Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А.,
при секретаре Г.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Д.А.А. на решение судьи Суровикинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, в отношении директора " ... " Р.В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области директор " ... " Р.В.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Суровикинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Р.В.Н. на постановление должностного лица административного органа удовлетворена, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в виду отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе в областной суд старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его отменить.
Проверив материалы дела в полном объёме, доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А., представителя Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области З.В.А., поддержавших жалобу, нахожу решение судьи районного суда законными и обоснованными, а жалобу, подлежащей отклонению.
В соответствии с частью 1 ст. 8.45 КоАП РФ за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, связанные с эксплуатацией хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, их оборудованием сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется сознательным (умышленным или вследствие небрежности) игнорированием установленных действующим законодательством обязательных условий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий. Обязательным признаком объективной стороны является установление таких условий и требований действующим водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды.
В силу пункта 16 статьи 65 Водного Кодекса РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учётом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приёма таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приёмники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов 10 минут до 12 часов 10 минут на юго-восточной окраине г. Суровикино в " ... " от очистных сооружений, эксплуатируемых " ... " установлен сброс сточных вод в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны "адрес" из металлической трубы диаметром 400 мм. из централизованной системы водоотведения "адрес" без установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в "адрес" и в отсутствие разработанного и утверждённого плана снижения сбросов, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления поселения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор. В данном протоколе также указано, что по данному факту проведено административное расследование по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, по результатам которого вынесено постановление о прекращении производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории очистных сооружений " ... " на земельном участке площадь " ... " кв. м. кадастровый номер " ... ", расположенном на "адрес", осуществляет сброс сточных вод в отсутствие: плана снижения сбросов, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного поселения, городского округа территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, а также без установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
При таких обстоятельствах государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области О.А.В. возбуждено административное производство в отношении должностного лица - директора " ... " Р.В.Н. по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, судья правильно пришла к выводу об отсутствии в действиях Р.В.Н. состава вменяемого ей правонарушения.
Согласно положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом необходимо учитывать объективную сторону рассматриваемого правонарушения (ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ) состоящую в том, что виновный не выполняет требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий.
Отменяя постановление комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и прекращая производство по делу, в виду отсутствия состава административного правонарушения в отношении директора " ... " Р.В.Н., судьёй Суровикинского районного суда Волгоградской области в решении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указано на то, что " ... " осуществляет сброс сточных вод в "адрес" без установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также разработанного и утверждённого плана снижения сбросов, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления поселения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор, не является подтверждением того, что " ... " не выполняет требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативного воздействия.
Кроме этого, в постановлении административного органа не указано, какой комплекс дополнительных мер по оборудованию канализационно-очистных сооружений " ... " следует предпринять при очистке и сбросе сточных вод в "адрес".
Таким образом, установленные обстоятельства административным органом не соответствуют объективной стороне правонарушения ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с изложенным, законных оснований для привлечения Р.В.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, не имелось.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Р.В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Доводы жалобы старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Д.А.А. не опровергают установленных судом обстоятельств, не получивших надлежащей судебной оценки, не свидетельствуют о неправильности выводов судьи районного суда, а потому не являются достаточными для отмены состоявшегося по делу решения.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Суровикинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в отношении директора " ... " Р.В.Н. по жалобе старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области Д.А.А. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Волгоградского
областного суда Циренщиков И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.