Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" - директора В.
на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по "адрес", заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Б. от 29 мая 2015,
решение судьи Санчурского районного суда Кировской области от 16 июля 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Б. от 29 мая 2015 Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" (МУП "Коммунальщик) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление должностного лица решением судьи Санчурского районного суда Кировской области от 16 июля 2015 оставлено без изменения, жалоба представителя юридического лица В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, директор предприятия В. просит отменить решение судьи, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что с учетом положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ГОСТа 30772-2001 межгосударственный стандарт "Ресурсосбережение. Обращение с отходами", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую его обязанность по внесению платы за размещение отходов. МУП "Коммунальщик" осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов от населения, которые в собственность предприятия не переходят. За предприятием не числится задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, принятые от населения. Полагает, что в связи с отсутствием доказательств существенного нарушения охраняемых общественных отношений административное правонарушение может быть признано малозначительным. В условиях тяжелого финансового положения наложение штрафа на юридическое лицо повлечет за собой негативное влияние на функционирование деятельности и выполнение поставленных задач.
Руководитель Росприроднадзора по Кировской области Г. в представленных возражениях на жалобу указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
В судебное заседание представитель МУП "Коммунальщик" В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя Росприроднадзора Б. о законности состоявшихся по делу решений, оснований для их отмены не нахожу.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ответственность по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 рублей до 100 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, который в силу пункта 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Из представленных материалов дела следует, что МУП "Коммунальщик", имея лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от 24.07.2012 N43-000071, осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций, исключая крупногабаритный), отходов от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор строительный от разборки зданий) на объекте размещения отходов, расположенном в районе "адрес".
МУП "Коммунальщик" предоставляет услуги на основании публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населению, проживающему в Кикнурском городском поселении "адрес", опубликованного в газете "Сельские огни" N68 от 06.06.2013.
За 2 квартал 2014 на объект размещения отходов предприятием от населения принято 375 тонн отходов, за 3 квартал 2014 - 371 тонну отходов, за 4 квартал 2014 - 191 тонну отходов.
В ходе проведения плановой выездной проверки 28 апреля 2015 Управлением Росприроднадзора по Кировской области выявлено непроизведение и невнесение МУП "Коммунальщик" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2014 в нарушение положение вышеприведенных положений нормативных правовых актов.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, отвечающими требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии стребованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.
Бездействие юридического лица правильно квалифицировано по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление от 19 мая 2015 о привлечении МУП "Коммунальщик" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные в жалобе, неубедительны и не влияют на состоявшиеся по делу решения.
Так, из указанных в жалобе Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998, ГОСТа 30772-2001 не следует отсутствие у МУП "Коммунальщик" при установленных обстоятельствах и приведенных выше положений законов, правовых актов обязанности по внесению платы за размещение отходов. Напротив, пункт 7.8 ГОСТа 30772-2001 дает понятие собственника отходов, к которому отнесено юридическое лицо, производящее отходы, которые намерены осуществить заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к данному пункту, если такое лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В рассматриваемом случае достоверно установлено, что обращение с отходами осуществляло именно МУП "Коммунальщик" на основании договора, при наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
В силу приказа от 05.04.2007 N204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении данных отходов осуществляет плательщик. МУП "Коммунальщик" такие расчеты за анализируемый период не представило, что и было установлено в ходе проведения проверки Управлением Росприроднадзора по Кировской области.
Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере природоохранного законодательства. Внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо для своевременного решения задач в сфере сохранения благоприятной окружающей среды, осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние.
Финансовое положение предприятия не является основанием для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи нахожу возможным согласиться с выводом судьи об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области Б. от 29 мая 2015, решение судьи Санчурского районного суда Кировской области от 16 июля 2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" оставить без изменения, жалобу директора Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" В. - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда Т.Н. Мазюта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.