Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чеботаревой М.В.
судей: Романова П.Г., Усенко Н.В.
при секретаре: Тукусер А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Романова П.Г., гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 28 мая 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Белая Калитва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательного учреждению СОШ N4, Администрации Белокалитвинского района Ростовской области об обязании оборудовать объект социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
В обоснование требований истец указал, что Белокалитвинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что вход в здание школы не оборудован пандусами и иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание школы.
В связи с чем, истец просил суд обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области и МБОУ СОШ N4 произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание учебно-воспитательного корпуса, расположенного по адресу: ... в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Белокалитвенского городского суда Ростовской области от 28 мая 2015г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Белокалитвинского района просит решение суда отменить как незаконное и принять новое, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование доводов апеллянт ссылается на то, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование "Белокалитвинский район", все имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления согласно Уставу Учреждения. В 2015 году средства на устройство приспособлений для беспрепятственного доступа в здание школы не предусмотрены. В бюджете Белокалитвинского района на 2015 год средства на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа в здание МБОУ СОШ N4 не предусматривались.
Апеллянт указывает, что истцом не представлено в суд достаточных доказательств необходимости оборудования здания школы необходимыми приспособлениями на данном этапе до производства реконструкции здания. К участию в судебном заседании не привлекался специалист в этой области, нет актов исследования или заключений эксперта о технической возможности и необходимости оборудования на данном этапе до производства реконструкции здания школы пандусом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры Золотых В.В., представителей Администрации Белокалитвенского района Лукьянова С.Ю., Юрчук М.Ю., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В силу ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также положений СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Судом первой инстанции установлено, что Белокалитвинской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ", проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В нарушение требований действующего законодательства вход в здание школы, не оборудован необходимыми приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, в результате чего, доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры ограничен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что здание МБОУ СОШ N4 является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений образования должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
Удовлетворяя исковые требования Белокалитвинского городского прокурора к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области и МБОУ СОШ N4, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст.ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации. Суд считает исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ N4, Администрация Белокалитвинского района Ростовской области об обязании создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски для беспрепятственного доступа в здание подлежащими удовлетворению, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В связи с указанными обстоятельствами, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда по возложению обязанности по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов только на Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области противоречит решению суда.
Судебная коллегия обращает внимание, что суд первой инстанции возложил обязанность произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание МБОУ СОШ N4 как на Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области, так и на МБОУ СОШ N4.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансовой возможности установить приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание МБОУ СОШ N4 подлежит отклонению, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчиков от обязанности, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Учитывая, что прокурором заявлены требования об обязании произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями, под которыми, следует понимать не только установку пандусов, но и иные способы обеспечения доступа инвалидов в здание социальной инфраструктуры по согласованию с общественными объединениями инвалидов.
Так в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Остальные доводы апеллянта, положенные в основу жалобы, рассмотрены по существу и отклоняются как несостоятельные.
Нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Белокалитвинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.