Председатель Псковского областного суда В.Н. Кондратьев, рассмотрев жалобу директора ООО "ТРАК Северо-Запад" Ефимова Е.Р., на вступившее в законную силу постановление N 83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года, решение Псковского районного суда от 22 мая 2015 года и решение судьи Псковского областного суда от 29 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО " ТРАК Северо-Запад",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда по Псковской области N 83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года ООО "ТРАК Северо-Запад" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Решением судьи Псковского районного суда от 24 апреля 2015 года, принятым по жалобе ООО "ТРАК Северо-Запад", вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Псковского областного суда от 29 июня 2015 года указанное постановление и решение суда оставлены без изменения, жалоба ООО "ТРАК Северо-Запад" - без удовлетворения.
В жалобе директором ООО "ТРАК Северо-Запад" ставится вопрос об отмене принятых по делу актов, по мотивам неприменения при разрешении дела п.6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.20213 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которому специальная оценка условий труда должна быть завершена до 31.12.2018 года, то есть общество преждевременно было привлечено к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не нахожу.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в законную силу 01.01.2014, под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также-вредные и (или)опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 4 которой установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Обязанность работодателя по обязательному проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ранее возлагалась на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
В частности подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в числе других случаев в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанного случая.
Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", была зарегистрирована в Минюсте России 21.03.2014 N 31689 и вступила в силу с 08 апреля 2014 года.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм и аналогии права, поскольку иных сроков проведения специальной оценки условий труда законом не оговорено, при отсутствии аттестации рабочих мест юридического лица по условиям труда специальная оценка условий труда подлежала проведению в течение шести месяцев со дня вступления в силу Методики проведения специальной оценки условий труда, то есть до 08 октября 2014 года.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе неплановой документарной проверки, проведенной в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" Государственной инспекцией труда по Псковской области в отношении ООО "ТРАК Северо-Запад", было установлено, что обществом со дня его образования, то есть с "данные изъяты" года, аттестация рабочих мест работников по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также специальная оценка условий труда не проводились.
Вина ООО "ТРАК Северо-Запад" в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждена следующими документами: актом проверки N "данные изъяты" от "данные изъяты", протоколом об административном правонарушении от "данные изъяты", предписанием N "данные изъяты" от "данные изъяты" и другими материалами дела.
В связи с изложенным, суды пришли к верному выводу о наличии в бездействии ООО "ТРАК Северо-Запад" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии в штатном расписании организации работников, условия труда которых могут быть отнесены к вредным и опасным условиям труда несостоятельны, поскольку условия труда определяются специализированной организацией на основании Методики проведения специальной оценки труда.
Позиция ООО "ТРАК Северо-Запад" о постепенной оценке условий труда до 31 декабря 2018 года не основана на нормах действующего законодательства, поскольку это положение закона согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" распространяется только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 01 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ООО "ТРАК Северо-Запад" не проводило аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и не произвело специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, Общество обоснованно, с учетом требований ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было привлечено к административной ответственности за невыполнение требований трудового законодательства.
Действиям ООО "ТРАК Северо-Запад" дана правильная юридическая оценка по ч. 2 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание отвечает требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление N 83/2015/21/7 от 27 апреля 2015 года, решение Псковского районного суда от 22 мая 2015 года и решение судьи Псковского областного суда от 29 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "ТРАК Северо-Запад", оставить без изменения, жалобу директора ООО "ТРАК Северо-Запад" Ефимова Е.Р. - без удовлетворения.
Председатель
Псковского областного суда В.Н. Кондратьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.