Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Преснова В.С.,
судей Федотовой Н.П., Суринова М.Ю.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 01 сентября 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Симона А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Симона А.А. о признании незаконными действий и бездействия отказать.
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
29 апреля 2015 года муниципалитетом города Ярославля принято решение о назначении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Устав города Ярославля".
Проведение обсуждения проекта назначено на 21 мая 2015 года в 17 часов 00 минут в большом зале мэрии города Ярославля по адресу: город Ярославль, улица Андропова, дом 6.
21 мая 2015 года публичные слушания проведены.
Симон А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и нарушающими права и свободы заявителя и неопределенного круга лиц действий председателя муниципалитета города Ярославля, председательствующего на указанных публичных слушаниях, признании незаконными действий (бездействий) муниципалитета города Ярославля, возложении обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем повторного проведения публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Устав города Ярославля", и определения способа размещения информации о принятом решении, обеспечивающим свободный доступ к этой информации любого лица, признании незаконным бездействия прокуратуры города Ярославля.
В обоснование заявления указано, что публичные слушания проведены под председательством члена организационного комитета по проведению публичных слушаний ? председателя муниципалитета города Ярославля Малютина А.Г. Данные публичные слушания проведены с нарушением установленного порядка, а именно: проект муниципального правового акта, решение о назначении публичных слушаний, пояснительная записка к проекту муниципального правового акта, выносимого для обсуждения на публичных слушаниях, содержащая информацию о социально-экономических последствиях его принятия, не размещены и не опубликованы на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организационный комитет по проведению публичных слушаний создается муниципальным правовым актом о назначении публичных слушаний и в данном случае в состав комитета представители общественности не были включены, регламент проведения публичных слушаний, повестка дня публичных слушаний, муниципальный правовой акт, проект которого прошел обсуждение на публичных слушаниях, не размещены в установленные сроки на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В нарушение действующего законодательства в указанных публичных слушаниях приняли участие не только жители города Ярославля, но и жители других городов области. Результаты голосования по итогам публичных слушаний не соответствуют действительности, в частности, не учтен голос заявителя Симона А.А., число голосовавших против внесения изменений было в несколько раз больше. Председатель муниципалитета города Ярославля нарушил процедуру голосования, так как участникам публичных слушаний было предложено вначале голосовать не за вносимый мэрией проект решения муниципалитета, а против. Далее в заявлении указано, что прокуратура города не осуществила надлежащего контроля за соблюдением муниципалитетом города Ярославля действующего законодательства Российской Федерации, поэтому бездействие прокуратуры должно быть признано незаконным. Кроме того прокуратурой города Ярославля изъяты и удерживаются без каких-либо оснований листы регистрации участников публичных слушаний.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечена Прокуратура Ярославской области, мэрия города Ярославля.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с необоснованностью решения, нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав в поддержание жалобы Симона А.А., а также представителя муниципалитета г.Ярославля Одинцова А.М. и представителя прокуратуры Ярославской области Лазареву Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая Симону А.А. в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что процедура публичных слушаний не нарушена, доводы заявителя о нарушении прав и свобод заявителя не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По смыслу статьей 254, 255, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в том числе и постановления судебных приставов-исполнителей) могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (п. 1). На публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (п. 4).
Таким образом законодателем особо выделены такие условия проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта.
Порядок проведения публичных слушаний в городе Ярославле определен Уставом города Ярославля и Положением о публичных слушаниях., утвержденном решением муниципалитета от 24 октября 2005 года N135.
С учетом приведенных положений и, как правильно отмечено судом первой инстанции, решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О,в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участия в обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения -выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Как следует из материалов дела, Симон А.А. принимал непосредственное участие в публичных слушаниях и обсуждении проекта решения муниципалитета города Ярославля "О внесении изменений в Устав г. Ярославля", проводимых 21 мая 2015 года, то есть реализовал свое право на обсуждение проекта.
Принятое по результатам публичных слушаний решение о не рекомендации проекта о внесений изменений совпадает с позицией заявителя, носит рекомендательный характер, прав и свобод заявителя не нарушает.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на участие в проведении публичных слушаний лиц, имеющих регистрацию в другом муниципальном образовании. Участие в публичных слушаниях ФИО1, зарегистрированного в г. Рыбинск, не повлекло нарушение прав Симона А.А. и не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявления Симона А.А.
В ходе рассмотрения дела факт нарушения процедуры проведения публичных слушаний со стороны председательствующего на публичных слушаниях - председателя муниципалитета г. Ярославля подтверждения не нашел, нарушений прав заявителя не установлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы по существу сводятся к повторению позиции заявителя, изложенной им в суде первой инстанции.
Доводы заявителя судом проанализированы и им в решении дана соответствующая правовая оценка, выводы суда подробно и убедительно мотивированы. Указанные доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Симона А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.