Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего ФИО13,
судей Габитовой А.М.,
Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования прокурора адрес в интересах ФИО1 к Администрации городского округа адрес РБ, Правительству РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения - частично.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м.
В удовлетворении остальной части иска прокурора адрес в интересах ФИО1 к Администрации городского округа адрес РБ, Правительству РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор адрес обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ФИО1, дата г.р., с исковым заявлением к Администрации ГО адрес РБ о предоставления благоустроенного жилого помещения, в обоснование требований указав, что прокуратурой адрес проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ходе проверки установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: адрес. Указанная квартира находится в долевой собственности разных лиц, в которой ФИО1 принадлежит только 3/8 доли. Согласно заключению врачебной комиссии N ... ФИО1 страдает хроническим заболеванием, является инвали адрес группы бессрочно с диагнозом F-02.848 Деменция в связи со смешанными заболеваниями (ЧМТ + алкогольная энцефалопатия) с выраженной психопатизацией личности и по состоянию здоровья ФИО1 имеет право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления Правительства РФ от дата N 817. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Со ссылкой на ст.ст. 28, 45, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просил обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО1 в первоочередном порядке благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной решением Совета городского округа адрес N ... от дата в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, то есть общей площадью не менее 36 кв. м, отвечающее установленным санитарным нормам, стандартам и техническим требованиям, находящееся в границах городского округа адрес Республики Башкортостан.
В ходе рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции от представителя истца ФИО3 поступило заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ об изменении исковых требований, согласно которому истец просил в состав ответчиков включить Правительство Республики Башкортостан в связи с характером спорного правоотношения, а также в связи с тем, что согласно отзыву администрация ГО адрес является ненадлежащим ответчиком по делу. Также просил обязать ответчиков Правительство РБ и администрацию городского округа адрес предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной решением Совета городского округа адрес N ... от дата в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, а с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 36 кв.м, отвечающее установленным санитарным нормам, стандартам и техническим требованиям, находящееся в границах городского округа адрес РБ.
Определением Сибайского городского суда РБ от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан, принято уточнение исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан просит постановленное судом решение отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, при этом приводит доводы, аналогичные озвученным в суде первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что жилищным законодательством РФ не предусмотрено обязательство органа местного самоуправления по предоставлению внеочередного жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, а также в ЖК РФ отсутствует такое понятие, как право на дополнительную жилую площадь, и это является правом, а не обязанностью уполномоченного на то органа. ФИО1 состоит в Едином списке, нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан под порядковым номером 514, в связи с чем будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения ФИО4, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры РБ, представляющего интересы прокурора адрес, представителя ФИО5, являющегося законным представителем ФИО12, - ФИО3 (по доверенности), поддержавших решение, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.3 ст.2 ЖК РФ).
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата N260-з (в редакции от дата) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст.51 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
Согласно части третьей статьи 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от дата N 199-ФЗ), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от дата N 20-П, определения от дата N 17-О, от дата N 376-О-П).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда( определение Конституционного Суда РФ от дата N 1563-О-О ).
Установленный абзацем третьим части третьей статьи 28.2 данного Федерального закона, порядок определения объема денежных средств, предоставляемых субъекту Российской Федерации на обеспечение указанных мер социальной поддержки, регулирующий бюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлен на создание правового механизма реализации данной меры социальной поддержки.
По смыслу статьи 49 (часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди).
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
В силу ч. 7 ст. 57 ЖК РФ площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении, учитывается также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установил такое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из материалов дела следует, что ФИО1, дата г.р., страдает хроническим психическим заболеванием, является инвалидом второй группы, бессрочно. Диагноз: F-02.848 Деменция в связи со смешанными заболеваниями (ЧМТ + алкогольная энцефалопатия) с выраженной психопатизацией личности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от дата N ... вышеуказанное заболевание входит в перечень заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Согласно Постановлению Правительства РФ от дата N ... вышеуказанное заболевание включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Из справки N ... от 13.05.2014, выданной ООО "ИРКЦ" следует, что по адресу: РБ, адрес, постоянно зарегистрированы ФИО5, дата г.р., ФИО1, дата г.р., ФИО6, дата г.р., ФИО7, дата г.р., ФИО8, дата г.р.
В соответствии с постановлением Администрации ГО адрес от дата N ... "О признании граждан малоимущими и постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ФИО1 ( адрес) признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Согласно справке администрации городского округа адрес РБ от дата N1140-м/ОЗЗ следует, что ФИО1, дата г.р., проживающий по адресу: РБ, адрес, принят на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с 04.08.2014; по состоянию на дата состоит в едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, под порядковым номером 514, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, под номером 21.
ФИО1 является собственником 3/8 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: РБ, адрес, общей площадью 62,8 кв.м. Соответственно на долю ФИО1 приходится 23,55 кв.м. общей площади.
Учитывая вышеизложенное, поскольку ФИО1 имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а в силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора адрес в интересах ФИО1 к Администрации городского округа адрес РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения, при этом правильно отказав в части требований, предъявленных к Правительству РБ, как не основанных на законе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.
Мотивы, по которым суд первой инстанции согласился с доводами сторон, а также мотивы, по которым суд отклонил их доводы, подробно со ссылкой на соответствующие нормы права и доказательства изложены в решении и не вызывают у судебной коллегии сомнения.
При таком положении, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: ФИО13
Судьи: А.М. Габитова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.