судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жабиной Н.А.,
судей Волковой И.А., Козловской Е.В.,
при секретаре П,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску администрации Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 июня 2015 года, которым за Сиротинским сельским поселением Иловлинского муниципального района Волгоградской области признано право муниципальной собственности на четыре невостребованные земельные доли, площадью по " ... " кв.м. каждая, ранее принадлежавшие СНМ, ПД, ПРА, ПВВ, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., местоположение: Волгоградская область, Иловлинский район, территория Сиротинского сельского поселения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Администрация Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - администрация Сиротинского сельского поселения) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" (далее по тексту - ТУ Росимущества в Волгоградской области) о признании права собственности на невостребованные земельные доли.
В обоснование требований указала, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" от 04 сентября 1992 года N 708, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86, Указа Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767, с 1991 года осуществлялась приватизация земли.
Администрацией Иловлинского района Волгоградской области 13 сентября 1994 года было вынесено постановление N 296 "О выдаче свидетельств собственникам земельных долей в ПСХК " " ... "", которым было постановлено выдать свидетельства на право общей долевой собственности на землю лицам, имеющим право на получение земельного пая в ПСХК " " ... "": работникам хозяйства, пенсионерам хозяйства, работникам социальной сферы: здравоохранения, народного образования, культуры, быта и связи, торговли, общественного питания, расположенных на территории хозяйства, с земельной долей " ... " баллогектаров.
В результате проводимых ДД.ММ.ГГГГ администрацией Сиротинского сельского поселения совместно с администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области мероприятий по выявлению на территории Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области невостребованных земельных долей было установлено, что на территории Сиротинского сельского поселения имеются земельные участки, состоящие из невостребованных земельных долей, собственники которых с момента принятия постановления в 1994 году и по настоящее время не воспользовались своим правом и не распорядились земельными долями. В счёт указанных земельных долей земельные участки не выделялись.
В числе лиц, которым предоставлены земельные доли, расположенные на земельном участке с кадастровым номером " ... ", в границах бывшего ПСХК " " ... "", числятся " ... " человек.
В списке собственников вышеуказанных земельных долей указаны умершие граждане СНМ, ПД, ПРА и ПВВ, что подтверждается справкой из отдела ЗАГС администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В связи с тем, что указанные земельные доли до настоящего времени не оформлены и не используются в целях сельскохозяйственного производства, земельный налог, подлежащий поступлению в бюджет поселения, не уплачивается, просила признать за Сиротинским сельским поселением право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, общей площадью по " ... " кв.м. каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", общей площадью " ... " кв.м., расположенном на территории Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, ранее принадлежавшие СНМ, ПД, ПРА, ПВВ
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить. В качестве единственного основания к отмене решения ссылается на то обстоятельство, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд.
В силу пункта 8 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьёй 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения порядке невостребованными.
Из материалов дела следует, что постановлением Сиротинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 31 мая 2013 года N 11 на основании пункта 7 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения был утверждён список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные доли, принадлежащие СНМ, ПД, ПРА, ПВВ включены в список невостребованных земельных долей.
Все вышеперечисленные граждане умерли, что подтверждается справкой отдела ЗАГС администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
До настоящего времени наследники умерших собственников, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились в администрацию с заявлением и необходимыми документами.
Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорные невостребованные земельные доли умерших лиц являются выморочным имуществом.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1151 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определён.
В соответствии с пунктом 5.35 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что надлежащим ответчиком по разрешенному спору о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованных земельных долей является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Доводы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Волгоградской области о том, что надлежащим ответчиком по делу являются налоговые органы, несостоятельны к отмене или изменению решения суда, поскольку основаны на неверном применении норм действующего законодательства. Указанный в жалобе нормативный правовой акт СССР - Положение о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и определяющее налоговые органы, в качестве органа, уполномоченного на решение вопросов наследования выморочного имущества, противоречит нормам вышеприведённого в настоящем определении постановления Правительства Российской Федерации, которым решение данных вопросов отнесено к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в связи с этим, применению не подлежит.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327 1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объёме суд апелляционной инстанции не усматривает.
В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтверждённых материалами дела выводов.
Разрешая исковые требования и принимая обжалуемое судебное постановление, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.