Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 сентября 2015 года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района в интересах Кошкаровой А.А. к Администрации Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об изменении даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 июня 2015 года, которым постановлено:
Иск прокурора Куртамышского района в интересах Кошкаровой А.А. к Администрации Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области отменить распоряжения от 17.05.2013г. N17-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.", внести изменения в распоряжение от 27.02.2015г. N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.", указав дату принятия на учет -03.12.2012 г.
Обязать Главное управление социальной защиты населения Курганской области внести изменения в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета с учетом постановки на учет Кошкаровой А.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 03.12.2012 г.
В удовлетворении исковых требований в части отмены распоряжения Администрации Каминского сельсовета Куртамышского района от 03.12.2012г. N51-р "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А." отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Смирнова Р.А., представителя истца Кошкаровой А.А. - Егоровой С.Н., прокурора Бухаровой А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Куртамышского района обратился в интересах Кошкаровой А.А. в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к администрации Каминского сельсовета Кутамышского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении на администрацию Каминского сельсовета обязанности внести изменения в распоряжение от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А." и указать дату постановки Кошкаровой А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 3 декабря 2012 года; о возложении на администрацию Каминского сельсовета обязанности отменить распоряжения от 3 декабря 2012 года N 51-р "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А." и от 17 мая 2013 года N 17-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А."; о возложении на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности внести изменения в общий реестр граждан, а именно поставить на учет Кошкарову А.А. 3 декабря 2012 года; о возложении на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности принять решение по заявлению Кошкаровой А.А.
В обоснование иска прокурор указывал, что прокуратурой Куртамышского района по обращению Кошкаровой А.А. проведена проверка соблюдения ее прав на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем как вдовы ветерана Великой Отечественной войны. В результате проверки установлено, что Кошкарова А.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих на основании статьи 21 Федерального закона "О ветеранах". Обратившись с заявлением в администрацию Каминского сельсовета о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Кошкаровой А.А. согласно распоряжению от 3 декабря 2012 года N 51-р было отказано в постановке на соответствующий учет, поскольку заключением межведомственной комиссии администрации Куртамышского района занимаемое ею жилое помещение признано пригодным для проживания.
Впоследствии решением Куртамышского районного суда от 2 апреля 2013 года были удовлетворены исковые требования Кошкаровой А.А. о постановке её на учет, и 17 мая 2013 года администрация Каминского сельсовета Куртамышского района распоряжением N17-р поставило Кошкарову А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отменив распоряжение от 3 декабря 2012 года N 51-р. Однако, указанное решение Куртамышского районного суда от 2 апреля 2013 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 июля 2014 года было отменено и в иске Кошкаровой А.А. отказано.
Решением Куртамышского районного суда от 24 декабря 2014 года было признано недействительным заключение межведомственной комиссии администрации Куртамышского района N 12 от 12 октября 2012 года, на основании указанного решения суда администрацией Каминского сельсовета Куртамышского района вынесено распоряжение от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.".
При этом, как указал прокурор, распоряжение N 17-р от 17 мая 2013 года должно было быть отменено как незаконное, поскольку принято на основании отмененного решения Куртамышского районного суда от 2 апреля 2013 года, однако этого Администрацией Каминского сельсовета не было сделано. Таким образом, имеется два распоряжения о постановке Кошкаровой А.А. на учет - N 17-р от 17 мая 2013 года и N 09-р от 27 февраля 2015 года. По информации Главного управления социальной защиты населения Курганской области Кошкарова А.А. поставлена на очередь в областном реестре 27 февраля 2015 года под номером 122. Также указано на недостаточность денежных средств, поступивших в марте 2015года из федерального бюджета, для улучшения жилищных условий всех ветеранов войны.
Прокурор полагал, что действиями ответчика, незаконно отказавшего истцу в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении 3 декабря 2012 года, нарушены законные права Кошкаровой А.А. на своевременную постановку на учет в областном реестре на предоставление денежной выплаты. Поскольку заключение МВК, послужившее основанием для отказа в постановке Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, признано судом недействительным, истец должна быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 3 декабря 2012 года, то есть с момента первоначального обращения в администрацию с соответствующим заявлением.
В судебном заседании представители истца Кошкаровой А.А. - действующий в ее интересах прокурор, Яновская Г.Г., действующая на основании ордера, Дудкин Д.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения по Курганской области - Исаева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве. Указывала, что требования истца об изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются необоснованными, поскольку нормами жилищного законодательства не предусмотрено принятие на учет с более ранней даты, чем вынесение решение о принятии на такой учет. Более того, представитель ответчика указывала, что ранее принятым апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 июля 2014 года, имеющим, по его мнению, преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, установлено, что у администрации Каминского сельсовета отсутствовали правовые основания для принятия Кошкаровой А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Более того, на 3 декабря 2012 года и до настоящего времени занимаемое истцом жилое помещение "адрес" не признано непригодным для проживания. Решение Куртамышского районного суда от 24 декабря 2014 года, которым заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания признано незаконным, не влечет за собой автоматического признания указанного жилого помещения непригодным для проживания. Также, ответчик ссылался на то, что требование истца об отмене распоряжения от 3 декабря 2012 года N 51-р не подлежит рассмотрению судом, поскольку ранее по аналогичному требованию было вынесено решение Куртамышского районного суда от 24 декабря 2014 года, которым в удовлетворении иска в данной части отказано за необоснованностью. Также, ответчик указывал, что оснований для постановки Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся не имеется, поскольку в жилом помещении N "адрес" истец на регистрационном учете не состоит, зарегистрирована в принадлежащем ее сыну жилом доме N общей площадью 46 кв.м, расположенном по "адрес", при этом обеспеченность жилым помещением на трех членов семьи составляет более учетной нормы. Ответчик указывал, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено случаев, когда на учет нуждающихся в жилых помещениях могут быть поставлены граждане при отсутствии у них постоянной регистрации по своему фактическому месту жительства. Возражая относительно возложения на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности по внесению изменений в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, представитель ответчика указывала, что дата включения Кошкаровой А.А. в данный реестр соответствует дате принятия ее на учет нуждающихся, а именно 27 февраля 2015 года. Полагала, что оснований для выплаты Кошкаровой А.А. единовременной денежной выплаты во внеочередном порядке не имеется, поскольку она не относится к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а следовательно, права на первоочередное предоставление выплаты не имеет.
Представитель ответчика администрации Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в представленном письменном заявлении исковые требования истца поддержал (л.д. 45).
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление социальной защиты населения Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы вновь указывает, что истец зарегистрирована в жилом доме своего сына - по "адрес". Жилой дом, который Кошкарова А.А. указывает в качестве места своего жительства, расположенный по "адрес", не принадлежит ей на праве собственности, она не является нанимателем данного жилого помещения. Основания вселения истца в данный дом судом не устанавливались и, по существу, не известны. Собственник данного дома судом не установлен. Вместе с тем, жилищным законодательством Российской Федерации предусматривается принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан по месту жительства. Понятие "фактического места жительства" и возможность обеспечения жилыми помещениями граждан по фактическому месту жительства в нормативных актах отсутствует. Ответчик полагает, что местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин проживает и зарегистрирован. По мнению ответчика, Кошкарова А.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ни на 3 декабря 2012 года, ни на настоящее время, поскольку зарегистрирована в жилом доме своего сына, членом семьи которого она является, обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего в данном доме составляет 15,3 кв.м, что более установленной учетной нормы, данный дом не признан непригодным для проживания.
Необоснованной полагает ответчик ссылку суда на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 24 декабря 2014 года о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения по "адрес" пригодным для проживания. Полагает, что признание данного заключения недействительным не влечет за собой автоматического признания указанного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку установление данного обстоятельства отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем, ни в 2012 году, ни в настоящее время жилой дом по "адрес" непригодным для проживания в установленном законом порядке не признан. Более того, наличие такого заключения не порождает правовых последствий для Кошкаровой А.А., поскольку в данном доме она на законных основаниях не проживает. Ответчик вновь указывает на отсутствие правовых оснований для внесения изменений в распоряжение администрации Каминского сельсовета в части даты принятия на учет истца, поскольку нормами жилищного законодательства не предусматривается принятие на учет с иной даты, чем дата вынесения решения о принятии на учет. Иное, по мнению ответчика, привело бы к неопределенности в правовых последствиях для других граждан, уже принятых на учет.
Вновь указывает, что ранее принятым решением суда, имеющим в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение, обстоятельства принятия на учет Кошкаровой А.А. с 3 декабря 2012 года были исследованы и им дана правовая оценка, при этом установлено отсутствие у Кошкаровой А.А. правовых оснований для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Также ответчик полагает, что внесение изменений в реестр ветеранов на получение единовременной денежной выплаты в части изменения даты принятия на учет Кошкаровой А.А. нарушит права других ветеранов, включенных в данный реестр с учетом принятия их на учет на законных основаниях с более ранней даты.
В представленных возражениях прокурор Куртамышского района Курганской области, представитель Кошкаровой А.А. по доверенности Дудкин Д.В. полагали решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Смирнов Р.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда в оспариваемой части отменить.
Представитель истца Кошкаровой А.А. - Егорова С.Н., прокурор Бухарова А.С. относительно доводов апелляционной жалобы возражали, полагали решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (подпункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Кошкарова А.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет права и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
8 октября 2012 года Кошкарова А.А. обратилась в администрацию Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Однако, поскольку заключением межведомственной комиссии от 12 октября 2012 года занимаемое ею жилое помещение было признано пригодным для проживания, то распоряжением администрации Каминского сельсовета от 3 декабря 2012 года N 51-р Кошкаровой А.А. было отказано в постановке на учет нуждающихся.
Решением Куртамышского районного суда от 2 апреля 2013 года исковые требования Кошкаровой А.А. о принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий были удовлетворены.
На основании данного решения 17 мая 2013 года администрация Каминского сельсовета распоряжением N17-р поставила Кошкарову А.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако затем апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 июля 2014 года решение Куртамышского районного суда от 2 апреля 2013 года было отменено, в удовлетворении исковых требований Кошкаровой А.А. к администрации Каминского сельсовета Куртамышского района о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано.
Впоследствии решением Куртамышского районного суда от 24 декабря 2014 года, вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования Кошкаровой А.А. - было признано недействительным заключение межведомственной комиссии администрации Куртамышского района Курганской области N 12 от 12 октября 2012 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пригодным для проживания.
На основании указанного решения суда администрацией Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области 27 февраля 2015 года вынесено распоряжение N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.".
По информации Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Кошкарова А.А. 27 февраля 2015 года поставлена на очередь в областном реестре, номер её очереди- N.
Удовлетворяя исковые требования истца в части возложения на ответчиков обязанности внести изменения в распоряжение о постановке Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в реестр на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета, указав дату постановки Кошкаровой А.А. на данный учет 3 декабря 2012 года, суд первой инстанции исходил из того, что Кошкарова А.А. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий еще при первоначальном ее обращении в администрацию Каминского сельсовета в октябре 2012 года, что подтверждается решением Куртамышского района суда Курганской области от 24 декабря 2014 года о признании недействительным заключения межведомственной комиссии о пригодности занимаемого истцом жилого дома, на основании которого Кошкаровой А.А. 3 декабря 2012 года было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении при ее первоначальном обращении.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу статьи 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предоставление денежной выплаты осуществляется в соответствии с реестром после обращения гражданина в уполномоченный орган за предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет (пункт 4).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт3).
В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, при этом юридически значимым обстоятельством, являющимся основанием для постановки данного гражданина на учет, является установление компетентными органами одного из перечисленных в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации факта, свидетельствующего о нуждаемости гражданина в жилье на дату его обращения.
Материалы дела свидетельствуют, что обращение истца в администрацию Каминского сельсовета с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении 8 октября 2012 года было обусловлено тем, что занимаемое ею жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", непригодно для проживания.
При оценке соответствия жилого помещения по "адрес", занимаемого Кошкаровой А.А., установленным требованиям, межведомственная комиссия 12 октября 2012 года пришла к заключению о его пригодности для проживания, в связи с чем Кошкаровой А.А. распоряжением администрации Каминского сельсовета от 3 декабря 2012 года в постановке на учет нуждающихся по заявленному ею основанию было отказано.
Решением Куртамышского районного суда от 24 декабря 2014 г., вступившим в законную силу, было признано недействительным заключение межведомственной комиссии администрации Куртамышского района Курганской области N 12 от 12 октября 2012 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пригодным для проживания.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку заключение межведомственной комиссии от 12 октября 2012 года, послужившее основанием для отказа Кошкаровой А.А. 3 декабря 2012 года в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, признано недействительным, ее права подлежат восстановлению с момента их нарушения, следовательно, истец должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении с 3 декабря 2012 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета установленных по делу обстоятельств, с грубым нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания или не отвечающим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан" решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным, а также действие (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемого истцом жилого помещения установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия полагает, что вывод суда о наличии на 3 декабря 2012 года оснований для признания истца нуждающейся в жилом помещении и постановки ее на соответствующий учет, не может быть признан обоснованным.
При этом судебная коллегия отмечает, что признание в судебном порядке заключения межведомственной комиссии от 12 октября 2012 года недействительным само по себе не является основанием для признания Кошкаровой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 3 декабря 2012 года, поскольку не свидетельствует о непригодности занимаемого истцом жилого помещения для проживания или о несоответствии его требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
С учетом изложенного решение суда в части возложения на администрацию Каминского сельсовета обязанности внести изменения в распоряжение от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А." и указать дату принятия Кошкаровой А.А. на учет - 3 декабря 2012 года не может быть признано законным, подлежит отмене с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
В соответствии с пунктами 3-4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 Главное управление социальной защиты населения Курганской области на основании полученной от органов местного самоуправления информации о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях формирует общий реестр таких граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке. Предоставление денежной выплаты осуществляется в порядке очередности, установленной реестром, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет.
Поскольку оснований для внесения изменений в распоряжение о постановки Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в части указания даты такой постановки 3 декабря 2012 года не имелось, то и оснований для внесения соответствующих изменений в формируемый Главным управлением социальной защиты населения Курганской области реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета, у суда первой инстанции также не имелось, поэтому решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении данных требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о незаконности постановки Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении основанием для отмены решения суда не являются.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу статьи 137 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных истцом исковых требований, непосредственно ответчиком Главным управлением социальной защиты населения Курганской области никаких встречных требований, в частности, о признании незаконным распоряжения администрации Каминского сельсовета от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.", не заявлялось, и судом не рассматривалось.
Таким образом, поскольку вопрос о законности постановки Кошкаровой А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении предметом настоящего спора не являлся, следовательно, данные доводы ответчика в апелляционной жалобе не могут быть предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Поскольку судебное решение в остальной части не обжалуется, законность и обоснованность судебного решения в целом в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы заявителя. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 июня 2015 года в части возложения на администрацию Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области обязанности внести изменения в распоряжение от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.", в части возложения на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности внести изменения в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурору Куртамышского района в интересах Кошкаровой А.А. к администрации Каминского сельсовета Куртамышского района Курганской области о возложении обязанности внести изменения в распоряжение от 27 февраля 2015 года N 09-р "О постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кошкарову А.А.", указав дату принятия на учет - 3 декабря 2012 года, к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении обязанности внести изменения в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета с учетом постановки на учет Кошкаровой А.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 3 декабря 2012 года отказать.
В остальной части решение Куртамышского районного суда Курганской области от 19 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.