Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Круглова В.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 02 сентября 2015 года дело по апелляционным жалобам Матвеенко И. В. и Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Матвеенко И. В., Администрации Омского муниципального района Омской области об обжаловании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 09 апреля 2015 года N N " ... " о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и возложении обязанности по государственному кадастровому учету земельного участка площадью " ... " квадратных метров в границах " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого определено в " ... " метрах по направлению на " ... " относительно жилого дома, расположенного по адресу: " ... " из состава земель населенных пунктов для размещения малых архитектурных форм, водоемов, фонтанов отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвеенко И.В., Администрация Омского муниципального района Омской области обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о приостановлении кадастрового учета земельного участка, ссылаясь на то, что 01.07.2014 года в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением (с дополнениями от 10.10.2014 года) о предоставлении в аренду земельного участка площадью " ... " кв.м, расположенного в " ... " метрах по направлению на " ... " относительно жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", для целей, не связанных со строительством, обратилась Матвеенко И.В. 16.10.2014 года в газете " " ... "" опубликовано информационное сообщение о приеме администрацией заявлений о предоставлении указанного земельного участка в течение месяца со дня опубликования сообщения. Поскольку в течение установленного срока в администрацию заявлений от иных лиц о приобретении права на земельный участок не поступило, 25.11.2014 года в адрес Матвеенко И.В. направлено письмо с разъяснением порядка ее последующих действий, направленных на постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Распоряжением администрации от 16.03.2015 года утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которой был изготовлен межевой план земельного участка, и в орган кадастрового учета подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
09.04.2015 года решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области осуществление кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено на основании п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, а именно: распоряжение администрации Омского муниципального района от 16.03.2015, которым утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует требованиям п.2 ст. 11.3, п.14 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации, а сама схема не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 года N 762. Указано на отсутствие у администрации правовых оснований для утверждения указанной схемы.
Полагали данное решение незаконным, поскольку действующее законодательство не позволяет органу кадастрового учета давать оценку муниципальному правовому акту, которым в данном случае является распоряжение от 09.04.2015. Отмечали, что процедура приобретения Матвеенко И.В. указанного земельного участка началась до введения в действие изменений в земельное законодательство, в связи с чем должна быть закончена администрацией района в порядке предусмотренном ст. 34 ЗК Российской Федерации.
Просили признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 09.04.2015 года, и обязать его осуществить кадастровый учет данного объекта недвижимости.
Матвеенко И.В., кадастровый инженер " ... ", представитель Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не принимали.
В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Басс В.Г. заявленные требования поддержала, указав, что приостанавливать кадастровый учет по причине несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям ЗК Российской Федерации у кадастрового органа не было права. Кроме того, схема не является документом необходимым для осуществления кадастрового учета, межевой план кадастровым органом был принят.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области Соболев К.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что схема расположения земельного участка является составной частью межевого плана. Представленная для осуществления кадастрового учета схема не соответствует по форме приказу Минэкономразвития России N 762, вступившему в действие с 01.03.2015 года. Кроме того, указал, что решение ФГБУ "ФКП Росреестра" может быть обжаловано либо заявителем, либо кадастровым инженером, заявители к данным лицам не относятся.
В судебном заседании представители Администрации " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области " ... " ООО " " ... "" " ... " заявленные требования поддержали.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Матвеенко И.В. просит решение суда отменить, указывая на ненадлежащее ее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
В апелляционной жалобе Администрация Омского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность ссылок суда на п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, поскольку к данным правоотношениям она отношения не имеет.
В отзыве на апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. " ... ").
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Жилинская О.И. приняла участие в судебном заседании. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на них, заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Жилинскую О.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
В соответствии со ст. 70 ЗК Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Правила ст. 16 названного Федерального закона предусматривают, что государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно п. 22 указанных Требований для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой его расположения на кадастровом плане территории, данная схема является обязательным приложением к межевому плану (часть 6.1 статьи 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 года N 762 (введенного в действие с 01.03.2015) утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и форма схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона осуществление кадастрового учета приостанавливается.
Из материалов дела следует, что 01.07.2014 года Матвеенко И.В. обратилась к главе Омского муниципального района Омской области с письменным заявлением (датировано 30.06.2014 года), в котором просила предоставить ей в аренду сроком на " ... " лет земельный участок ориентировочной площадью " ... " кв.м, расположенный в " ... " м по направлению на " ... " относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", для целей, не связанных со строительством, для посадки кустарников, организации цветочных клумб и установки малых архитектурных форм (л.д. " ... ").
10.10.2014 года в Администрации Омского муниципального района Омской области зарегистрировано дополнение к указанному заявлению (датировано 09.10.2014 года), в котором Матвеенко И.В. просила учесть, что согласно внесенным 19.08.2014 года в Правила землепользования и застройки " ... " сельского поселения изменениям, испрашиваемый ею земельный участок переведен из зона Р3 (для посадки кустарников, организации цветочных клумб и установки малых архитектурных форм) в зону Р1 (для размещения малых архитектурных форм, водоемов, фонтанов) (л.д. " ... ").
16.10.2014 года в газете " " ... "" N N " ... " было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду указанного земельного участка из состава земель населенных пунктов для размещения малых архитектурных форм, водоемов, фонтанов. Указано, что заявления принимаются в течение месяца со дня опубликования данного объявления (л.д. " ... ").
09.02.2015 года Матвеенко И.В. обратилась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. " ... ").
Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области N N " ... " от 16.03.2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью " ... " кв.м, расположенного в " ... " метрах по направлению на юго-запад относительно жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", из состава земель населенных пунктов для размещения малых архитектурных форм, водоемов, фонтанов (л.д. " ... ").
По заказу Матвеенко И.В. кадастровым инженером ООО " " ... "" " ... " 23.03.2015 года был выполнен межевой план (л.д. " ... ").
26.03.2015 года директор ООО " " ... "" " ... " обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка. К заявлению был приложен межевой план от 23.03.2015 года, подготовленный кадастровым инженером (л.д. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 09.04.2015 года осуществление государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, местоположение которого определено в " ... " метрах по направлению на " ... " относительно жилого дома, расположенного по адресу: " ... ", приостановлено на основании п.5 ч.2 ст.26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с тем, что представленные документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Указано, что представленная в орган кадастрового учета схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 года N 762; отсутствие у администрации района правовых оснований для утверждения указанной схемы. Также указано, что если перечисленные недостатки не будут устранены в течение трех месяцев с момента принятия решения о приостановлении, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", будет принято решение об отказе в государственном учете земельного участка (л.д. " ... ").
Согласно ст. 11.10 ЗК Российской Федерации (введенной в действие с 01.03.2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступившим в действие с 01.03.2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Правила землепользования и застройки " ... " сельского поселения Омского муниципального района Омской области утверждены решением Совета данного сельского поселения от 30.07.2014 года N N " ... ".
При таких обстоятельствах, поскольку испрашиваемый Матвеенко И.В. земельный участок расположен на территории " ... " сельского поселения, правила землепользования и застройки которого утверждены 30.07.2014 года, распоряжение спорным земельным участком, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с 01.03.2015 года относится к компетенции администрации сельского поселения.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что регистрирующий орган правомерного приостановил осуществление кадастрового учета земельного участка, поскольку представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям действующего законодательства.
Проанализировав указанные выше нормы права, дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о приостановлении осуществления кадастрового образуемого земельного участка незаконным.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание ссылки Администрация Омского муниципального района Омской области на то, что, поскольку процедура приобретения Матвеенко И.В. указанного земельного участка началась до вступления в силу изменений в земельное законодательство, то должна быть завершена администрацией муниципального района.
С введением нового правого регулирования с 01.03.2015 года полномочия администрации муниципального района по распоряжению земельным участком в силу закона прекратились.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Как следует из части 3 статьи 34 названного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018 года.
Поскольку на 01.03.2015 года схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории не утверждена, с учетом положений п. 3 ст. 34 названного Федерального закона оснований для продолжения соблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной ст. 34 ЗК Российской Федерации, не имеется.
Доводы жалобы Администрации Омского муниципального района Омской области в апелляционной жалобе на то, что п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ не имеет отношения к их с Матвеенко И.В. правоотношениям, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном понимании положений данного закона.
Ссылки Матвеенко И.В. в апелляционной жалобе о её ненадлежащем извещении о дне и месте рассмотрения дела, а также на документы, подтверждающие её отсутствие в г. Омске, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что 02.06.2015 года заказным письмом с уведомлением Матвеенко И.В. по адресу, указанному ею в заявлении, а впоследствии и в апелляционной жалобе - " ... ", направлены судебные повестки о назначении судебных заседаний на 11.06.2015 года и 18.06.2015 года (л.д. " ... ").
Сотрудниками почтовой службы дважды предпринимались меры по вручению заказного письма 04.06.2015 года, 07.06.2015 года, было оставлено извещение, и в связи с неявкой Матвеенко И.В. за получением корреспонденции, заказное письмо возвращено 13.06.2015 года в суд в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, Матвеенко И.В. надлежащим образом извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела.
Из приложенной к апелляционной жалобе копии паспорта Матвеенко И.В. следует, что в период с 09.06.по 19.06.2015 года она находилась вне пределов Российской Федерации.
Поскольку возбуждение дела в суде было инициировано Матвеенко И.В., соответственно, она обязана была известить суд о своих намерениях по выезду за пределы Российской Федерации с указанием временно периода.
При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.