Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 04 сентября 2015 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.,
при секретаре Шакировой Г.Р.,
с участием представителя ООО "БизнесКом" Суханова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БизнесКом" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БизнесКом" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что ООО "БизнесКом" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания операторной, находящегося на земельном участке с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес, общей площадью 5533 кв.м., с разрешенным использованием: занимаемый складом легковоспламеняющихся жидкостей. Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... в размере 14406493,42 рублей по состоянию на 01 июня 2014 г. Согласно отчету ООО "Топограф" от 12.03.2015 года N NОН06/03-07-2015 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на эту дату составляет 3640000 рублей. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает права заявителя, так как ведет к необоснованному увеличению размера выкупной цены.
С учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 39 ГПК РФ просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 5533 кв.м., расположенного по адресу: адресА по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 3704000 рублей.
В судебном заседании 04 сентября 2015 года представитель ООО "БизнесКом" Суханов С.В., просил удовлетворить заявление с учетом проведенной экспертизы. Указал, что установление кадастровой стоимости необходимо для уменьшения размера выкупной цены земельного участка. Пояснил также, что заявителем принято решение сначала снизить стоимость земельного участка в судебном порядке, чтобы в последующем не оспаривать решения по вопросу выкупа земельного участка, в т.ч. по его цене. Участок используется по назначению - для хранения и перекачки нефтепродуктов. Помимо операторной на нем расположено принадлежащее заявителю движимое имущество: 14 емкостей с нефтепродуктами, из них 11 емкостью от 48 до 73 куб.м., 2 реактора-мешалки, насосы, трубы и другое. Имеются подъездные пути к емкостям. Все это распределено по всему участку.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя Суханова С.В., поддержавшего заявление с учетом его уточнения, исследовав представленные доказательства, полагает возможным удовлетворить заявление ООО "БизнесКом" с учетом его уточнения по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В соответствии с ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно разъяснениям, данным в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно п.п. 2, 3ст. ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Пунктом 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279, установлено, что цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Согласно Постановлению Правительства РБ от 29.12.2014 N 629 (ред. от 02.06.2015) "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" цена земельных участков устанавливается в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от категории заявителя.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Из материалов дела следует, что ООО "БизнесКом" принадлежит на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером N ... - нежилое здание операторная, расположенный по адресу: адрес, находится в собственности заявителя на основании договора купли продажи земельного участка от 24 марта 2008 года N33-252-08, переход права собственности на земельный участок зарегистрирован в установленном порядке и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.2014 года N ... (л.д. 13).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N ... , общей площадью 5533 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый складом легковоспламеняющихся жидкостей, который, согласно кадастровому паспорту N 02/15/1-464097 от 10.06.2015 г., поставлен на кадастровый учет 21.05.2012 года (л.д. 8-11).
Согласно уставу ООО "БизнесКом" одними из основных видов деятельности общества являются оптовая торговля топливом, оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин (л.д. 136).
Заявителем представлена копия заявления в адрес главы Администрации ГО г. Уфа о предоставлении земельного участка в собственность за плату (л.д. 277).
ООО "БизнесКом" просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления выкупной цены, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает его права, как собственника расположенного на нем объекта недвижимости, обратившегося с заявлением о выкупе данного участка.
Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
Заявителем предоставлен отчет от 12.03.2015 года N ОН06/03-07-2015 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Топограф", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 01 июня 2014 г. составляет 3640000 рублей (л.д.15-107).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков подтверждается положительным экспертным заключением от 30.05.2015 года N511/С-15 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (л.д. 108-130).
При этом экспертным заключением отчет оценщика проверен только на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, информация о правильном определении рыночной стоимости в названном экспертном заключении не содержится.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N127 от 12.05.2015 г. отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поступившее в комиссию 16 апреля 2015 года (л.д.133-134).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 22 июля 2015 года по ходатайству заявителя по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Ребус", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 5533 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый складом легковоспламеняющихся жидкостей, адрес (местонахождение) объекта: адрес по состоянию на 1 июня 2014 года.
Согласно заключению эксперта ООО "Ребус" от 14.08.2015 года N7.13-15 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет 3704 000 рублей (л.д.203-239).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Ребус" от 14.08.2015 года N7.13-15, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 04 сентября 2015 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Ребус" от 14.08.2015 года N7.13-15 и отчет от 12.03.2015 года N ОН06/03-07-2015 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Топограф", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Ребус" от 14.08.2015 года N7.13-15, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ (в редакции от 25.11.2013г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на вид передаваемых прав", "на площадь", "на наличие железнодорожных подъездов", "на торг".
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Ребус" от 14.08.2015 года N7.13-15.
Исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной ООО "БизнесКом" рыночной стоимости земельного участка лежит на заинтересованных лицах.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Письменные возражения против заявленных ООО "БизнесКом" требований заинтересованными лицами суду не представлены.
Будучи надлежащим образом извещенными о наличии в производстве суда настоящего дела, извещенными о времени и месте слушания дела, заинтересованные лица в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации ГО г. Уфа, участвуя в предварительном судебном заседании, заявив ходатайство о назначении судебной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка, против заявленных требований по существу возражений не заявила и представила.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... установлена по состоянию на 01 июня 2014 года, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.06.2015 года, от 01.09.2015 года. На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельного участка.
С учетом положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 июня 2014 года не влечет ее изменения с указанной даты и применяется в соответствии с вышеприведенной ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного, права заявителя - собственника объекта недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, имеющего в силу положений ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на его приобретение в собственность, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости, в 3,8 раза превышающей размер определенной экспертом рыночной стоимости земельного участка, затрагивают права и обязанности ООО "БизнесКом", вытекающие из отношений по выкупу земельного участка, как собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст.12, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "БизнесКом" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 01.07.2015 года после обращения 16 апреля 2015 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.06.2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , общей площадью 5533 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "занимаемый складом легковоспламеняющихся жидкостей", расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости в размере 3704000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.