Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1993 г. N 214-М
"Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
31 августа 1994 г.
Приказом Минобрнауки России от 2 июня 2009 г. N 183 настоящее письмо признано утратившим силу
Об усыновлении детей иностранными гражданами см.:
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275
рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних, утвержденные приказом Госкомобразования СССР и Минздрава СССР от 31 января 1991 г. N 55/40
При проверке деятельности органов управления образованием по оформлению усыновления российских детей иностранными гражданами установлено, что в ряде территорий Российской Федерации допускаются грубые нарушения действующего законодательства, ведомственных нормативных актов при рассмотрении этой категории дел. Допускается взаимодействие с посредническими иностранными и российскими организациями, адвокатами, частными лицами, не наделенными соответствующими компетентными органами принимающего государства правом помещения детей в семьи и последующего контроля за условиями жизни и воспитания детей.
Практикуется заключение прямых договоров между иностранными организациями и территориальными органами исполнительной власти, предметом которых является передача на усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, в обмен на предоставление различных видов материальной или иной помощи, услуг. Размер предоставляемой помощи, как правило, ставится в прямую зависимость от количества переданных на усыновление детей.
Выявлены многочисленные факты нарушений требований российского законодательства и законодательства принимающих стран при оформлении документов кандидатов в усыновители. В ряде случаев отсутствует разрешение компетентного органа принимающего государства на помещение ребенка в данную семью. Вместо оригиналов представляются копии заключений (homestudy) о социально-бытовых условиях семьи, медицинских и финансовых документов и даже заявлений кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении. Нередко представляемые документы не легализованы в установленном законом порядке и перевод их нотариально не удостоверен, вследствие чего они не имеют юридической силы на территории Российской Федерации.
При решении вопроса о возможности передачи ребенка на международное усыновление не всегда в полном объеме учитывается его социально-правовой статус. В результате дети, имеющие все показания к незамедлительной передаче их в семью, необоснованно задерживаются в детских учреждениях, и в то же время имеет место передача детей на усыновление без достаточных на то медицинских и правовых оснований.
В целях предотвращения нарушений действующего законодательства и оказания методической помощи и содействия органам, выполняющим функции по опеке и попечительству:
Приказом Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 31 августа 1994 г. NN 342, 184 в абзац шестой настоящего письма внесены изменения
до принятия новых законодательных актов по данному вопросу следует руководствоваться постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 4132-1 "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств" и приказом Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 31.08.94 N 342/184, от 15.01.92 г. N 1, 02.01.92 г. N 22-02-03/251, предусматривающими порядок оформления документов при передаче на усыновление российских детей в семьи иностранных граждан;
до оформления усыновления российских детей иностранными гражданами Министерство образования Российской Федерации осуществляет правовую оценку документов кандидатов в усыновители на соответствие их требованиям законодательства по представлению органами управления образованием, ходатайству кандидатов в усыновители;
О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами см. приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 31 августа 1994 г. NN 342, 184
органам управления образованием необходимо создавать региональные информационные банки данных о детях, подлежащих передаче на усыновление под опеку, попечительство, упорядочить учет этой категории детей, передавать детей на воспитание в семьи в строгом соответствии с требованиями закона, ведомственных нормативных актов;
См. Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217
О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей см. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ
администрации детских домов, школ-интернатов, других детских учреждений, где содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, необходимо обеспечить своевременное сообщение данных о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, в органы управления образованием по месту нахождения учреждения. Только органы управления образованием вправе информировать об этих детях отдельных граждан, общественные и иные организации.
В случаях невозможности устройства вышеуказанных детей по месту их постоянного жительства на воспитание в семью Министерство образования Российской Федерации по представлению органами управления образованием сведений о таких детях оказывает содействие в их устройстве в семьи в других регионах Российской Федерации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 1993 г.
Регистрационный N 427
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1993 г. N 214-М "Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 1993 г.
Регистрационный N 427
Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994 г., N 6, в газете "Российские вести" от 23 декабря 1993 г. N 249
Приказом Минобрнауки России от 2 июня 2009 г. N 183 настоящее письмо признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 31 августа 1994 г. NN 342, 184
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа