Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хасановой М.М.
при секретаре Лёвочкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционной жалобе Фролова Евгения Юрьевича на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2015 года по заявлению Фролова Евгения Юрьевича об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛА:
Фролов Е.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Икрянинский район" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязать администрацию муниципального образования "Икрянинский район" принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод, указав, что он является вынужденным переселенцем и с ДД.ММ.ГГГГ состоит в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в постоянном жилье.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N564п администрации муниципального образования "Икрянинский район" ФИО5 считается состоящей в очереди на улучшение жилищных условий, с составом 2 человека: ФИО5 и Фролов Е.Ю ... Заявитель полагает, что данное постановление нарушает его права, поскольку отменяет распоряжение администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым принято решение о разделении в очереди его и матери.
Он и мать проживают и зарегистрированы по месту пребывания в разных комнатах: он в комнате N, мать в комнате N, не ведут совместного хозяйства и не являются членами одной семьи. Таким образом, постановление администрации МО "Икрянинский район" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения" нарушило его право на получение отдельного сертификата как вынужденного переселенца.
Заявитель Фролов Е.Ю. в судебное заседание не явился.
Представитель Фролова Е.Ю. - Фролова Н.С. в судебном заседании поддержала доводы заявления.
Представитель администрации муниципального образования "Икрянинский район" Бандаков С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" Звездакова И.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2015 года в удовлетворении заявления Фролова Е.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Фролов Е.Ю. просит решение отменить, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд не учел, что распоряжение администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N N, которым принято решение о разделении очередности его и матери, не отменено. Не установлено, обладает ли администрация муниципального образования "Икрянинский район" полномочиями по вынесению постановления о соединении очередности.
На заседание судебной коллегии заявитель Фролов Е.Ю. и его представитель Фролова Н.С., представитель администрации муниципального образования "Икрянинский район", представитель муниципального образования "Икрянинский сельсовет" не явились, о слушании дела извещены надлежаще. Заявитель Фролов Е.Ю. и его представитель Фролова Н.С. просили рассмотреть дело в их отсутствии, представитель администрации муниципального образования "Икрянинский район" Бандаков С.В., просил отложить рассмотрение дала, ввиду занятости в ином судебном заседании.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, оснований для отложения слушания дела не имеется, поскольку доказательств уважительной причины отсутствия не явившихся лиц не имеется.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Королевой И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством .
В соответствии со статьями 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 года N 845, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г. установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153.
В соответствии с п.п. "ж" п.5, п.п. "б" п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Применительно к условиям подпрограммы членами семьи вынужденного переселенца-участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрен порядок постановки на учет граждан - вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что заявитель Фролов Е.Ю. и его мать ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ являются вынужденными переселенцами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 включена с составом семьи 2 человека - она и Фролов Е.Ю. в общий Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье).
На основании заявления Фролова Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением муниципального образования "Икрянинский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N семья Фроловых разделена в Сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, определены номера очередности - ФИО5 N, Фролову Е.С. N N, с даты постановки ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации муниципального образования "Икрянинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N об упорядоченности очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ФИО5 считается состоящей в очереди на улучшение жилищных условий, составом 2 человека: ФИО5, Фролов Е.Ю., с даты постановки на очередь ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди 44.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что органом местного самоуправления при объединении ФИО5 и Фролова Е.Ю. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, нарушений закона не допущено. Суд исходил из того, что действующим жилищным законодательством не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь с присвоением последующего номера очередности. Раздел учетного дела с учетом времени постановки на очередь повлечет нарушение очередности улучшения жилищных условий других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и приведет к ущемлению их прав.
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановка на учет носит заявительный характер. Именно граждане вправе обращаться с заявлениями о постановке их и членов их семей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, предоставление жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предполагает обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан.
Указанное свидетельствует о правомерности действий органа местного самоуправления по вынесению постановления администрации муниципального образования "Икрянинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N об упорядоченности очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том , что распоряжение администрации муниципального образования "Икрянинский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ N N о разделе в очередности Фролова Е.Ю. и ФИО5 до настоящего времени не отменено, а также не установлено, обладает ли администрация муниципального образования "Икрянинский район" правомочиями по вынесению постановления об объединении в очередности, являются необоснованными.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ введена часть 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из указанного следует, что до введения в действие части 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями находились в ведении сельских поселений. В настоящее время в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение жильем относится к вопросам местного значения городского поселения. Таким образом, оспариваемое постановление администрации муниципального образования "Икрянинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N отменяет распоряжение муниципального образования "Икрянинский сельсовет" Икрянинского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N N.
С учетом изложенного, судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фролова Евгения Юрьевича - без удовлетворения.
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.