Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Шукеновой М.А.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Филимоновой О.С. на решение Омского районного суда Омской области от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Филимоновой О. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" Омской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филимонова О.С. обратилась в суд с заявлением об обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 14.10.2014 она является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по почтовому адресу ориентира: " ... ". Право собственности зарегистрировано 28.10.2014.
Постановлением Администрация " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 13.08.2014 изменен вид разрешенного использования ряда земельных участков, в том числе, и ее земельного участка с вида "для размещения строений, сооружений, коммунального хозяйства" на "для размещения дома индивидуальной застройки".
05.03.2015 она обратилась в Управление Росреестра Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования и кадастровой стоимости.
18.03.2015 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка на основании п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку согласно письму Администрации " ... " сельского поселения от 11.03.2015 земельный участок с кадастровым номером N " ... " расположен в границах территориальной зоны 4 ЖОК. Разрешенное использование земельного участка "для размещения дома индивидуальной застройки" не предусмотрено в Правилах землепользования и застройки " ... " сельского поселения применительно к территориальной зоне 4 ЖОК.
Просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером N " ... ".
Филимонова О.С. и ее представитель Михайлова И.А. в судебном заседании участия не принимали. Ранее в судебном заседании Михайлова И.А. заявленные требования поддержала, указав, что в Правилах землепользования и застройки " ... " сельского поселения есть пункт, в котором заложено, что земли, находящиеся в зоне 4 ЖОК, в будущем могут быть использованы под жилую застройку.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Субботина И.С. в судебном заседании участия не принимала. Ранее в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне 4ЖОК - это зона перспективной жилой застройки. В такой зоне строительство домов не предусмотрено. Если будут внесены изменения в правила землепользования и застройки, то заявительница может повторно обратиться в кадастровую палату и соответствующие сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости.
Представители Управления Росреестра по Омской области, Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Филимонова О.С. просит решение суда отменить ссылаясь на то, что рассмотрение дела было осуществлено без ее участия, чем было нарушено ее право на защиту. Заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие было представлено на конкретное судебное заседание 18.06.2015, о проведении без ее участия судебного заседания 28.05.5215 она не ходатайствовала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.3 ст.1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 14 ч.1 ст.7 указанного Федерального закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст.16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости, кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу п.9 ч.1 ст.22 указанного Федерального закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
В силу п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Филимонова О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ". Основанием приобретения права собственности явился договор купли-продажи от 14.10.2014 (т. " ... ").
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 12.05.2015, земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью " ... " кв.м, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения строений, сооружений коммунального хозяйства, расположен в " ... " м по направлению на " ... " от жилого дома, расположенного по адресу: " ... ". Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 09.07.2014 (т " ... ").
Постановлением главы Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области N N " ... " от 13.08.2014 изменен вид разрешенного использования ряда земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером N " ... ", с "для размещения строений, сооружений коммунального хозяйства" на "для размещения дома индивидуальной жилой застройки" (т. " ... ").
05.03.2015 Филимонова О.С. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N " ... ", в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости (т. " ... ").
Согласно письменному ответу " ... " сельского поселения N N " ... " от 11.03.2015 на запрос органа кадастрового учета, земельный участок с кадастровым номером N " ... ", местоположение которого определено в " ... " м на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", расположен в границах территориальной зоны 4 ЖОК (т. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 18.03.2015 осуществление кадастрового учета изменений земельного участка приостановлено на основании п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с тем, что согласно письму администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 11.03.2015 N 128, земельный участок с кадастровым номером N " ... " расположен в границах территориальной зоны с кодовым обозначением 4 ЖОК. Разрешенное использование земельного участка "для размещения дома индивидуальной жилой застройки", указанное в постановлении от 13.08.2014 N N " ... " не предусмотрено в Правилах землепользования и застройки " ... " сельского поселения, утвержденных решением Совета " ... " сельского поселения ОМР Омской области N N " ... " от 30.10.2009, применительно к территориальной зоне 4 ЖОК ( " ... ").
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, что следует из п.1 ст.7 ЗК РФ.
Как следует из п.2 ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В силу п.2 ст.85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст.37 ГрК РФ разрешенное использование определяется применительно к каждой территориальной зоне и подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве требований.
Решением Совета " ... " сельского поселения от 30.10.2009 N N " ... " утверждены Правила землепользования и застройки " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - " ... ", которые по своему содержанию состоят из трех частей - порядок применения Правил и внесение в них изменений, карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, четырех приложений - карт, образующих единый нормативный правовой акт.
Согласно ст.27 данных Правил на карте градостроительного зонирования населенных пунктов " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области выделена, в том числе, территориальная зона 4 ЖОК - зона перспективной жилой застройки, с общественно-деловыми и коммунальными объектами.
Как следует из указанной статьи Правил, зона выделена для формирования жилых районов с возможностью определения параметров жилой застройки и набора услуг по мере принятия решений о застройке территории органами местного самоуправления. Указано, что при необходимости осуществляется зонирование таких территорий, и вносятся изменения в соответствии с порядком, предусмотренным главой 8 настоящих Правил.
В силу ст.21 указанных Правил после введения в действие настоящих Правил органы местного самоуправления " ... " сельского поселения по представлению соответствующих заключений органов архитектуры и градостроительства, Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки могут принимать решения, в том числе, о подготовке новой документации о планировке территории, которая после утверждения в установленном порядке может использоваться как основание для подготовки предложений о внесении изменений в настоящие Правила в части уточнения, изменения границ территориальных зон, состава территориальных зон, списков видов разрешенного использования недвижимости, показателей предельных земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства применительно к соответствующим территориальным зонам, подзонам.
В случае принятия решения о рассмотрении обращения, содержащего обоснование необходимости изменений в настоящие Правила, председатель Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки обеспечивает подготовку соответствующего заключения или проведение публичных слушаний в порядке и сроки, определённые нормативными актами " ... " сельского поселения. Правовые акты об изменениях в настоящие Правила вступают в силу в день их опубликования в средствах массовой информации.
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны не содержит положений об основных, условно разрешенных, вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков ( " ... ").
Таким образом, указанными Правилами не предусмотрено использование земель перспективной жилой застройки для размещения домов индивидуальной жилой застройки. В установленном законом порядке соответствующие изменения в данные Правила внесены не были.
При таких обстоятельствах, поскольку заявительницей на государственную регистрацию изменений объекта недвижимости не были представлены документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с законодательством РФ, без чего проведение государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным, орган кадастрового учета правомерно принял решение о приостановлении такого учета.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Филимоновой О.С. требований.
Доводы заявительницы и ее представителя о том, что в Правилах землепользования и застройки " ... " сельского поселения закреплено, что земли, находящиеся в зоне 4 ЖОК, в будущем могут быть использованы под жилую застройку, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку действительно в п.27 Правил землепользования и застройки " ... " сельского поселения отражено, что жилищное строительство в зоне 4 ЖОК может осуществлять как по индивидуальным, так и по образцовым (типовым) проектам, при этом указано, что при необходимости осуществления зонирования таких территорий вносятся изменения в соответствии с установленным порядком. Как указывалось выше, такие изменения в указанные Правила до настоящего времени внесены не были.
Ссылки Филимоновой О.С. в апелляционной жалобе на нарушение её процессуальных прав, выразившихся в рассмотрении дела без ее участие и как следствие нарушения ее права на защиту, подлежат отклонению, поскольку в томе " ... " на л.д. " ... " имеется почтовое уведомление о вручении 25.05.2015 Филимонова О.С. судебной повестки о рассмотрении дела 28.05.2015. Вместе с тем, в судебное заседание 28.05.2015 ни она, ни ее представитель Михайлова И.А., также извещенная надлежащим образом, не явились, об уважительности причин неявки Филимонова О.С. суду не сообщила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила. При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.1 ст.113 и ч.3 ст.167 ГПК РФ, обоснованно рассмотрел дело в отсутствие заявительницы, оснований полагать, что ее право на участие в судебном заседании было нарушено, не имеется.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст.330 ГПК РФ отмену или изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филимоновой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.