Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л.,
судей Кульковой С.И., Решетниковой О.В,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко М.Ю. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2015 года, которым постановлено:
"Требования Кравченко М.Ю. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание "Ветеран груда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Кравченко М.Ю. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Кравченко М.Ю. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Кравченко М.Ю. денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кравченко М.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", на том основании, что 12.12.2014 г. на заседании комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" ей было отказано в присвоении названного звания по причине отсутствия Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, которой она была награждена, в перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Возражая на иск, ответчик указал на отсутствие оснований для присвоения истице звания "Ветеран труда", поскольку Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень дающих право на присвоение указанного звания наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Отказ в присвоении истице звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа N 103-п от 06.06.2005 г. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения.
В возражениях на жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Министерства образования и науки от 18.08.2008 г. N 1155/к-н Кравченко М.Ю. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (л.д. 11). Общий трудовой стаж составляет более 24 лет (л.д. 13-22).
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от N 15-исх-21297 от 30.12.2014 года Кравченко М.Ю. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не входит в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (л.д. 12).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с Положением "Об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 13.01.1999 г. N 44, к ведомственным наградам Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации относится, в том числе и Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
В случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истица имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, так как действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении Кравченко М.Ю. звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Вороная Н.Л.
Судьи Кулькова С.И.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.