Положение
о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР
(утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122)
Согласно приказу Минтруда РФ от 23 декабря 2003 г. N 346 настоящее Положение не применяется
I. Общие положения
1. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками 1) является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программе общеобразовательной школы.
2. Детский дом-интернат создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Совета Министров АССР, исполкома краевого, областного, а в Москве и Ленинграде - городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством социального обеспечения РСФСР.
3. Детский дом-интернат осуществляет свою деятельность под руководством вышестоящей организации по подчиненности и исполнительного комитета Совета народных депутатов.
4. Министерство социального обеспечения автономной республики, отдел социального обеспечения исполкома краевого, областного, районного (городского) Совета народных депутатов осуществляет координацию деятельности детских домов-интернатов, находящихся соответственно на территории республики, края, области, города.
5. Детский дом-интернат именуется по названию городского, районного, сельского (поселкового) Совета, на территории которого он расположен.
6. Детский дом-интернат организуется в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания воспитанников.
7. В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство.
Лечебно-производственные мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о них, утвержденным Министерством социального обеспечения РСФСР.
В целях укрепления материальной базы лечебно-производственных мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.
8. Контроль за качеством медицинского обслуживания воспитанников, проживающих в детском доме-интернате, соблюдением санитарнопротивоэпидемического режима и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.
9. Детский дом-интернат состоит на бюджете автономной республики, края, области, города (республиканского подчинения) и имеет годовую смету расходов, утверждаемую Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Ленинградским городским отделами социального обеспечения, Московским городским управлением социального обеспечения, пользуется правами юридического лица, имеет печать и штамп со своим наименованием, а также штатное расписание, утверждаемое в установленном порядке.
Детский дом-интернат может иметь специальные средства от лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства и других доходов, которые расходуются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания, расширение лечебно-производственных мастерских, подсобного сельского хозяйства, а также на поощрение воспитанников.
10. В своей деятельности детский дом-интернат руководствуется действующим законодательством СССР и РСФСР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и Правительства РСФСР, приказами, инструктивными письмами и постановлениями коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР, министерств социального обеспечения АССР, краевых, областных, Ленинградского городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
II. Задачи и функции детского дома-интерната
11. Основными задачами детского дома-интерната являются:
11.1. материально-бытовое обеспечение и обучение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода и оказание им медицинской помощи;
11.2. осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую адаптацию воспитанников, а также подготовку их к получению специальности в соответствии с медицинскими показаниями.
12. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет:
12.1. прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
12.2. бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви;
12.3. организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья;
12.4. диспансеризацию, лечение, организацию консультативной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений;
12.5. проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
12.6. общеобразовательную подготовку и трудовое обучение детей в объеме учебных программ, планов, разработанных с учетом медико-педагогических рекомендаций Академии педагогических наук СССР;
12.7. обеспечение нуждающихся воспитанников слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения;
12.8. мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрению в практику передовых форм работы и методов обслуживания воспитанников;
12.9. совершенствование организации труда персонала и повышение его квалификации;
12.10. широкое использование шефской помощи предприятий (учреждений) в улучшении эксплуатации жилого фонда, объектов культурно-бытового назначения и благоустройства, а также проведении учебно-воспитательной работы.
13. Финансово-хозяйственная деятельность детского дома-интерната осуществляется в соответствии с утвержденным планом и сметой расходов.
В этих целях администрация детского дома-интерната организует:
13.1. обеспечение детского дома-интерната материалами, оборудованием, инвентарем, топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, бельем, школьно-письменными принадлежностями, учебниками, наглядными пособиями и игрушками;
13.2. рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание детского дома-интерната, и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей;
13.3. соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
13.4. реконструкцию, а также своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений и коммуникаций;
13.5. рациональное использование основных фондов и бесперебойную работу всех вспомогательных служб;
13.6. устройство детских площадок для игр и т.д.;
13.7. благоустройство и озеленение территории детского дома-интерната;
13.8. списание имущества, пришедшего в негодность, в соответствии с Инструкцией по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в учреждениях и организациях системы Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июня 1975 г. N 73;
13.9. ведение бухгалтерского, оперативного и статистического учета, составление отчетности по утвержденным формам и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.
14. Администрация детского дома-интерната выполняет обязанности опекуна и попечителей в отношении воспитанников, проживающих в интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.
Для охраны имущественных интересов воспитанников (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.
III. Условия приема, содержания и выписки воспитанников
15. В детский дом-интернат принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом, в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты", утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам 5 - 7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК (приложение N 1), независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Дети инвалидов и участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, дети-сироты, дети одиноких и многодетных матерей принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке.
16. Прием в детский дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Ленинградского городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в детский дом-интернат (приложение N 2) с приложением указанных в нем документов.
17. Временное выбытие воспитанников из детского дома-интерната разрешается на период каникул.
Разрешение о временном выбытии может быть дано при наличии заключения врача, письменного заявления родителей или обязательства родственников об обеспечении ухода за ними.
Расходы, связанные с поездкой к родителям или родственникам, детским домом-интернатом не возмещаются.
18. Выпуск воспитанников из детского дома-интерната производится по получении ими 8-летнего или среднего образования с рекомендациями администрации детского дома-интерната по трудоустройству или продолжению учебы.
Трудоустройство или направление в учебные заведения для продолжения учебы воспитанников, не имеющих родителей, осуществляет администрация детского дома-интерната.
19. На воспитанников, выписываемых из детского дома-интерната с последующим трудовым устройством, директор детского дома-интерната оформляет, выдает или направляет в районный, городской отдел социального обеспечения, который будет осуществлять трудовое устройство, следующие документы:
19.1. справку о сроке пребывания в детском доме-интернате и приобретенных трудовых навыках;
19.2. справку ВТЭК о группе инвалидности;
Определением групп инвалидности и ее причин занимаются учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. См. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965
19.3. свидетельство о рождении и паспорт;
19.4. свидетельство или справку из школы об образовании.
20. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением ВТЭК и решением педагогического совета переводятся в дома-интернаты (отделения) для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет.
При этом детский дом-интернат высылает в дом-интернат для инвалидов на указанных воспитанников их личные дела.
IV. Организация учебно-воспитательной работы и лечебно-восстановительных мероприятий
21. Обучение и воспитание в детском доме-интернате осуществляется по учебному плану и программе общеобразовательной школы, утвержденным Министерством просвещения РСФСР (8-летнее образование осуществляется за 9 лет, а 10-летнее - за 11 лет).
Учебно-воспитательная работа строится с учетом данных о состоянии здоровья детей на основе тесного контакта педагогического и медицинского персонала.
Учебно-воспитательная работа и учебные занятия проводятся в соответствии со сроками, утвержденными Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ (начало и окончание учебного года, продолжительность каникул и учебных четвертей, сроки проведения экзаменов).
Наполняемость классов - 15 - 18 учеников.
Наполняемость групп для трудового обучения - 15 - 18 воспитанников. Комплектование указанных групп осуществляется с учетом двигательных возможностей ребенка.
См. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа, утвержденные приказом Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125
Домашние задания даются воспитанникам с учетом выполнения их в пределах:
приготовительный класс - домашних заданий не дается
1 класс - домашних заданий не дается
2 класс - 1,5 часа
3 - 4 классы - 2 часа
5 - 6 классы - 2,5 часа
7 класс - 3 часа
8 - 11 классы - 4 часа
Должность воспитателя устанавливается из расчета 2,5 единицы на каждую группу.
Должность воспитателя вводится во все группы независимо от возраста детей.
22. Если воспитанник временно освобожден от пребывания в классе по медицинским показаниям, с ним проводятся индивидуальные занятия.
23. Воспитательный процесс в детском доме-интернате осуществляется учителями, классными руководителями и воспитателями в процессе обучения, трудовой деятельности, проведения внеклассных мероприятий, а также через пионерскую, комсомольскую организации и ученический совет.
24. Лечебно-производственные мастерские организуются и оборудуются с учетом возможности проведения в них трудотерапии, направленной на овладение трудовыми навыками в целях восстановления и компенсации физического дефекта воспитанника.
Организация рабочего места, установление режима работы по трудовому обучению и приспособлению оборудования проводится при участии врачей, оказывающих консультативную помощь воспитанникам детского дома, согласно рекомендациям Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов.
25. Для оказания методического руководства и практической помощи в протезировании и организации восстановительного лечения каждый детский дом-интернат закрепляется за Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом протезирования и протезостроения и Ленинградским научно-исследовательским институтом протезирования.
26. Физическое воспитание в детском доме-интернате обеспечивается путем проведения уроков физкультуры и систематического проведения лечебно-профилактических мероприятий; широкой организации оздоровительных мероприятий на воздухе; правильной организации санитарно-гигиенического режима в детском доме-интернате, строгого соблюдения норм учебной нагрузки; рационального сочетания умственного, физического труда и отдыха воспитанников.
V. Педагогический совет
27. Для обсуждения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы и трудового обучения воспитанников в детском доме-интернате создается педагогический совет.
Педагогический совет утверждает план работы на год и созывается не менее 4-х раз в учебном году.
В состав педагогического совета входят: директор детского дома-интерната (председатель совета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по медицинской части (заведующий отделением), учителя и воспитатели, врачи, заместитель (помощник) директора по административно-хозяйственной части, мастер лечебно-производственных мастерских, инструкторы по труду, библиотекарь.
28. Педагогический совет рассматривает и обсуждает:
28.1. мероприятия по выполнению директив Партии и Правительства, приказов и постановлений вышестоящих органов социального обеспечения;
28.2. планы работы детского дома-интерната;
28.3. итоги работы детского дома-интерната за каждую учебную четверть, а также планы проведения лечебно-восстановительной работы, праздников и т.п.;
28.4. обмен опытом работы педагогов и других работников детского дома-интерната в целях внедрения в практику лучших методов работы;
28.5. мероприятия по улучшению трудового и производственного обучения;
28.6. состояние учебно-воспитательной работы, физического воспитания детей; мероприятия по охране их здоровья, создание санитарно-гигиенических условий обучения, труда и отдыха воспитанников, состояние техники безопасности;
28.7. вопросы организации и состояния методической работы в детском доме-интернате, результаты проведения методических совещаний, семинаров и медико-педагогических конференций;
28.8. мероприятия по внедрению в детском доме-интернате научной организации труда, новых эффективных методов обучения детей с физическими недостатками.
29. Члены педагогического совета имеют право вносить по своей инициативе на рассмотрение совета вопросы, связанные с учебно-воспитательной работой.
30. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков и лиц, ответственных за их исполнение.
31. Решение педагогического совета принимается большинством голосов присутствующих членов совета и оформляется протоколом.
32. Для ведения дел педагогического совета из числа его членов ежегодно избирается секретарь, который ведет протокол заседаний, хранит документацию о работе совета, подготавливает материалы о работе совета за отчетный период.
33. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку исполнения принимаемых решений совета и информирует совет об итогах проверки.
VI. Общественные организации
34. В каждом детском доме-интернате создается пионерская дружина. Пионерская дружина работает на основе Положения о пионерской дружине Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, утвержденного ЦК ВЛКСМ.
План работы пионерской дружины согласуется с администрацией детского дома-интерната.
Директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя и воспитатели детского дома-интерната должны способствовать развитию инициативы и самостоятельности пионеров, оказывать повседневную помощь пионерской дружине и создавать необходимые условия для ее работы.
35. Комсомольская организация детского дома-интерната создается и работает на основе Устава ВЛКСМ.
36. В каждом детском доме-интернате для детей школьного возраста создается ученический совет. Ученический совет избирается на общем собрании воспитанников детского дома-интерната из учащихся 3 - 11 классов.
Ученический совет под руководством директора детского дома-интерната:
36.1. содействует педагогическому коллективу в воспитании у детей сознательного отношения к своим обязанностям в учебе и укреплении дисциплины в детском доме-интернате и школе, в развитии общественной инициативы и самодеятельности, в привитии воспитанникам навыков культурного поведения и сплочения в дружный сознательный коллектив;
36.2. организует участие детей в подготовке и проведении общественно-политических, культурно-массовых и физкультурных мероприятий;
36.3. привлекает воспитанников к участию в хозяйственных мероприятиях, направленных на благоустройство, создание порядка и уюта в детском доме-интернате;
36.4. руководит работой старост классов, а также комиссий, создаваемых при ученическом совете, устанавливает дежурства старших воспитанников в помощь дежурным воспитателям;
36.5. дает посильные общественные задания как отдельным воспитанникам, так и коллективам групп;
36.6. оказывает товарищеское воздействие на отдельных воспитанников, нарушающих порядок, установленный в детском доме-интернате.
Ученический совет согласовывает план своей работы с администрацией детского дома-интерната и планами работы пионерской дружины и комсомольской организации.
VII. Руководство детским домом-интернатом
37. Детский дом-интернат возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности Министерством социального обеспечения АССР, краевым, областным, Ленинградским городским отделами социального обеспечения, Московским городским управлением социального обеспечения из лиц, имеющих высшее педагогическое или медицинское образование.
38. Директор организует всю работу детского дома-интерната и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
39. Директор без доверенности действует от имени детского дома-интерната, представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами детского дома-интерната, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в государственном банке текущие счета детского дома-интерната.
В пределах своей компетенции директор издает приказы по детскому дому-интернату, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников дома-интерната.
40. Директор детского дома-интерната по согласованию с местным комитетом профсоюза производит в установленном порядке премирование работников за достижение лучших результатов в работе.
Премирование руководящих работников детского дома-интерната (директора, его заместителей, главного бухгалтера, старшего бухгалтера на правах главного бухгалтера) производится вышестоящим органом социального обеспечения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза. Премирование указанных работников при наличии фактов нарушения финансово-бюджетной дисциплины не производится.
41. Администрация детского дома-интерната совместно с местным комитетом профсоюза организует социалистическое соревнование работников, подводит итоги и определяет победителей.
42. Администрация детского дома-интерната совместно с местным комитетом профсоюза:
42.1. устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в соответствии с Типовыми правилами;
42.2. распределяет жилую площадь в домах учреждения, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение учреждения в других домах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122)
Текст положения официально опубликован не был
Согласно приказу Минтруда РФ от 23 декабря 2003 г. N 346 настоящее Положение не применяется