Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Никулиной Н.Н., рассмотрев в судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" на решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 06 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.С.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и, как должностное лицо, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. обратилась 19.03.2015 г. в Ленинский районный суд г. Пензы с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просила отменить постановление, прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 06.05.2015 г. жалоба директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. удовлетворена. Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н. А. отменено. На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н. А. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным решением, государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" 19.06.2015 г., обратилась в Пензенский областной суд с жалобой, датированной 17.06.2015 г., в которой просила постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" от 25.02.2015 г. оставить без изменения; решение судьи Ленинского районного суда от 06.05.2015 г. отменить.
В жалобе её податель указывает, что состав административного правонарушения, вмененный директору ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. имеет место быть, поскольку грузчик "данные изъяты". выполнял трудовые обязанности, будучи необученным по охране труда и не пройдя проверку знаний требований охраны труда.
В возражениях, поданных в Пензенский областной суд 06.08.2015 г., представителем директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" по доверенности Масловой Е.Н., представитель просил в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи от 06.05.2015 г. оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области по доверенности "данные изъяты" доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 06.05.2015 г. отменить.
Директор ООО Предприятия "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А., её представитель по доверенности Маслова Е.Н. доводы жалобы не признали, просили в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи Ленинского районного суда от 06.05.2015 г. оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Как видно из материалов дела, признавая директора ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергееву Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты". исходила из того, что на основании распоряжения "данные изъяты" от 09.02.2015 г. заместителя руководителя Государственной инспекции труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты". государственным инспектором труда (по охране труда) "данные изъяты" была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО Предприятие "Мастер ТЭН" по адресу: "данные изъяты"
Из акта плановой выездной проверки от 25 февраля 2015 года следует, что в ходе проверки были выявлены допущенные директором ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно: в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.1 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" в ООО Предприятие "Мастер ТЭН" не проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверка знаний требований охраны труда грузчика "данные изъяты"
Соглашаюсь с выводами судьи районного суда о том, что при привлечении Сергеевой Н.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным органом были существенно нарушены требования процессуального характера норм КоАП РФ, которые восполнению не подлежат и влекут за собой безусловную отмену постановления.
Как видно из материалов дела, определением от 21.04.2015 г. государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области "данные изъяты" исправлена техническая ошибка в протоколе об административном правонарушении "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года и постановлении "данные изъяты" от 25 февраля 2015 года в части указания нарушения директором ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. п. 2.2.1 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
В соответствии с ч. ч. 1-3 ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.
Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Определение от 21 апреля 2015 года вынесено с грубым нарушением требований ст. 29.12.1 КоАП РФ, поскольку названной нормой не предусмотрено внесение каких-либо изменений в протокол об административном правонарушении.
Указанным определением в постановление от 25 февраля 2015 года было дополнительно вменено нарушение директором ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеевой Н.А. пункта п. 2.2.1 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", что не является исправлением допущенной в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки, изменяет содержание постановления, объективную сторону правонарушения, что является недопустимым.
Таким образом, нарушение п. 2.2.1 постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N1/29 "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" Сергеевой Н.А. не вменялось.
Директор ООО Предприятие "Мастер ТЭН" Сергеева Н.А. привлечена к административной ответственности за действия, не предусмотренные объективной стороной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что указывает на отсутствие в действиях Сергеевой Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, не принимаю во внимание, поскольку они не основаны на обстоятельствах дела, юридически не значимы в данной ситуации.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении, являющихся правовыми основаниями к отмене судебного решения, по делу не допущено.
С вышеуказанными выводами судьи соглашаюсь, считаю их правильными и обоснованными, решение подлежащим оставлению без изменения, а жалоба Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 06.05.2015 г. оставить без изменения, жалобу Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.