.,
при секретаре Захаровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 24 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе К на решение Котласского городского суда Архангельской области от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
"Заявление К о признании бездействия администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по не предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным и обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования " "данные изъяты"" по не предоставлению несовершеннолетней В ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального образования " "данные изъяты"" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней дочери К - несовершеннолетней В, "данные изъяты" года рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории "данные изъяты", реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года".
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К в интересах несовершеннолетней В обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО " "данные изъяты"" по предоставлению его дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее-ДОУ) незаконным, обязать предоставить ребенку место в ДОУ на территории г. "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Заявление обосновал тем, что администрация МО " "данные изъяты"" не исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению его дочери местом в ДОУ, нарушая тем самым конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Заявитель К просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Н в суде возражала против удовлетворения заявления.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился К в части срока предоставления ребенку места в ДОУ.
В апелляционной жалобе просит решение суда изменить, установив срок обеспечения ребенка местом в ДОУ до ДД.ММ.ГГГГ года в связи с трудным материальным положением семьи, необходимостью выхода матери ребенка на работу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела, что К является отцом несовершеннолетней В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ года отец ребенка обратился с заявлением в администрацию МО " "данные изъяты"" о предоставлении его дочери места в ДОУ, которым до настоящего времени она не обеспечена.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетней В на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО " "данные изъяты"" обязанности предоставить ребенку заявителя место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. "данные изъяты" в срок до ДД.ММ.ГГГГ
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять места в дошкольных детских учреждениях, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.
В силу ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
С учетом изложенного, непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Как правильно указал суд первой инстанции, несовершеннолетняя В имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, администрацией МО " "данные изъяты"" обязанность по обеспечению несовершеннолетней местом в ДОУ не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, установив, что администрацией МО " "данные изъяты"" не исполнена обязанность по обеспечению ребенка заявителя местом в ДОУ, суд обоснованно признал данное бездействие незаконным и возложил на нее, осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанность предоставить В место в дошкольном образовательном учреждении на территории г. "данные изъяты" в срок ДД.ММ.ГГГГ
Устанавливая администрации МО " "данные изъяты"" срок предоставления несовершеннолетней места в дошкольном образовательном учреждении, суд учел возраст ребенка, поэтому оснований не согласиться с выводами суда в указанной части у судебной коллегии не имеется. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, в силу которых место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в срок, заявленный К, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в названной части, основанием для изменения решения суда не являются, поскольку сводятся лишь к несогласию с ним и субъективной оценке установленных обстоятельств.
При наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях г. "данные изъяты" данное решение может быть исполнено администрацией МО " "данные изъяты"" и ранее установленного срока.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.В. Вершинин
Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.