Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Сукачёва Д.Ю., Куденко И.Е.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко И. В. к администрации городского округа -г.Волжский Волгоградской области, администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя администрации Волгоградской области - Сычева Д.В. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя администрации Волгоградской области - Сычева Д.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Гриценко И.В. - Яковлева М.В., представителя администрации городского округа -г.Волжский Волгоградской области - Арисовой Е.М. на доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гриценко И.В. обратился в суд с иском к администрации Волгоградской области, администрации городского округа -г.Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения, в обоснование требований указав на то, что он является инвалидом второй группы, состоит на учёте по поводу заболевания "туберкулёз", признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
По характеру своего заболевания на него распространяется действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, которым утверждён Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, на него, как инвалида, подлежат распространению нормы ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Поскольку до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, чем нарушает его жилищные права, истец просил суд:
обязать ответчиков предоставить ему как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте городского округа - город Волжский, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18 мая 2015 года исковые требования Гриценко И.В. были удовлетворены в части возложения обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения на администрацию Волгоградской области, администрация г.Волжского Волгоградской области от гражданско-правовой ответственности освобождена.
В апелляционной жалобе представитель администрации Волгоградской области - Сычев Д.В. просит отменить решение суда в части удовлетворённых требований, и постановить по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, активные формы туберкулеза с выделением имеют Код А15 - А19.
В силу частей 5 и 7 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гриценко И.В. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: Волгоградская "адрес". Совместно с истцом в данном жилом помещении проживают его мать Гриценко О.М., сестра Гриценко Ю.В. и несовершеннолетний племянник Гриценко И.Н.
Из материалов дела также следует, что Гриценко И.В. состоит на учете в ГКУЗ "Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер" с диагнозом - активная форма туберкулеза. Имеющееся у Гриценко И.В заболевание входит в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
На основании Постановления администрации городского округа - г.Волжский Волгоградской области N 8047 от 12 ноября 2014 года Гриценко И.В. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения и поставлен на учёт.
Согласно ответа Комитета строительства Волгоградской области от 19 февраля 2015 года, истец, в связи с наличием вышеуказанного заболевания, включён в реестр граждан, больных заразными формами туберкулёза, проживающих в квартирах, в которых нельзя выделить отдельную комнату.
Между тем, в настоящее время истец не обеспечен отдельным благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждены материалами дела.
При таких данных, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и с учетом приведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу, как лицу, являющемуся инвалидом и страдающему тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в городе Волжском Волгоградской области.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию Волгоградской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости возложения данной обязанности на вышеуказанный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Статья 57 ЖК РФ представляет собой общую норму, которая не регулирует всех правовых особенностей предоставления жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Специальным законом, регламентирующим меры социальной защиты непосредственно лиц страдающих туберкулезом, является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ".
Согласно п. 5 ст. 14 данного Закона \в редакции от 22 августа 2004 года N122-ФЗ\, больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъекта РФ.
На основании п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ РФ от 06октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Волгоградской области от 02 ноября 2004 года N 954-ОД "О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области", больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Волгоградской области.
Предоставление жилых помещений категориям граждан, указанным в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 года N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области", которым пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2), в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, следует, что субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении полномочий по внеочередному предоставлению указанным гражданам отдельных жилых помещений за счет собственных средств.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, может быть возложена на администрацию Волгоградской области, как орган исполнительной власти субъекта РФ.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции на законных основаниях возложил на администрацию Волгоградской области обязанность по реализации жилищных прав истца.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении на администрацию Волгоградской области обязанности по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводов, опровергающих указанные выводы суда, или дающих основания считать, что судом при рассмотрении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 18 мая 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Волгоградской области - Сычева Д.В., без удовлетворения.
Председательствующий - подпись
Судьи - подписи
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда В.М.Колганова
07.08.2015 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.