Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев жалобу ЗАО "Алтайкровля" на решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе ЗАО "Алтайкровля" на постановление начальника отдела лесовосстановления и защитного лесоразведения управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Д. *** от ДД.ММ.ГГ, которым
закрытое акционерное общество "Алтайкровля", юридический адрес: "адрес", ул. "адрес", 16, корпус 3, ОГРН 1022200768149,
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении N 07-1-21/27 от 05 ноября 2014 года, составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного надзора управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края П., при проведении обследования лесного участка, на котором в 2013 году ЗАО "Алтайкровля" на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N 19/1, Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, утвержденного приказом управления лесами Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 46, Лесной декларации *** от ДД.ММ.ГГ выполняло работы по заготовке древесины, установлено наличие в действиях Общества административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, 22 мая 2014 г. в ходе осмотра места рубки, расположенного в квартале N 47 выделах N 1, 10, 11 деляна N 1 площадью 9,2 га Речкуновского участкового лесничества Озерского лесничества, выявлено, что лесосека по состоянию на 22 мая 2014 г. не очищена от порубочных остатков на площади 0,5 га. При этом работы по заготовке древесины на данном участке закончены в 2013 году.
Таким образом, при использовании вышеуказанного лесного участка для заготовки древесины Общество не обеспечило очистку места рубки (лесосеки) от порубочных остатков способом сбора порубочных остатков в кучи одновременно с заготовкой древесины (рубкой лесных насаждений) с последующим сжиганием в пожароопасный период на площади 0,5 га, чем нарушены требования подпункта "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414; пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, подпункта "к" пункта 13, пункта 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августам 2011 г. N 337, пункт 3.4.15 договора аренды лесного участка.
ЗАО "Алтайкровля" обратилось в Тальменский районный суд с жалобой на данное постановление, ссылаясь на его незаконность, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении нарушено право Общества на защиту, так как поступившие в его адрес уведомления о составлении протоколов 05 ноября 2014 г. не содержали информации, позволяющей идентифицировать выявленное нарушение (договор аренды, лесной квартал, лесничество, на территории которого было обнаружено правонарушение), что не позволило Обществу подготовиться к рассмотрению дела об административном правонарушении. Ходатайство Общества об отложении составления протокола об административном правонарушении было необоснованно отклонено должностным лицом. Также указано на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении. На момент составления протокола все выявленные нарушения были устранены, однако указанные обстоятельства не были учтены должностным лицом в качестве смягчающих при вынесении постановления, мотивы назначения наказания в виде административного штрафа не приведены.
Решением судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 18 июня 2015 года постановление должностного лица изменено в части указания на учет при назначении наказания отягчающего обстоятельства, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО "Алтайкровля" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ЗАО "Алтайкровля" просит решение судьи отменить, ссылаясь на нарушения срока, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для составления протокола об административном правонарушении. Указано, что судья, исключив указание в постановлении на наличие отягчающего обстоятельства, не назначил при этом наказание в виде предупреждения. Судьей также не учтено, что юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку нарушения указанные в постановлении *** и постановлении *** выявлены в одно время, в рамках единой проверки, на территории одного лесничества, при осуществлении деятельности по одному договору аренды лесного участка для заготовки древесины.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитников ЗАО "Алтайкровля" О., М., А. проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на момент выявления правонарушения) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на момент выявления правонарушения) предусмотрено, что нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции на момент выявления правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпункту "б" пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августам 2011 г. N 337, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Пунктом 61 Правил заготовки древесины предусмотрено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Пунктами 3.4.14, 3.4.15 договора аренды лесного участка предусмотрено, что для заготовки древесины общество обязано осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и договором аренды; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке.
По делу установлено, что ЗАО "Алтайкровля", допущено нарушение вышеназванных положений Правил санитарной безопасности в лесах, Правил пожарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины, а также договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 30 декабря 2008 г. N 19/1, поскольку при проведении обследования в квартале N 47 выделах N 1,10,11 деляне N1 Речкуновского участкового лесничества Озерского лесничества 22 мая 2014 г. составлен акт N 47, согласно которому по состоянию на эту дату не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков (лесосек) на площади 0,5 га.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ; актом N 47 осмотра мест рубок от 22 мая 2014 г.; договором аренды лесного участка для заготовки древесины от 30 декабря 2008 г.; распоряжением управления лесами Алтайского края от 27 октября 2008 г. N 340а "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка с ЗАО "Алтайкровля".
Имеющимся в деле доказательствам в их совокупности судьей районного суда дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, действия ЗАО "Алтайкровля" квалифицированы верно, правила назначения административного наказания не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для назначения наказания в виде предупреждения по делу не установлено.
Доводы защитников о недопущении Обществом нарушений Правил заготовки древесины в связи с тем, площадь участка, оставшаяся неочищенной от порубочных остатков, составляет менее 25 % от площади места рубки (9,2 га), во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм. Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов (приложение 16), утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2011 г. N 472, на которые ссылаются защитники ЗАО "Алтайкровля", предусмотрен порядок определения качества очищенных лесосек, тогда как в вину обществу вменяется необеспечение очистки места рубок от порубочных остатков. При этом учитывается, что от участвовавшего при осмотре места рубки представителя ЗАО "Алтайкровля" возражений относительно выявленных нарушений не поступило.
Доводы ЗАО "Алтайкровля" о нарушении права на защиту в ходе производства по делу об административном правонарушении являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, им была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется. Так, из материалов дела следует, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было получено Обществом 10 и 13 октября 2014 г., тогда как протокол об административном правонарушении был составлен 05 ноября 2014 г., что позволяло юридическому лицу получить у должностного лица всю необходимую информацию в случае какой-либо неясности и неопределенности. Ходатайство законного представителя ЗАО "Алтайкровля" об отложении составления протокола об административном правонарушении рассмотрено и мотивированно отклонено.
Ссылка в жалобе на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи, поскольку установленный статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным и нарушение этого срока не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством. Срок привлечения ЗАО "Алтайкровля" к административной ответственности соблюден.
Довод жалобы о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за аналогичные правонарушения в рамках проведения одной проверки, отвергается как не основанный на законе и обстоятельствах дела. Согласно постановлению N 07-1-21/26 от 24 декабря 2014 г. (приложенному к жалобе) должностными лицами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края 27 мая 2014 г. проведена проверка соблюдения вышеприведенных Правил в квартале N215 выделе N7 деляна N1 площадью 5,7 га Озерского участкового лесничества Озерского лесничества, тогда как в данном случае 22 мая 2014 г. проведена проверка в квартале N 47 выделах N 1, 10, 11 деляна N 1 Речкуновского участкового лесничества Озерского лесничества. Следовательно, должностным лицом обоснованно по результатам проверок составлен соответствующий акт и протокол об административном правонарушении. Данных о повторном привлечении ЗАО "Алтайкровля" к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение в материалах дела не имеется.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 18 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу ЗАО "Алтайкровля" - без удовлетворения.
Судья: Титова В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.