Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Платицыной Т.Н.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Хвалынска, действующего в интересах Гудкова А.Е. , к министерству социального развития Саратовской области, Государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Хвалынского района" о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Хвалынска, действующий в интересах Гудкова А.Е., обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных требований, что Гудков А.Е. является инвалидом "данные изъяты" группы и согласно справки, выданной ГУЗ СО "Хвалынская районная больница им. Бржозовского", от 30.10.2014 года ему рекомендовано санаторно-курортное лечение по коду имеющегося у него заболевания. Однако в нарушение требований действующего законодательства до настоящего времени путевка на санаторно-курортное лечение Гудковым А.Е. не получена, что влечет нарушение его прав.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе министерство социального развития Саратовской области просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что судом при вынесении решения не было учтено то, что срок действия справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение истек. Однако судом первой инстанции не был установлен факт наличия показаний и отсутствия противопоказаний нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Также судом не учтено то, что предоставление путевок во внеочередном порядке приведет к ущемлению прав инвалидов, обратившихся с заявлением ранее.
На доводы апелляционной жалобы прокуратурой г. Хвалынска Саратовской области принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор считал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 12.11.2014 года Гудков А.Е., являющийся инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию, обратился с заявлением в Государственное автономное учреждение Саратовской области "Центр социальной защиты населения Хвалынского района" о получении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку формы N 070/у-04 от 30.10.2014 года. До настоящего времени Гудкову А.Е. санаторно-курортная путевка по данному заявлению не выдана.
Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ст. 6.3 закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с п. 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
В п. 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с п. 3.9 Порядка Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 года N 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 5 указанных Правил УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, а потому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы об истечении действия медицинской справки не может быть принят во внимание, поскольку на момент подачи заявления данная справка не была просрочена. Истец своевременно обратился в орган по оказанию государственной социальной помощи, представив действующую справку, и по независящим от него причинам не получил социальную услугу в виде санаторно-курортной путевки. Кроме того, доказательств того, что по медицинским показаниям Гудкову А.Е. не рекомендовано санаторно-курортное лечение, ответчиком не представлено.
Более того, срок действия справки истек именно в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в непредставлении истцу своевременно путевки на санаторно-курортное лечение, право последнего на реализацию государственной социальной помощи не может быть поставлено в зависимость от виновных действий ответчика.
Кроме того, судебная коллегия учитывает то, что согласно п. 2.9 раздела "Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем" административного регламента предоставления министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по выдаче гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также лицам, сопровождающим граждан, имеющих 1 группу инвалидности, и детей-инвалидов, путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом министерства социального развития Саратовской области от 17.08.2012 года N 749 (далее - Административный регламент), для получения государственной услуги заявитель предоставляет в органы социальной поддержки населения области по месту жительства получателя заявление о предоставлении санаторно-курортной путевки (приложение N 2 к Административному регламенту) с приложением справки для получения путевки по форме N 070/у-04.
Срок предоставления государственной услуги определен в течение календарного года (п. 2.5 Административного регламента).
Из положений п. 2.12 раздела "Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги" Административного регламента следует, что в предоставлении государственной услуги отказывается в случаях: обращения с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей; отсутствие права получателя на предоставление государственной услуги. Повторное обращение по вопросу предоставления государственной услуги может быть осуществлено по мере устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п.2.13 Административного регламента).
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и прилагаемых к нему документов; рассмотрение заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и прилагаемых к нему документов, постановка получателя на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой и выдача санаторно-курортной путевки (3.1 Административного регламента).
Из вышеизложенных положений следует, что повторное предоставление справки для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение Административным регламентом не предусмотрено, как не предусмотрено и Правилами оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденными постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П. Правилами предусмотрено предоставление вышеуказанной справки при получении путевки в случае если ранее предоставленная справка утратила силу (п. 13 Правил).
В Административном регламенте указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, однако ответчик, осуществив постановку Гудкова А.Е. на учет по обеспечению санаторно-курортной путевкой, до настоящего времени в предоставлении государственной услуги - путевки на санаторно-курортное лечение ему не отказал, в том числе по основанию истечения срока действия справки для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что предоставление Гудкову А.Е. путевки во внеочередном порядке приведет к ущемлению прав инвалидов, обратившихся с заявлением ранее, поскольку наличие порядка очередности предоставления путевок действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось министерство социального развития Саратовской области в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.