Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.
судей: Шиповской Т.А., Матвиенко Н.О.
при секретаре Яковенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, МКОУ "Кисловская СОШ" о понуждении к ограждению территории,
по апелляционной жалобе администрации Быковского муниципального района Волгоградской области
на заочное решение Быковского районного суда Волгоградской области от 02 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шиповской Т.А., выслушав прокурора Еланскову Л.Ф., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, МКОУ "Кисловская СОШ" о понуждении к ограждению территории школы.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности МКОУ "Кисловская СОШ", в том что частично отсутствует 50% ограждения территории школы по периметру, отсутствуют ворота, шлагбаум и калитка ограждения школы. Имеющаяся часть ограждения частично разрушена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МКОУ "Кисловская СОШ" для ограждения территории по всему периметру; возложить обязанность на МКОУ "Кисловская СОШ" в 3-х месячный срок после получения денежных средств установить ограждение по всему периметру школы.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Быковского муниципального района Волгоградской области, оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Прокурор Быковского района Волгоградской области, Администрация Быковского муниципального района Волгоградской области, МКОУ "Кисловская СОШ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06.03.2006, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно требованиям ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму как деятельность органов местного самоуправления по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
В силу ст. 51, ст. 32 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст. 9 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29.12.2012 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса, оснащенные всем необходимым в соответствии с установленными правилами и нормами.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Частью 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" введены в действие "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10".
В соответствии с п. 3.1 вышеуказанных правил, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, прокурорская проверка исполнения законодательства об образовании, о противодействии терроризму показала, что в МКОУ "Кисловская СОШ" частично отсутствует ограждение (л.д. 7).
В соответствии с п. 1.6 Устава МКОУ "Кисловская СОШ" учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Быковского муниципального района Волгоградской области (л.д. 14).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Доказательств того, что помещение школы не находится в собственности ответчика, материалы дела не содержат.
Факт отсутствия на территории школы ограждения МКОУ "Кисловская СОШ" администрацией не отрицался.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для возложения обязанности на ответчиков, в целях обеспечения безопасности образовательного процесса и противодействия терроризму, установить периметральное ограждение вокруг территории образовательного учреждения, тем самым пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы об отсутствии финансирования мероприятий по периметральному ограждению территории учебного заведения не могут являться основанием для отмены решения, поскольку в силу закона не могут быть отнесены к исключительному обстоятельству, которое может препятствовать исполнению решения суда.
Доводы жалобы о том, что частично старое ограждение сохранено и может быть восстановлено силами учеников и преподавателей школы, не влияет на правильность судебного решения, поскольку факт нарушения установлен, на момент вынесения судебного решения ограждение не восстановлено, в связи с чем суд обоснованно в соответствии с требованиями действующего законодательства возложил обязанность по устранению указанных нарушений на ответчиков.
Довод жалобы о том, что здание МКОУ "Кисловская СОШ" введено в эксплуатацию до вступления в силу требований "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", в связи с чем, эти требования не могут быть применены до осуществления капитального ремонта здания, судебная коллегия отклоняет, поскольку доказательствами не подтверждены.
Кроме того, положения п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" действительно предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения.
Однако установление Федеральным законом ограничения в применении требований к зданиям и сооружениям, указывающие на необходимость их реконструкции, либо выполнения капитального ремонта, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по ограждению здания ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания Учреждения.
Юридически значимые обстоятельства спора судом первой инстанции определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения сторон, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Быковского районного суда Волгоградской области от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Быковского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Копия верна.
Судья Волгоградского областного суда Т.А. Шиповская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.