Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Поникаровской Н.В., Яковлева Н.А.
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО "Янтарный городской округ" на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 27 мая 2015 г., которым исковые требования Самсонова Е.А. и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ удовлетворены: за ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ признано право на повторное заселение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", очередным военнослужащим, проходящим службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Постановление администрации МО "Янтарный городской округ"
от 14 августа 2013 г. N
"О предоставлении Далецка Ф.М. жилого помещения по адресу: "адрес"" признано незаконным.
На администрацию МО "Янтарный городской округ" возложена обязанность заключить с Самсоновым Е.А. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на состав семьи три человека.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя администрации МО "Янтарный городской округ" Макарчук Т.М., поддержавшей апелляционную жалобу, Самсонова Е.А., представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Карпова В.В. и представителя войсковой части N Долбузовой М.К., считавших решение суда правильным и возражавших против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самсонов Е.А. обратился в суд с иском, указав, что с 12 декабря 2006 г. проходит службу в войсковой части N. Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N от 10 сентября 2014 г. ему на состав семьи из 3-х человек распределено служебное жилое помещение - однокомнатная квартира N дома N по "адрес", в которой ранее проживал военнослужащий. 19 сентября 2014 г. Самсонов Е.А. подал в администрацию МО "Янтарный городской округ" заявление о заключении с ним договора найма служебного жилого помещения с приложением необходимых документов, однако ему в этом было отказано со ссылкой на то, что вышеуказанное жилое помещение предоставлено администрацией муниципального образования на основании постановления N от 14 августа 2013 г. взыскателю во исполнение решения суда.
Ссылаясь на то, что действия администрации МО "Янтарный городской округ" не соответствуют закону и нарушают его права, Самсонов Е.А. просил суд признать постановление администрации МО "Янтарный городской округ" N от 14 августа 2013 г. о предоставлении спорного жилого помещения незаконным и обязать администрацию МО "Янтарный городской округ" заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу.
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, обратилось в суд с самостоятельным иском, в котором, ссылаясь на то, что квартира N дома N по "адрес" находится в муниципальной собственности, постановлением главы администрации МО "Поселок Янтарный" N от 19 августа 2004 г. признана служебным жилым помещением, что данное жилое помещение по решению жилищной комиссии войсковой части было предоставлено военнослужащей Г., которая проживала в нем до 7 августа 2012 г., после чего оно в порядке реализации ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ права повторного заселения было предоставлено Самсонову Е.А. в качестве служебного жилого помещения, просило суд признать за ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ право повторного заселения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", признать постановление администрации МО "Янтарный городской округ" от 14 августа 2013 г. N незаконным и обязать администрацию МО "Янтарный городской округ" заключить с Самсоновым Е.А договор найма служебного жилого помещения, расположенного в "адрес", на состав семьи три человека.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Далецка Ф.М., которой на основании постановления администрации МО "Янтарный городской округ" от 14 августа 2013 г. N предоставлено спорное жилое помещение, и войсковая часть N.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО "Янтарный городской округ" просит отменить данное решение, ссылаясь на то, что суд ошибочно применил положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку военнослужащая Г. после предоставления ей спорного жилого помещения в него не вселялась. Кроме того, администрация считает, что спорное жилое помещение после его передачи в конце 2004 г. в муниципальную собственность утратило статус служебного. Указывает, что обязанность по обеспечению жильем военнослужащих на органы местного самоуправления законом не возложена и, что администрация МО "Янтарный городской округ" не относится к числу предусмотренных законом органов, которые заключают договоры найма служебных жилых помещений с военнослужащими.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, в связи с прохождением службы.
Статьями 99, 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленным указанным Кодексом основаниям гражданам определенных категорий, предусмотренных законом, в том числе военнослужащим.
В соответствии с требованиями статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Из материалов дела усматривается, что квартира N дома N по "адрес" ранее находилась в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N передана в собственность муниципального образования "Поселок Янтарный" (в настоящее время - МО "Янтарный городской округ").
19 августа 2004 г. главой администрации МО "Поселок Янтарный" на основании обращения командира войсковой части N издано постановление N, которым указанная квартира признана служебным жилым помещением.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 12 января 2004 г. указанное жилое помещение было в установленном порядке предоставлено военнослужащей указанной войсковой части Г., которая зарегистрировались по месту жительства в этом жилом помещении и пользовалась им до августа 2012 г., когда ей министерством обороны РФ было предоставлено другое жилое помещение на условиях договора социального найма.
После выселения военнослужащей Г. указанное жилое помещение решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N от 10 сентября 2014 г. было в установленном законом порядке распределено другому военнослужащему той же войсковой части Самсонову Е.А. в качестве служебной жилой площади.
Вместе с тем 14 августа 2013 г. администрацией МО "Янтарный городской округ" издано постановление N о предоставлении вышеуказанной квартиры Далецка Ф.М. по договору социального найма во исполнение решения Светлогорского городского суда Калининградской области от 1 июля 2009 г., возлагающего на администрацию МО "Янтарный городской округ" обязанность по обеспечению Далецка Ф.М. жильем. Далецка Ф.М. военнослужащим Вооруженных Сил РФ не является.
Рассматривая дело, суд правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данной нормой законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей при освобождении ими данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, предусмотренными статьями 99, 104 ЖК РФ, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд в соответствии с требованиями указанных норм пришел к правильному выводу о незаконности действий администрации МО "Янтарный городской округ" по отказу в заключении договора найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры с Самсоновым Е.А. и ее предоставлению Далецка Ф.М. по договору социального найма, в связи с чем обоснованно удовлетвоил заявленные Самсоновым Е.А. и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ исковые требования.
Поскольку статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военным организациям предоставлено право предоставлять военнослужащим служебные жилые помещения, ссылка администрации МО "Янтарный городской округ" в апелляционной жалобе на то, что спорное жилое помещение после его передачи в конце 2004 г. в муниципальную собственность утратило статус служебного, не может повлечь отмену решения.
Иные изложенные администрацией МО "Янтарный городской округ" в апелляционной жалобе обстоятельства не имеют существенного значения для дела, в связи с чем также не могут свидетельствовать о незаконности решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 27 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.