судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей: Лазаревой М.А., Лазарева Н.А.,
при секретаре Пудовкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г.Сызрани Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Оставить без удовлетворения заявление прокурора города Сызрани о признании противоречащим закону и недействующим со дня его принятия подпункта 1.1.1 Решения Думы г.о.Сызрань N40 от 29.04.2015 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Сызрань Самарской области"".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя прокуратуры г.Сызрани Самарской области - Сафроновой Е.О. в поддержание апелляционного представления, возражения представителей Думы г.о.Сызрань - Данильцева П.В. и Зайцевой Л.Н. (по доверенностям), заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
08.06.15 прокурор г.Сызрани обратился в суд с заявлением об оспаривании подпункта 1.1.1 решения Думы г.о.Сызрань N40 от 29.04.15 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области", утвержденные решением Думы г.о.Сызрань от 30.03.2011 N16, в соответствии с которым в статье 50 главы IX перечень разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Ж-4 многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей), расположенной в квартале в границах улиц: Октябрьская, Саратовская, Акифьева, Московская, дополнен условно разрешенным видом использования "многоквартирные жилые дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения) на нижних этажах".
Заявление мотивировано тем, что размещение указанных объектов противоречит требованиям ГрК РФ к разрешенному использованию жилых зон.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение отменить, требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель прокуратуры г.Сызрани доводы представления поддержала, представители Думы г.о.Сызрань просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, полагавшего представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.3 ст.8, ст.ст.30-33 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в числе прочего, разработка и утверждение правил землепользования и застройки городских округов, а также внесение изменений в правила землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что решением Думы г.о.Сызрань N40 от 29.04.15 внесены изменения в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области, утвержденные решением Думы г.о.Сызрань от 30.03.11 N16, в соответствии с которыми перечень разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства территориальной зоны Ж-4 многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей), расположенной в квартале в границах улиц: Октябрьская, Саратовская, Акифьева, Московская, дополнен условно разрешенным видом использования "многоквартирные жилые дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения) на нижних этажах".
Процедура внесения изменений в правила землепользования предусмотрена ст.ст.31-33 ГрК РФ, носит публичный характер, может быть инициирована, в том числе, физическими или юридическими лицами.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области в части дополнения градостроительного регламента зоны Ж-4 условно-разрешенным видом использования земельных участков соблюдена.
Так, основанием для внесения изменений явилось обращение ООО "Гарантия" в связи с получением последним разрешения на строительство жилого дома в границах указанной территории.
Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань Самарской области вынесен для обсуждения на публичных слушания, каких-либо возражений по итогам их проведения не получил.
С учетом результатов публичных слушаний проект согласован и направлен главой администрации г.о.Сызрань для утверждения в Думу г.о.Сызрань.
В соответствии с ч.3 ст.35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Использование земельных участков в жилой зоне под многоквартирные жилые дома со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения) на нижних этажах требованиям ч.3 ст.35 ГрК РФ не противоречит.
Оснований для оценки целесообразности решения органа местного самоуправления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, учитывая публичный характер процедуры его принятия, у суда не имеется, поскольку вопросы землепользования и градостроительной деятельности отнесены законодателем к исключительному усмотрению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, которые суд подменять не вправе.
Согласно разъяснениям, приведенным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.09 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Поскольку решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением установленного законом порядка и требованиям ГрК РФ не противоречит, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в силу чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционного представления о том, что предусмотренный ч.3 ст.35 ГрК РФ перечень разрешенных видов использования жилых территориальных зон является закрытым и не включает возможность размещения встроенных и встроенно-пристроенных нежилых помещений - офисов, объектов культурного и обслуживающего назначения, основаны на неправильном толковании закона.
Доводы о том, что ООО "Гарантия" инициировало внесение изменений в градостроительный регламент только по "адрес", а Думой г.о.Сызрань самостоятельно принято решение о внесении изменений в отношении земельного участка в границах улиц Октябрьская, Саратовская, Акифьева, Московская, о нарушении порядка принятия решения не свидетельствуют. Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о.Сызрань в отношении земельного участка именно в указанных границах получил положительное заключение на публичных слушаниях и в таком виде представлен на утверждение в Думу.
Ссылка на то, что оспариваемый разрешенный вид использования не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.14 N540, сама по себе не свидетельствует о незаконности принятого Думой решения.
Установленные градостроительным регламентом виды разрешенного использования земельных участков подлежат приведению в соответствие с Классификатором в порядке и сроки, предусмотренные п.12 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Утверждение о том, что ООО "Гарантия" при планировании строительства многоэтажного жилого дома надлежало обратиться с заявлением о получении разрешения на условно-разрешенный вид использования конкретного земельного участка, а не с требованием о внесении изменений в градостроительный регламент, несостоятельно, поскольку условно-разрешенный вид использования, не предусмотренный градостроительным регламентом, предоставлен быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.