Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Чуфистова И.В.
Белоногого А.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1195/2015 по апелляционной жалобе Кочнова П. А. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2015 года о признании незаконными решение начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя Кочнова П.А. и его представителей Пасканову С.В. и Матвеева В.Л., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Маркина А.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочнов П.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение начальника Управления Федеральной службы безопасности России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) об отказе в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, оформленное Заключением по рассмотрению заявления и представленных документов о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения от 28 ноября 2014 года, согласованным с начальником УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 04 декабря 2014 года, о чем заявителю сообщено в ответах от 05 декабря 2014 года N ... и от 06 февраля 2015 года N ...
В обоснование требований заявитель указал, что проходил военную службу по контракту в органах УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с "дата" 2007 года по 22 августа 2014 года; уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием негодным к военной службы приказом ФСБ России от "дата" 2014 года N ... на основании подп. "в" п. 1 ст.51 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Исключен из списка личного состава 22 августа 2014 года приказом начальника УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22 августа 2014 года N ...
"дата" 2009 года Кочнов П.А. включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В период прохождения военной службы Кочнов П.А. приобрел однокомнатную квартиру "адрес" с использованием средств целевого жилищного займа (договор от "дата" 2013 года N ... ) и ипотечного кредита (договор от "дата" 2013 года N ... ). С "дата" 2014 года Кочнов П.А. зарегистрирован и проживает в указанной квартире.
Первоначально 18 августа 2014 года, т.е. до исключения из списков личного состава, Кочнов П.А. обратился к начальнику УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о выплате дополнительных денежных средств для жилищного обеспечения. Однако письмом от 08 сентября 2014 года N ... в выплате денежных средств отказано по основаниям непредоставления полного пакета необходимых документов и разъяснено, что заявитель вправе повторно обратиться с указанным заявлением.
Отказ от 08 сентября 2014 года Кочновым П.А. не оспаривается.
Повторно с заявлением о выплате дополнительных денежных средств для жилищного обеспечения Кочнов П.А. обратился 07 ноября 2014 года, т.е. после исключения из списка личного состава УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Заключением по рассмотрению заявления и представленных документов о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения от 28 ноября 2014 года, согласованным с начальником УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 04 декабря 2014 года, Кочнову П.А. отказано в выплате денежных средств. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что по состоянию на дату исключения заявителя из списка личного состава 22 августа 2014 года, он являлся собственником " ... " доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес". Вторым собственником " ... " доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру являлась мать заявителя - П.С.В. 09 августа 2014 года Кочновым П.А. совершен договор дарения принадлежащей ему доли в пользу матери, право собственности матери зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним только 25 августа 2014 года.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" исключает выплату денежных средств, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, лицам, которые на дату исключения из списка личного состава воинской части являлись собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Об отказе в выплате денежных средств и основаниях принятия такого решения заявителю сообщено в ответах от 05 декабря 2014 года N ... и от 06 февраля 2015 года N ...
По мнению заявителя, отказ в выплате денежных средств является незаконным, поскольку квартира "адрес" приобретена его матерью в 2005 году, когда заявителю исполнилось " ... " лет. В связи с этим обязательным условием покупки жилого помещения являлось приобретение ребенку " ... " доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. До исключения заявителя из списка личного состава воинской части 22 августа 2014 года, Кочнов П.А. фактически прекратил пользование названной квартирой и зарегистрировался по иному адресу - квартира "адрес", а 09 августа 2014 года совершил договор дарения принадлежащей ему доли в пользу своей матери и передал ей комплект ключей от квартиры. Таким образом, несмотря на государственную регистрацию права собственности П.С.В. на приобретенную долю 25 августа 2014 года, формально право собственности заявителя на указанное имущество прекращено 09 августа 2014 года, и с этой же даты он перестал являться членом семьи собственника жилого помещения. Следовательно, как на дату исключения из списка личного состава воинской части 22 августа 2014 года, так и на дату повторного обращения с заявлением к начальнику УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 07 ноября 2014 года Кочнов П.А. соответствовал критериям, предъявляемым частью 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее- Федеральный закон "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"; Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ) к лицам, имеющим право на получение дополнительных накоплений для жилищного обеспечения.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать начальника УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области отменить оспариваемое заключение об отказе выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как постановленное при неправильном применении судом норм материального права.
В судебном заседании заявитель и его представители, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель УФСБ России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что на дату исключения из списка личного состава воинской части заявитель являлся собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, пригодного для проживания, а потому по основаниях изложенным в части 2 статьи 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 (в редакции от 17 сентября 2013 года) не являлся лицом, имеющим право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 названного закона выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи производится военнослужащим, как и заявитель, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Выплаты денежных средств производятся федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления в письменной форме от участника накопительно-ипотечной системы или членов его семьи с просьбой о получении выплаты (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N 686 утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членами их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил в заявлении (рапорте) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи о выплате дополнительных средств указываются сведения о том, что участник накопительно-ипотечной системы или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Указанное заявление (рапорт) участник накопительно-ипотечной системы подает до его исключения из списков личного состава воинской части.
Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявлении (рапорте) о выплате дополнительных средств и прилагаемых к нему документах.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти организуют работу по проверке сведений, содержащихся в заявлениях (рапортах) участников накопительно-ипотечной системы или членов их семей и прилагаемых к ним документах. По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных средств (п.8 Правил).
В силу п. 9 Правил, одним из оснований для отказа в выплате дополнительных средств является непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Аналогичный порядок отказа в выплате и выплата участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей для жилищного обеспечения установлен Приказом ФСБ России от 18 декабря 2007 года N 726 (в редакции от 27 мая 2014 года) "Об утверждении Порядка организации в органах Федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения".
Системное и взаимосвязанное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что обстоятельства, с которыми закон связывает право участника накопительно-ипотечной системы на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (т.е. в данном случае отсутствие в собственности Кочнова П.А. жилого помещения) должны существовать на дату подачи рапорта военнослужащим и исключения его из списка личного состава воинской части.
Как установлено частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, несмотря на то, что договор дарения " ... " доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес" совершен Кочновым П.А. 09 августа 2014 года, но государственная регистрация права собственности П.С.В. произведена лишь 25 августа 2014 года, то на дату исключения заявителя из списка личного состава войсковой части юридически он являлся собственником доли в жилом помещении, что в силу части 2 статьи 4 Федерального закона "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" исключает возможность выплаты заявителю денежных средств.
При изложенных обстоятельствах (т.е. государственная регистрация перехода права собственности на долю в жилом помещении 25 августа 2014 года) также является верным вывод суда первой инстанции о том, что указание заявителем в рапорте от 18 августа 2014 года на отсутствие у него в пользовании или в собственности жилого помещения, недостоверно, что в силу пунктов 6 и 9 Правил является основанием для отказа в выплате Кочнову П.А. денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
То обстоятельство, что при повторном обращении 07 ноября 2014 года с рапортом о выплате денежных средств право собственности Кочнова П.А. на " ... " долю в праве общей долевой собственности на указанную выше квартиру прекращено, не являлся основанием для признания незаконным оспариваемого Заключения начальника УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Из взаимосвязанного толкования положений части 2 статьи 4 Федерального закона "О накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", пункта 7 Правил и положений Приказа ФСБ России от 18 декабря 2007 года N 726 (в редакции от 27 мая 2014 года) "Об утверждении Порядка организации в органах Федеральной службы безопасности работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения" следует, что имущественное положение военнослужащего оценивается на дату увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части). Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на " ... " доли жилого помещения 25 августа 2014 года по смыслу названных норм права не является устранением причин, послуживших основанием для отказа в выплате денежных средств, поскольку это событие не изменяет имущественное помещение заявителя, существовавшее на дату окончания военной службы - 22 августа 2014 года.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дана оценка представленным сторонами доказательствам и нарушений статьи 330 ГПК Российской Федерации не установлено, то основания для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.