Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Романовой Е.П.
с участием прокурора Посельского Ф.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявления Публичного акционерного общества "Якутскэнерго", Открытого акционерного общества "Водоканал" о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпунктов "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112,
УСТАНОВИЛ:
16 апреля 2015 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги", опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 15, 28.04.2015, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 22, 30.06.2015.
ПАО "Якутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112.
ОАО "Водоканал" предъявило в суд требования об оспаривании подпункта "ж" пункта 4.1 названного Порядка.
Определением Верховного суда РС (Я) от 30.07.2015 г. заявления ПАО "Якутскэнерго" и ОАО "Водоканал" объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В обоснование заявления ПАО "Якутскэнерго", в частности, указано, что подпункт "г" пункта 4.1 Порядка одним из условий предоставления соответствующей субсидии называет работу организаций в единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (ЕИИАС ЖКУ) (с 1 июля 2015 года).
По мнению заявителя, данное правовое положение противоречит пункту 19 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", по смыслу которого, как указывает заявитель, размещение ресурсоснабжающими организациями информации о состоянии расчетов с потребителями в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, не является обязанностью таких организаций.
Кроме того, заявитель указывает на неопределенность оспариваемой правовой нормы, поскольку понятие "работать в информационной системе" носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
Согласно подпункту "ж" пункта 4.1 Порядка одним из условий предоставления субсидии является наличие в договорах на поставку коммунальных ресурсов между организацией и исполнителем, и (или) в агентских договорах с платежными агентами обязательств исполнителей и (или) агентов о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов, внесенных платежах и дебиторской задолженности льготной категории потребителей.
ПАО "Якутскэнерго" и ОАО "Водоканал", оспаривая данное правовое положение, указывают на превышение исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области правотворчества, поскольку вопросы гражданского законодательства, к которым относится и установление общих положений о договоре, в том числе определение обязательных условий договора, являются исключительной компетенцией Российской Федерации. Ссылаются при этом на положения Гражданского кодекса РФ (статьи 421-422, параграф 6 главы 30), Федерального закона от 2707.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.11.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которыми в совокупности установлены императивные нормы для договоров теплоснабжения и водоснабжения. Однако, приведенное в подпункте "ж" пункта 4.1 Порядка условие вышеназванными федеральными законодательными актами в качестве положения, подлежащего обязательному включению в такие виды договоров, не предусмотрено.
В судебном заседании представитель ПАО "Якутскэнерго" Алексеева О.А., действующая на основании доверенности от 26.06.2015 г. N ... , представитель ОАО "Водоканал" Горовацкая Е.В., действующая на основании доверенности от 01.06.2015 г., заявленные требования об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Савельев Е.В., действующий на основании доверенности от 28.05.2015 г. N ... , в судебном заседании с заявлением ПАО "Якутскэнерго" и ОАО "Водоканал" не согласился, считает требования необоснованными.
Указывает на то, что оспариваемые положения регионального законодательства приняты в пределах компетенции Правительства РС (Я) в сфере определения условий и порядка предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
Ссылается на соответствие подпункта "г" пункта 4.1 Порядка положениям Концепции создания и внедрения единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЕИИАС ЖКУ), утвержденной распоряжением Правительства РС(Я) от 23.12.2010 N 1331-р, согласно которой создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ предполагает переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке единой информационной базы данных по начислению и сбору платежей граждан за ЖКУ с анализом процессов и обеспечении взаимосвязи всех звеньев организационных структур процесса.
Также указывает, что целью создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ является, в том числе, повышение качества планирования и фактического освоения средств бюджета по субсидиям на компенсацию убытков организаций коммунального комплекса, субсидий гражданам.
Считает, что поскольку ПАО "Якутскэнерго" заключило соглашение с ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" о предоставлении данных в ЕИИАС ЖКУ, то тем самым заявителем по правилам части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ выражено согласие на работу в данной системе в качестве пользователя, что в свою очередь, означает отсутствие каких-либо нарушений в отношении прав заявителя.
Кроме того, не согласился с доводами заявителей в части оспаривания подпункта "ж" пункта 4.1 Порядка, утверждая, что установленные данной правовой нормой условия являются обязательными только для получения субсидии и не обязывают организации включать такие условия в типовые договоры энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения.
Обращает внимание суда на то, что без предоставления сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 4.1 Порядка, невозможно подтверждение факта поставки ресурсов (услуг), и, следовательно, невозможно предоставление субсидии.
Ссылается также на пункт 16 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, согласно которому условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Полагает, что по смыслу приведенного правового положения стороны вправе заявлять о включении в договор условий, не противоречащих законодательству, по своему усмотрению, в том числе и условий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4.1 Порядка.
Не согласился с доводами заявителей о неопределенности оспариваемых правовых норм, считает, что данные нормы изложены в четкой, ясной и последовательной форме, не допускающей двусмысленного толкования, и не содержат неясностей и неточностей.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, а также заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему выводу.
16 апреля 2015 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 112 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги", опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 15, 28.04.2015, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 22, 30.06.2015.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпунктам 55, 67, 67.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализации полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении"; реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Часть 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", часть 26 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержат положения, указывающие на то, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, а также организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Во исполнение вышеприведенных правовых норм федерального законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", согласно статье 5 которого возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.
Приведенные законоположения позволяют суду сделать вывод о том, что Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112 принято в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 1.1. оспариваемого Порядка, данный нормативный правовой акт 1 разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. N 261 "Об утверждении правил разработки порядков предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий и грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам".
Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденный Постановлением Правительства РС(Я) от 16.04.2015 N 112, устанавливает категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, и положение об обязательной проверке распорядителем бюджетных средств, представляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно подпункту "г" пункта 4.1 Порядка одним из условий предоставления субсидий является работа организаций в единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (ЕИИАС ЖКУ) (с 1 июля 2015 года).
Разрешая заявленные требования в отношении приведенной правовой нормы, суд исходит из того, что правовое регулирование в сфере создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и иных информационных систем осуществляется Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Жилищным кодексом РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к государственным информационным системам отнесены федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в рамках данного законодательного акта государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (далее -система) является единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством;
Частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющих коммунальные услуги, по размещению в системе информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 5 статьи 165 Жилищного кодекса РФ порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из содержания части 19 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ следует, что лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе, информацию о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома.
По правилам части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ с 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Концепция создания и внедрения единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги утверждена Распоряжением Правительства РС(Я) от 23.12.2010 N 1331-р, то есть правовым актом государственного органа, что согласуется с вышеприведенными положениями пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в отношении региональных информационных систем.
График разработки и запуска в промышленную эксплуатацию ЕИИАС ЖКУ, утвержденный Распоряжением Правительства РС(Я) от 06.09.2013 N 992-р (ред. от 26.03.2015), устанавливает этапы реализации данного проекта и предписывает проведение внедрения, обучения пользователей - участников информационного взаимодействия и предоставления доступа к ЕИИАС ЖКУ до 31 июля 2015, а запуск ЕИИАС ЖКУ в промышленную эксплуатацию до 04 сентября 2015 г.
При этом названные правовые акты не регламентируют обязательное предоставление информации в ЕИИАС ЖКУ со стороны ресурсоснабжающих организаций, и в любом случае не указывают на необходимость выполнения таких действий с 01 июля 2015 г.
Иные правовые акты государственных органов, а также законы Республики Саха (Якутия), осуществляющие правовое регулирование в отношении порядка создания и эксплуатации ЕИИАС ЖКУ, отсутствуют.
Следовательно, указание оспариваемой нормой (подп. "г" пункта 4.1 Порядка) на обязательное участие организации, претендующей на получение субсидии, в работе ЕИИАС ЖКУ с 01.07.2015 г. противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, суд принимает во внимание, что используемый в оспариваемой норме термин "работа организаций в ЕИИАС ЖКУ" является неопределенным по своему содержанию.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Вышеназванная правовая норма содержит также определение оператора системы в виде юридического лица, выполняющего работы по созданию, эксплуатации и модернизации системы (пункт 12 статьи 2); обладателя информации, называя им лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (пункт 5 статьи 2); доступа к информации, под которым понимается возможность получения информации и ее использования (пункт 6 статьи 2); предоставления информации в виде действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц (пункт 8 статьи 2); распространение информации в виде действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (пункт 9 статьи 2).
Статьей 165 Жилищного кодекса РФ, частью 19 статьи 7, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ, как указано судом выше, установлена обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, по размещению в системе необходимой информации, предусмотренной законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Данные правовые нормы в их взаимосвязи указывают на то, что работа в информационной системе охватывает достаточно широкий спектр действий со стороны различных участников информационного взаимодействия, и может заключаться как в создании, эксплуатации и модернизации системы, так и размещении информации, возможности получения информации и ее использования и т.д.
В связи с этим понятие "работа в ЕИИАС ЖКУ" не дает единообразного понимания условия предоставления субсидии, в частности, не конкретизирует для организаций виды действий в ЕИИАС ЖКУ и их объем, что может вызывать на практике неоднозначное толкование нормативного акта в данной части.
Неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части в такой редакции недействующими (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Вышеизложенные обстоятельства в их совокупности указывают на наличие у суда оснований для удовлетворения заявления в части оспаривания подпункта "г" пункта 4.1 Порядка.
По смыслу подпункта "ж" пункта 4.1 Порядка для получения субсидии необходимо наличие в договорах на поставку коммунальных ресурсов между организацией и исполнителем, и (или) в агентских договорах с платежными агентами обязательств исполнителей и (или) агентов о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов, внесенных платежах и дебиторской задолженности льготной категории потребителей.
При рассмотрении требований заявителей об оспаривании приведенной правовой нормы регионального законодательства суд руководствуется положениями части 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Соответствующие императивные нормы, подлежащие обязательному включению в договоры теплоснабжения и водоснабжения, содержатся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ, статьях 15 - 15.1 Федерального закона от 2707.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьях 13-17 Федерального закона от 07.11.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которыми приведенное в подпункте "ж" пункта 4.1 Порядка условие не предусмотрено.
Статьей 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Субсидии предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункты 1.2 части 3).
Из содержания федеральных норм следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право осуществлять нормативное правовое регулирование по вопросам гражданского законодательства, в том числе и в части определения обязательных (императивных) условий договора.
Реализуя предоставленные частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять цели и условия предоставления и расходования субсидий юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации, однако они не вправе понуждать организации для получения субсидий включать в гражданско-правовые договоры не соответствующие федеральным законам условия. Иное означало бы допустимость регулирования органом государственной власти субъекта Российской Федерации правоотношений в сфере гражданского права, что отнесено в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации.
Сравнительный анализ подпункта "ж" пункта 4.1 Порядка с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено Правительством РС (Я) с превышением компетенции и устанавливает для юридических лиц - получателей субсидии не предусмотренную действующим законодательством обязанность по включению в договоры с исполнителями и (или) в агентские договоры с платежными агентами обязательств исполнителей и (или) агентов о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов, внесенных платежах и дебиторской задолженности льготной категории потребителей.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ПАО "Якутскэнерго" и ОАО "Водоканал" о признании вышеприведенных положений Порядка недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Публичного акционерного общества "Якутскэнерго", Открытого акционерного общества "Водоканал" о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу решения суда подпункты "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 N 112.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 25 августа 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.