Судья Тамбовского областного суда Чербаева Л.В.,
рассмотрев жалобу директора сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива (далее - СПК) "Возрождение" Попова А.А. и его защитника Лучникова В.С. на решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 19 июня 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12 мая 2015 года начальник ОГИБДД МОМВД России "Первомайский" Груздев Ю.А. признал виновным сельскохозяйственный потребительский кооператив "Возрождение" в том, что он, являясь юридическим лицом, в нарушение п. 1.5 Правил дорожного движения, организовал несанкционированную торговую деятельность на проезжей части улицы Вокзальной поселка Первомайский, тем самым допустил умышленное создание помех для движения транспортных средств и пешеходов, путем размещения торговых точек на проезжей части улицы Вокзальной поселка Первомайский. По ст. 12.33 КоАП РФ СПК "Возрождение" назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 руб.
Решением судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 19 июня 2015 года названное постановление оставлено без изменения, жалоба директора СПК "Возрождение" Попова А.А. - без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, СПК "Возрождение" и его защитник - адвокат Лучников В.С. просят отменить названные постановление должностного лица от 12 мая 2015 года и решение судьи от 19 июня 2015 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы приведены следующие доводы.
Директор СПК "Возрождение" Попов А.А., присутствующий при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела согласно учредительным документам (Уставу) СПК "Возрождение" не является его законным представителем, в связи с чем, соответствующее указание в протоколе и постановлении является неправильным. Протокол составлен и дело рассмотрено в отсутствие надлежащего законного представителя юридического лица, это влечет причисление протокола к недопустимым доказательствам и свидетельствует о незаконности постановления.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2006г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на территории Тамбовской области государственный контроль (надзор) в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области.
25 июля 2013 года главой Первомайского поссовета на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на осуществление капитального строительства сельскохозяйственного кооперативного рынка по ***
Распоряжением от 25 июля 2013 года N 2497 являющегося надзорным органом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в г. Мичуринске, Мичуринском, Петровском, Первомайском, Никифоровском и Староюрьевском районах, адресованным председателю СПК "Возрождение" на период строительства рынка согласован перенос торговых мест за пределы территории рынка, на территорию, прилегающую к улицам Вокзальная, Советская и Луговая, т.е. разрешена уличная торговля.
Кроме этого, решением от 31 июля 2013 года комиссия по выбору земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов, рассмотрения намеченных проектных решений с участием первого заместителя главы администрации Первомайского района, консультанта отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Первомайского района, председателя комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Первомайского района, начальника отдела и главного специалиста по землеустройству, архитектуре и ЖКХ МКУ "Муниципальное казенное учреждение по материально-техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Первомайского поссовета" одобрила возможность размещения торговых мест на территории, прилегающей к улицам Вокзальной, Советской и Луговой на период строительства рынка.
Разрешение на размещение торговых мест на прилегающей к рынку территории дано и главой Первомайского поссовета в письменном ответе N *** от 09.08.2013 года.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 13 февраля 2015 года утверждено заключенное СПК "Возрождение" Первомайского района Тамбовской области и администрацией Первомайского района мировое соглашение, согласно которому СПК предоставляется право размещения торговых мест на части прилегающей к рынку территории по улицам Вокзальной, Советской и Луговой.
Согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указанного определения Арбитражного суда СПК "Возрождение" обратилось в адрес УМВД России по Тамбовской области, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" государственный надзор в области дорожного движения, с заявлением о решении вопроса по обеспечению временного ограничения и прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам на период проведения строительных работ на территории рынка, на части прилегающей к рынку территории по улицам: Вокзальная, Советская и Луговая пос. Первомайский, с устройством объездов, еженедельно по четвергам и воскресеньям с 7-00 часов до 14-00 часов, для беспрепятственного осуществления на указанных улицах разрешенной торговли.
От УМВД России по Тамбовской области получен ответ от 01.04.2015 года о том, что установка технических средств по организации дорожного движения проводится путем вынесения постановления администрацией поссовета.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из указанных правовых норм и документов следует вывод об отсутствии в действиях СПК "Возрождение" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, поскольку не имеется умысла на создание помех в дорожном движении.
То обстоятельство, что компетентными муниципальными органами не введены ограничения на период разрешенной торговли в указанном месте, не может ставиться в вину СПК "Возрождение" и его должностным лицам.
Кроме того, торговля на улице Вокзальной осуществлялась индивидуальными предпринимателями не на проезжей части, а на прилегающей к улице территории, что свидетельствует о недостоверности сведений, изложенных в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении. Судье районного суда при рассмотрении жалобы на постановление не представлено ни одного доказательства обратного.
Самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являлось то, что в нем не указано время совершения административного правонарушения, а также - лицо, которому непосредственно назначено административное наказание.
Всем названным существенным обстоятельствам и доводам судьей районного суда надлежащей оценки не дано.
В решении судья ссылается на п. 1.5 Правил дорожного движения, согласно которому запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Но в рассматриваемом случае СПК "Возрождение", осуществляя уличную торговлю на основании предоставленного права по определению Арбитражного суда, выполнило указанное требование Правил дорожного движения, обратившись в администрацию района и в органы ГИБДД для решения вопроса об обеспечении безопасности дорожного движения.
Кроме того, протоколом по делу об административном правонарушении Попов А.А., как директор СПК "Возрождение", 21 августа 2014 года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, по тем же фактам.
Решением судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 7 октября 2014 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, и производство по делу прекращено, ввиду отсутствия состава данного правонарушения.
Указанное решение суда имеет преюдициальное значение, т.к. оно принято в отношении одних и тех же событий и действий.
В настоящем судебном заседании представители СПК "Возрождение" - генеральный директор Попов А.А. и адвокат Лучников В.С. доводы жалобы поддержали, дополнив, что торговые переносные палатки по улице Вокзальной индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на основании договоров аренды торговых мест, в дни торговли (четверг и воскресенье) располагают не на проезжей части улицы, а по ее обочинам. По проезжей части свободно проезжают транспортные средства и передвигаются пешеходы.
Вынесшее оспариваемое постановление должностное лицо органа внутренних дел о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения участвующих в настоящем судебном заседании лиц, нахожу оспариваемые решение судьи, а также оставленное этим решением без изменения постановление должностного лица подлежащими отмене, в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Рассмотрение настоящего дела должностным лицом органа внутренних дел указанным требованиям административного закона не соответствует, чему судьей районного суда не дана должная оценка.
В соответствии с п. 1.5. Правил дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе, путем загрязнения дорожного покрытия, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
СПК "Возрождение" вменено в вину умышленное создание помех для движения транспортных средств и пешеходов.
Как усматривается из имеющихся материалов, дело о совершении СПК "Возрождение" указанного административного правонарушения возбуждено вынесением 22 марта 2015 года соответствующего определения должностным лицом органа внутренних дел, решившим также и о проведении административного расследования. В результате проведения последнего собран ряд доказательств, подлежащих должностным лицом, а впоследствии и рассматривающим жалобу на постановление судьей районного суда в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценке по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Между тем, сделано этого не было.
Так, в протоколе об административном правонарушении, составленном 10 мая 2015 года, указано на совершение СПК "Возрождение" нарушения п. 1.5 Правил дорожного движения путем организации торговой деятельности на проезжей части улицы Вокзальной 10 мая 2015 года в 12 часов.
Время совершения СПК "Возрождение" административного правонарушения в оспариваемом постановлении должностного лица от 12 мая 2015 года не указано вовсе.
Однако время совершения административного правонарушения, как элемент самого события этого правонарушения подлежит обязательному выяснению по делу. Таким образом, должностным лицом в нарушение требований п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ в должной мере не установлено событие вмененного в вину СПК "Возрождение" административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценка собранным по делу доказательствам должностным лицом, вынесшим постановление, не дана вовсе.
Судья районного суда в своем решении пришел к выводу, что "организация СПК "Возрождение" несанкционированной торговой деятельности на проезжей части дороги на улице Вокзальной, в том числе и на обочине, которая также относится к элементам дороги, подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на сельскохозяйственном кооперативном рынке СПК "Возрождение", копиями договоров аренды торговых мест, сообщением администрации Первомайского поссовета, в соответствии с которым разрешение на осуществление торговой деятельности по ул. Вокзальной и иных нормативных правовых актов, дающих право организации торговли СПК "Возрождение" не выдавалось".
Кроме этого судья нашел подтверждение организации несанкционированной торговой деятельности на обочине дороги на ул. Вокзальной подтвержденной собственноручной записью директора СПК "Возрождение" Попова А.А. в протоколе об административном правонарушении, согласно которой "торговля осуществляется на обочине, но не на проезжей части, на асфальте палатки не ставят, у них имеется мировое соглашение, утвержденное Арбитражным судом Тамбовской области".
Однако приведенные судьей в оспариваемом решении доказательства "организации несанкционированной торговли", не являются доказательствами умышленного создания СПК "Возрождение" 10 мая 2015 года помех в дорожном движении на улице Вокзальная в р.п. Первомайский, что и образовало бы объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ.
Так, опрошенные при производстве административного расследования в качестве свидетелей индивидуальные предприниматели пояснили лишь о том, что имеют договоры аренды торговых мест с СПК "Возрождение". Из их пояснений не следует, что соответствующие торговые палатки устанавливаются не ими самими, а именно сотрудниками СПК "Возрождение" и таким образом, что это создает помехи в движении по ул. Вокзальной, и в частности, что эти обстоятельства имели место именно 10 мая 2015 года, как это вменено протоколом об административном правонарушении.
Имеющийся в деле и составленный 22 марта 2015 года протокол осмотра "места происшествия", а именно улицы Вокзальной, в котором указано на занятие торговыми палатками, в том числе, и проезжей части дороги, о припаркованных на ней автомашинах предпринимателей, не свидетельствует о совершении СПК "Возрождение" 10 мая 2015 года вменяемого в вину административного правонарушения. Признанием же в совершении последнего не являются данные генеральным директором СПК Поповым А.А. объяснения при составлении протокола об административно правонарушении, изложенные выше.
Других доказательств совершения СПК "Возрождение" 10 мая 2015 года на ул. Вокзальная в р.п. Первомайский административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОГИБДД МОМВД России "Первомайский" от 12 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, решение судьи Первомайского районного суда Тамбовской области от 19 июня 2015 года отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП РФ, в отношении СПК "Возрождение" прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены названные постановление должностного лица и решение судьи.
Судья: Чербаева Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.