Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.,
судей - Загирова Н.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре - Магарамовой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Галимовой А.В. к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" об отмене приказа об увольнении из органов внутренних дел и восстановлении на работе по апелляционной жалобе представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" по доверенности Кадыровой Л.А. на решение Ленинского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Галимовой А. В. удовлетворить.
Признать незаконным приказ начальника Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" N Л/С от 13.04.2015г. о расторжении контракта и увольнении Галимовой А.В. с должности инспектора-провизора по п.11 части 2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011г. N342-ФЗ "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Галимову А. В. восстановить в должности инспектора-провизора организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РД".
Взыскать с ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РД" в пользу Галимовой А. В. заработную плату за время вынужденного прогула со дня увольнения".
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя МСЧ МВД РФ по РД по доверенности Кадыровой Л.А., просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести новое, об отказе в удовлетворении исковых требований; доводы представителя истицы - адвоката Агаева А.А., просившего оставит решение суда первой инстанции без изменений; заключение прокурора Багамаева А.М., полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галимова А.В. обратилась в суд с иском к ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по РД" о признании незаконным и отмене приказа начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" (ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан") N л/с от 13.04.2015года о расторжении контракта и увольнения ее с ОВД по п.11 части 2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342 "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", обязать ответчика восстановить ее на прежней службе и выплатить заработную плату за время вынужденного прогула с 13 апреля 2015г.
В обоснование указала, что приказом начальника ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Республике Дагестан" далее (ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан) полковника внутренней службы Магомедова М.П. за N л/с от 13.04.2015г. она уволена из ОВД по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального Закона от 30.11.2011г. N9 342- ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказ об увольнении из органов внутренних дел считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по основаниям.
В соответствии с ч.7 ст.82 ФЗ РФ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расторжение контракта по основанию, предусмотренному п.11 ч.2 ст.82 вышеназванного Закона осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Особенности прохождения службы при сокращении должностей в органах внутренних дел регламентированы ст.36 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с ч.1 которой при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае:
Предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел: направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Однако, несмотря на соблюдение ответчиком требований ст. 85 ч.1 Закона, в соответствии с которым расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел допускается при условии заблаговременного уведомления об этом сотрудника органов внутренних дел, а также п.1 ч.2 Закона, в соответствии с которым контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному 9 части ст.82 Федерального закона, ей не была предоставлена возможность ознакомиться со списком вакантных должностей, имеющихся в распоряжении ФКУЗ "МСЧ МВД России по РД" и своего согласия на увольнение в связи с нежеланием замещать какую-либо предложенную ими должность не давала и соответствующего рапорта не писала.
Она проработала в должности инспектора-провизора организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ "МСЧ МВД России по РД" более 8 лет, по работе нарушений не допускала.
С лета 2014 года начальник ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" М. М.П. предпринимал незаконные меры, направленные на ущемление ее прав и законных интересов на работе.
Обращалась неоднократно с заявлениями на имя министра ВД РД и начальника правового обеспечения при МВД РД о предпринимаемых мерах руководства, направленных на отстранение ее от работы.
По результатам проверки жалоб вопрос о ее наказании и увольнении с работы отпал.
Видя безуспешность принятых мер, начальник МСЧ решил произвести изменения в штатном расписании ФКУЗ "МСЧ МВД Российской Федерации по Республике Дагестан" без на то необходимости и надобности.
24.12.2014г. был подготовлен и издан приказ N министром МВД РД "Об организационно-штатных изменениях ФКУЗ "МСЧ Российской федерации по Республике Дагестан".
При этом п. 3 данного приказа министра МВД по РД указан УРЛС ( С.А. Макухе), МСЧ ( Магомедову М.П.) реализацию данного приказа и комплектование должностей произвести в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N9 3-ФЗ " О полиции "и от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Трудового Кодекса Российской Федерации.
Однако, врио начальника МСЧ М.Г. Гаджиев преднамеренно не исполнил письменные указания министра МВД по РД, ее, "." инспектора-провизора организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Республике Дагестан", 31.12.2014г. приказом N зачислил в распоряжение ФКУЗ " МСЧ МВД РФ по РД) в соответствии с п.1 ч. 10 ст. 36 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 года N 342 " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел). В тот же день уведомили о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел.
13.04.2015г. начальник ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" приказом N от 13.04.2015г. расторг контракт и уволили ее из органов внутренних органов.
При этом не был предложен список вакантных должностей ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан", а с нарушением ее законных прав, после увольнения, предложена не аттестованная должность.
Пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014г N91 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", указано, - согласно части четвертой статьи 261 ТК не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя; с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет: с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка-ребенка в возрасте до четырнадцати лет: с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающих трех и более малолетних детей.
Разъяснено, что при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренных частью четвертой статьи 261 ТК РФ, следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца.
Она одна, без супруга, вырастила и воспитывает троих детей: Мирзамагомедова Т. М., "дата" г.р.; МирзаМ. Н. М., "дата" г.р.: МирзаМ. К. М., "дата" г.р., первые два - являются малолетними, при этом малолетний сын Мирзамагомедов Т. является инвалидом.
Своего жилья не имеет, проживает с тремя детьми в съемной квартире, не замужем, является единственным кормильцем.
Судом постановлено указанное выше решение.
На данное решение представителем ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Дагестан" по доверенности Кадыровой Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой она выражает свое несогласие с ним по следующим основаниям.
Суд первой инстанции посчитал, что на истицу распространяется гарантия, предусмотренная ч.4 ст.261 ТК РФ. Также, при увольнении истицы по сокращению штата требования ч.3 ст.81 и ч.1 ст.180 ТК РФ, обязывающие работодателя предлагать работнику все имеющиеся вакансии, не были соблюдены.
Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд не мог установить факт сокращения штата и должности, так как не были исследованы штатные расписания учреждения.
Доводы истицы о том, что она является одинокой матерью, одна без супруга вырастила и воспитывает троих детей и проживает с ними в съемной квартире, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на материалах дела, так как истицей в суд были представлены свидетельства о рождении детей, в которых имеется запись об отце. Ни справки формы N25, ни свидетельства о смерти лица, прописанного отцом ее детей, ни решения суда о лишении его родительских прав, ни прочих документов в доказательство того, что она является одинокой матерью, истица в суд не представила и представить не могла.
Не соответствуют требованиям закона изложенные в резолютивной части решения выводы суда о необходимости восстановления истицы в должности, поскольку судом при рассмотрении дела факт сокращения указанной должности установлен.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Он вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата, если соблюден порядок увольнения и гарантии, закрепленные в ч.3 ст.81, ч.1 ст.179, ч.1 и 2 ст.180 ТК РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 411-0-0, 412-0-0 и 413-0-0, от 01.06.2010 N 840-0-0).
При сокращении численности или штата работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч.3 ст.81 ТК РФ).
В исковом заявлении сама истица подтвердила и в решении суда отражено соблюдение ответчиком по делу требований ст.85 ФЗ РФ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о её заблаговременном уведомлении о предстоящем увольнении.
Согласно ч.7 ст. 82 ФЗ "О службе в ОВД", расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел. Отсюда следует, что в случае невозможности перевода наличие отказа сотрудника не является обязательным условием.
Невозможность перевода истца на другую работу в судебном заседании представителем ответчика была доказана представленными суду штатным расписанием с утвержденным перечнем изменений (само штатное расписание после увольнения истицы в новой редакции не переиздавалось), которые были приложены к возражениям. Приказы о назначении на имеющиеся должности работников также были приобщены к делу в ходе судебного заседания.
Суд первой инстанции не привлек к участию в рассмотрении дела представителя МВД по РД, в то время как рассматривал последствия изданного им приказа.
Процедура увольнения Галимовой А.В. по п.11 ч.2 ст.82 ФЗ "О службе в ОВД" ответчиком нарушена не была, следовательно, приказ начальника МСЧ МВД РФ по РД от 13.04.2015г. N л/с о расторжении контракта и увольнении с ОВД является законным.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Галимова А.В. и помощник прокурора Ленинского района г.Махачкалы Арсланалиев Х.А. просят оставить решение суда первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Галимовой А.В., суд первой инстанции исходил из того, что меры по установлению наличия вакансий и их предложение истице ответчиком не производилось. При этом суд первой инстанции руководствовался нормами Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия не согласна с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат нормам законодательства и материалам дела.
Как видно из материалов дела, Галимова А.В. на момент увольнения была в звании "." внутренней службы и занимала должность инспектора-провизора организационно-методического и лечебно-профилактического отдела "ФКУЗ МСЧ МВД РФ по РД". Следовательно, на нее распространяются специальные нормы, регулирующие порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел.
Порядок прохождения, а также порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел, в том числе в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником, урегулирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено основание увольнения сотрудника в случае сокращения замещаемой должности.
В соответствии с частью 7 статьи 82 указанного Федерального закона расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
В силу части 1 статьи 85 Закона расторжение контракта по инициативе руководителя и увольнение со службы в органах внутренних дел допускается при условии заблаговременного уведомления об этом сотрудника органов внутренних дел.
Пунктом 1 части 2 названной статьи предусмотрено, что контракт расторгается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Как следует из трудовой книжки, Галимова А.В. была принята на службу в ОВД с 2006 года.
Приказом ФКУЗ "МСЧ МВД по РД" от 31 декабря 2014 года N л/с Галимова А.В. была зачислена в распоряжение ФКУЗ "МСЧМВД по РД".
О предстоящем увольнении в связи сокращением должности, истец под роспись была ознакомлена 31 декабря 2014 года.
Приказом начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения "МСЧ МВД РФ по РД" от 13.04.2015 года N л/с с истцом расторгнут контракт и она уволена с занимаемой должности инспектора-провизора организационно-методического и лечебно-профилактического отдела "ФКУЗ МСЧ МВД РФ по РД".
Галимовой А.В. не было предложено для замещения какой-либо должности ввиду отсутствия вакантных должностей на момент проведения в МСЧ МВД РФ по РД организационно-штатных мероприятий.
Изложенное свидетельствует о том, что установленный законом порядок увольнения по указанному основанию в отношении Галимовой А.В. соблюден.
Вывод суда о том, что ответчиком не представлены штатные расписания до и после увольнения истицы, а также доказательства принятия им мер по установлению вакансий в период проведения процедуры сокращения, является неправильным, поскольку в материалах дела представлено штатное расписание и суд первой инстанции в своем решении сам пришел к выводу о том, что факт сокращения должности Галимовой А.В. нашло свое подтверждение.
Кроме того, суд первой инстанции, признавая приказ об увольнении Галимовой А.В. незаконным, восстанавливает истицу в прежней должности. Между тем, на момент увольнения Галимова А.В. находилась в распоряжение ФКУЗ "МСЧМВД по РД". Приказ о зачислении в распоряжение ФКУЗ "МСЧМВД по РД" Галимовой А.В. обжалован не был. Следовательно, суд первой инстанции был не вправе восстанавливать истицу в прежней должности.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 29 мая 2015 года отменить. По делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Галимовой А.В. к ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РД" о признании незаконным и отмене приказа начальника ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по РД" N л/с от 13.04.2015 года о расторжении контракта и увольнении ее с ОВД по п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342, обязании восстановить ее на прежней службе и выплатить заработную плату за время вынужденного прогула с 13 апреля 2015 года отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.