Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Крыловой Э.Ю.
при секретаре Садовщиковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Яковлевой И.В. на решение Узловского городского суда Тульской области от 10 июня 2015 года по иску Яковлевой И.В. к открытому акционерному обществу "Тульская энергосбытовая компания", обществу с ограниченной ответственностью "Трансэлектро" о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, об оспаривании расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева И.В. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Тульская энергосбытовая компания" (в дальнейшем переименованным в акционерное общество "ТНС энерго Тула"), обществу с ограниченной ответственностью "Трансэлектро" о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, об оспаривании расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
В обоснование иска указала, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником квартиры N, расположенной в "адрес". Собственники квартир, расположенных в доме N по указанному адресу, не обеспечили оснащение своего многоквартирного дома приборами учета электрической энергии. Указанное обстоятельство связано с тем, что организация, которая осуществляла снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома до 1 июля 2010 года, не предоставила собственникам помещений предложение об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. Следовательно, такая обязанность легла на организацию, снабжающую дом электрической энергией, а именно на ООО "Трансэлектро".
2 июля 2012 года ООО "Трансэлектро" введен в эксплуатацию измерительный комплекс для учета использованной электрической энергии в доме.
На основании на п. 152 Постановления Правительства РФ N 442 от 4 мая 2012 года полагала, что установка общедомового прибора учета в "адрес" произведена с нарушением действующего законодательства.
Из актов общего весеннего осмотра здания и общего осеннего осмотра за 2012 год, составленных комиссией в составе в том числе, представителей ООО "Жилсервис" и ООО "Партнер" следует, что световая электропроводка электрических ламп (провод алюминиевый), силовая электрическая проводка, вводные устройства подлежат капитальному ремонту. Указанный дом построен в 1961 году и по настоящее время ни разу не был проведен капитальный ремонт электрооборудования дома. При вводе в эксплуатацию прибора учета, который используется в настоящее время для учета использованной электрической энергии в доме, не были запрошены сведения о том, нуждается ли электрическая проводка в доме в капитальном ремонте.
Решение о вводе в эксплуатацию прибора учета использованной электрической энергии в "адрес" принято ООО "Трансэлектро", данный прибор находится на балансе ООО "Трансэлектро" и является имуществом, находящимся в собственности указанной организации.
Согласие истца, а также других собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу, на ввод в эксплуатацию и дальнейшее использование прибора учета использованной электрической энергии дома как общедомового прибора учета отсутствует. Собственники жилого дома N не были извещены надлежащим образом о том, что будет введен в эксплуатацию измерительный комплекс для учета использованной электрической энергии в доме, использовавшийся ранее для контрольного расчета за потребленную электроэнергию между ООО "Трансэлектро" и ООО "Узловская районная электросеть".
Кроме того, прибор учета, который используется для учета электрической энергии в указанном доме, установлен не на внешней границе стены многоквартирного дома, а в одном из подъездов многоквартирного дома, что также не соответствует действующему законодательству. По данному прибору учета невозможно проконтролировать ежедневно или еженедельно использованную электрическую энергию в доме, что нарушает ст. 4 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При вводе в эксплуатацию общедомового прибора в доме "адрес" не было учтено, что данный прибор уже использовался для контрольного расчета за потребленную электроэнергию между ООО "Трансэлектро" и ООО "Узловская районная электросеть" с 2006 по 2007 года, следовательно, измерительный комплекс для коммерческого учета использованной электрической энергии введен в эксплуатацию позднее месяца, следующего за датой его установки, о чем собственники помещений многоквартирного дома не были извещены надлежащим образом, что помешало им реализовать свое право на контроль со своей стороны за расходом потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, а также на правильность показаний приборов учета, выставляемых к оплате ответчиком.
Установка измерительного комплекса для коммерческого учета использованной электрической энергии в доме произведена без исследования технической возможности его установки (необходимость проведения капитального ремонта), что в свою очередь повлекло необоснованные расходы электрической энергии не направленное на общедомовые нужды, однако бремя оплаты расходов которой возложено ответчиком на собственников помещений многоквартирного дома.
Просила суд признать незаконным ввод в эксплуатацию ООО "Трансэлектро" ДД.ММ.ГГГГ измерительного комплекса по учету электрической энергии и использование его как общедомового прибора учета электроэнергии в "адрес"; признать незаконным расчет расхода электроэнергии на общедомовые нужды для квартиры "адрес", произведенной ОАО "ТЭК" с ДД.ММ.ГГГГ до момента оборудования данного дома коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии в установленном действующим законодательством порядке; обязать ОАО "ТЭК" осуществлять расчет и предъявление платы за коммунальную услугу электроснабжение для квартиры "адрес", потребляемую в процессе использования общего имущества в указанном доме, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды до момента оборудования многоквартирного дома прибором учета электрической энергии в установленном действующим законодательством порядке.
Истец Яковлева И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Гребенюк Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "ТЭК" по доверенности Редько Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика ООО "Трансэлектро" по доверенности Булгаков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Партнер" Липцен А.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "УчетРемонтЭлектроСервис" Шайкин А.В. возражал портив удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 10 июня 2015 года постановлено в удовлетворении исковых требований Яковлевой И.В. открытому акционерному обществу "Тульская энергосбытовая компания", обществу с ограниченной ответственностью "Трансэлектро" о признании незаконным ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, об оспаривании расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды и обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды отказать.
В апелляционной жалобе истец Яковлева И.В. выражает несогласие с решением суда, полагая, его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном определении обстоятельств дела и основанным на неправильном применении норм материального права.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), возражениях на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя акционерного общества "ТНС энерго Тула" по доверенности Чихачеву О.В., представителя ООО "Трансэлектро" по доверенности Булгакова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно действующему законодательству РФ, а именно, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 9 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, за счет платы за содержание жилого помещения обеспечивается оказание услуг по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По смыслу названных положений обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственниках жилых помещений.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Указание в пункте 22 Правил на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, согласуется с названными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года (дата вступления в силу названного Закона), обязаны были оснастить свои дома общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета воды и электрической энергии и ввести установленные приборы в эксплуатацию в срок до 1 июля 2012 года. С этого момента вплоть до 1 июля 2013 года указанные приборы учета подлежали принудительной установке.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 названной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом данной нормой определено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что до 1 июля 2012 года решение об установке коллективного (общедомового) прибора учета используемой электрической энергии, а также ввода установленного прибора учета в эксплуатацию собственниками многоквартирного жилого дома N, расположенного по "адрес" не принималось. Управляющей компанией, осуществляющей управление и обслуживание указанного многоквартирного дома, ООО "Партнер" в установленные законом сроки не произведено обеспечение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии и его ввод в эксплуатацию.
2 июля 2012 года сетевой организацией ООО "Трансэлектро" в жилом доме N, расположенном по "адрес" введен в эксплуатацию измерительный комплекс для учета использованной электрической энергии. Акт допуска в эксплуатацию измерительного комплекса от 2 июля 2012 года подписан представителями энергосбытовой организации и обслуживающей организацией.
Ссылаясь на Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявитель считает, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, стороной заказчика при этом должны являться собственники жилья. По мнению заявителя в рассматриваемом случае установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме производилась без согласования с собственниками помещений; документы, подтверждающие право собственности и пригодность средств измерения, не передавались, в связи с чем не мог быть введен в эксплуатацию.
С указанным доводом судебная коллегия не соглашается.
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01.01.2013.
Поскольку в аварийном жилье приборы учета установке не подлежат, счетчик (прибор учета) может быть поставлен в таком жилье только на основании договора, то есть только с согласия собственников, и, следовательно, использоваться только с согласия собственников помещений такого дома.
Доказательств того, что многоквартирный жилой дом N, расположенный по "адрес" является ветхим, аварийным, подлежит сносу или капитальному ремонту в установленном законом порядке, истцом не представлено. Данные обстоятельства были предметом проверки и оценки суда первой инстанции.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии должна была производиться только с согласования с собственниками многоквартирных домов, несостоятельна.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в данном случае прибор учета электрической энергии был установлен в допустимом месте, пригоден к эксплуатации, отсутствуют обстоятельства исключающие его установку. Дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчиком в данном случае выполнены действия прямо предусмотренные законом.
Доводы апелляционной жалобы относительно установки прибора учета ранее даты, предусмотренной законом, и иной организацией, не имеют правого значения, поскольку ввод в эксплуатацию произведен надлежащим лицом в установленном порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Нарушений требований норм гражданского процессуального законодательства РФ, а также норм материального права, влекущих безусловную отмену, судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городского суда Тульской области от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий .
Судьи .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.