Правила
предъявления и рассмотрения претензий
(утв. МПС СССР 21 сентября 1965 г.)
Приказом МПС РФ от 29 декабря 2001 г. N 52 настоящие Правила признаны недействующими в системе Министерства путей сообщения РФ
См. Правила предъявления и рассмотрения претензий, связанных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 27 сентября 2000 г. N 25Ц
О предъявлении претензий см. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ
1. Претензии, возникающие из перевозок по железным дорогам пассажиров, багажа или груза, предъявляются в соответствии со ст. 170 Устава железных дорог Союза ССР.
Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, перевозимых большой и грузовой скоростью, направляются в грузовую службу дороги назначения.
Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу и повреждение грузобагажа, перевозимого в пассажирских поездах, направляются в пассажирскую службу дороги назначения.
Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут направляться в пассажирскую службу дороги отправления или дороги назначения по усмотрению заявителя претензии.
Претензии об уплате штрафов за просрочку в доставке грузов, грузобагажа, о возврате взысканных штрафов за простой вагонов под выгрузкой, цистерн и бункерных полувагонов под очисткой, а также за задержку контейнеров в пунктах выгрузки направляются в финансовую службу дороги назначения груза.
Претензии об уплате штрафов за самовольное занятие железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, направляются в грузовую службу дороги по месту нахождения владельца или арендатора вагонов.
Претензии о возврате штрафов за использование вагонов и контейнеров общественного парка для своих внутренних перевозок без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем и владельцем железнодорожного подъездного пути направляются для рассмотрения в грузовую службу железной дороги, которая взыскала эти штрафы.
Претензии о возврате штрафов за простой вагонов под погрузкой и за задержку контейнеров в пунктах погрузки, за недогруз вагонов до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости), а также претензии об уплате штрафа за подачу под погрузку грузоотправителю неочищенного подвижного состава (ст. 161 Устава железных дорог Союза ССР) - в финансовую службу железной дороги отправления.
Претензии об уплате штрафа за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, за задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей направляются для рассмотрения в отделение дороги, на котором произошли указанные задержки.
Претензии о повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, направляются для рассмотрения в отделение дороги, по месту нахождения владельца или арендатора указанного подвижного состава или контейнера.
Претензии об уплате штрафов за невыполнение плана перевозок, за необеспечение погрузки маршрутов, а также претензии об уплате штрафа за непредоставление грузоотправителю стандартных металлических стяжек для увязки лесоматериалов направляются для рассмотрения в отделение дороги отправления груза.
Претензии об уплате штрафов за простой судов из-за неподачи вагонов под перегрузку грузов по вине железной дороги (ст. 118 Устава железных дорог Союза ССР) направляются управлению железной дороги по месту нахождения порта (пристани) перегрузки.
Иски по претензиям, рассматриваемым отделениями железных дорог, предъявляются и рассматриваются по месту их нахождения согласно установленной подведомственности.
При поступлении претензии не в соответствующую службу управления дороги претензия должна быть передана по назначению.
§2. Передача права на предъявление претензии и исков
грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю,
а также грузополучателем или грузоотправителем вышестоящей организации
или транспортно-экспедиционной организации удостоверяется переуступочной
надписью на соответствующем документе (грузовая квитанция, накладная и
др.) следующего содержания: "Право на предъявление претензии и иска
передано ______________________________________________________________".
(наименование организации)
Переуступочная надпись удостоверяется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и заверяется печатью.
3. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.
По однородным грузам, погруженным на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения в адрес одного получателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти, а по грузам, по которым составлен один коммерческий акт на целый маршрут или группу вагонов, - на количество отправок, указанных в акте.
Не допускается предъявление одной претензии на группу отправок для грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта, если эти грузы следовали через разные пункты перевалки.
Для претензий, вытекающих из других оснований, количество требований в одном претензионном заявлении не ограничивается.
4. Претензионные заявления не должны объединять в себе требований, для рассмотрения которых необходимы накладные или квитанции, с требованиями, для которых эти документы не нужны.
5. В претензионном заявлении должны быть следующие данные:
а) за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза или багажа, за повреждение, порчу, за просрочку в доставке и т.п.) и краткое обоснование претензии;
б) сумма претензии по каждому отдельному виду требования и по каждому отдельному документу (накладной багажной квитанции, учетной карточке по выполнению плана и т.п.);
в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензии желает получить ответ (город, улица, номер дома);
г) отделение банка, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер этого счета;
д) дата составления претензионного заявления.
Претензионные заявления должны быть подписаны руководителем организации или его заместителем.
6. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, указанные в статьях 169 и 173 Устава железных дорог Союза ССР. Грузовая квитанция, накладная и коммерческий акт предъявляются в подлинниках.
7. К претензионному заявлению грузополучателя о полной утрате груза при невозможности представления грузовой квитанции прилагается документ об уплате стоимости груза и справка станции отправления о приеме к перевозке груза в адрес данного получателя с отметкой о неприбытии груза, сделанной в этой справке станцией назначения не более чем за 10 дней до предъявления претензии. В справке станции отправления должны быть указаны номер накладной, номер вагона, станция и дорога назначения, наименование отправителя и получателя, наименование, количество и масса груза, а также дата приема и отправления груза. Справка заверяется календарным штемпелем станции.
8. К претензионному заявлению о недостачи груза должен быть приложен расчет суммы претензии, составленный с учетом нормы естественной убыли массы груза при перевозке, если она установлена для данного рода груза. Приложение расчета суммы претензии не обязательно, если указанный счет сделан в претензионном заявлении.
9. К заявлениям по претензиям, вытекающим из расчетов по штрафам, прилагаются:
а) об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок и необеспечение погрузки маршрута - учетные карточки выполнения плана перевозок грузов, выданные станцией;
б) об уплате штрафа за подачу неочищенных вагонов - акт общей формы, выданный станцией;
в) о возврате штрафа за простой вагонов - ведомости подачи и уборки вагонов или ведомости безномерного учета простоя вагонов;
г) об уплате штрафа за просрочку в доставке груза - накладные. При этом объединение претензий по нескольким накладным в соответствии со ст. 171 Устава железных дорог Союза ССР допускается в случаях прибытия грузов в течение одних календарных суток;
д) о возврате штрафа за недогруз вагонов до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости) - документы, свидетельствующие о неправильном взыскании штрафа;
е) об уплате штрафа за самовольное занятие железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, - документы, подтверждающие факт самовольного занятия, в частности подлинные накладные или грузовые квитанции, акт общей формы, либо иные доказательства, расчет суммы штрафа. При отказе в составлении акта общей формы к претензии должны быть приложены доказательства об обжаловании этого отказа и другие документы, подтверждающие факт самовольного занятия указанных вагонов или контейнеров железной дорогой;
ж) об уплате штрафа за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку и за задержку уборки вагонов с мест выгрузки и погрузки или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей - ведомости подачи и уборки вагонов при безномерном учете - натурные листы и памятки приемосдатчика, а также уведомления о готовности вагонов к подаче и уборке, выписки из договоров с указанием в них сроков подачи и уборки, акты общей формы, составленные в случае отказа одной из сторон от подписания перечисленных выше двусторонних документов;
з) об уплате штрафа за повреждение железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, - выданный железной дорогой акт общей формы, технический акт, документы, подтверждающие факт повреждения железной дорогой указанного подвижного состава (контейнера), или доказательства обжалования уклонения железной дороги от выдачи этих актов и другие документы, подтверждающие факт повреждения и его размер, а также расчет суммы претензии;
и) о необеспечении стандартными металлическими стяжками для увязки лесоматериалов - месячная заявка на предоставление стяжек и декадные заявки, поданные станции на погрузку вагонов с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады, а также выписки из учетной карточки выполнения плана перевозок лесоматериалов;
к) о возврате штрафов за использование без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок - документы, свидетельствующие о неправильном начислении (взыскании) штрафа.
К заявлениям по претензиям о возврате штрафов и сборов, кроме документов, перечисленных в настоящих Правилах, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату штрафа или сбора (полученное от банка платежное требование и подписанная главным /старшим/ бухгалтером справка об уплате этого требования, квитанция разных сборов и т.д.).
10. К заявлению по претензии за недостачу груза, по которому расчеты между поставщиком (грузоотправителем) и грузополучателем производятся с учетом нормированной и фактической влажности, прилагаются также документ (качественное удостоверение, сертификат и др.), подтверждающий, с какой влажностью груз был отправлен, и данные анализа о влажности прибывшего груза, если такой анализ производился.
11. К заявлению по претензии за порчу скоропортящегося груза, при выдаче которого была произведена уценка или понижение сортности, торгующая организация обязана представить справку о том, по какой цене реализован уцененный груз или о произведенной переоценке, если груз еще не реализован, а также о перемаркировке груза соответствующим сортом. Справка должна быть подписана руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером и заверена печатью.
12. Документом, подтверждающим оплату грузополучателем стоимости груза, может служить документ банка и справка, подписанная руководителем и главным (старшим) бухгалтером организации, заявившей претензию о том, когда, кому, по какому счету и в какой сумме произведена оплата стоимости груза. Эта справка должна быть заверена печатью.
13. Заявителем претензий, поданных непосредственно в соответствующие службы управления железной дороги или в соответствующих случаях в отделение дороги, выдается расписка в получении претензии.
Днем предъявления претензии считается день сдачи претензионного заявления на почту или непосредственно в управление (отделение) дороги.
Если срок на заявление претензии истекает в праздничный день или в день еженедельного отдыха и если претензионное заявление будет подано непосредственно в управление (отделение) железной дороги или же сдано на почту в первый за ним рабочий день, то срок предъявления претензии пропущенным не считается.
Если груз следовал маршрутом или группой вагонов по одной накладной (Правила перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной) и на станции назначения этот груз выдавался как по основной накладной, так и по дорожным ведомостям, начало срока на предъявление претензии по таким отправкам исчисляется с момента выдачи последней части груза по досылочной дорожной ведомости.
14. Если к претензионному заявлению не приложены документы, предусмотренные в статьях 169 и 173 Устава железных дорог Союза ССР, или требования объединены с нарушением 3, 4 настоящих Правил, то такое заявление возвращается дорогой заявителю не позже 10-дневного срока со дня получения претензии. В этих случаях заявитель имеет право вновь обратиться с претензией с приложением необходимых документов в пределах сроков, установленных ст. 174 Устава железных дорог Союза ССР.
15. Стоимость груза с налогом с оборота железная дорога должна возмещать как в случаях, когда налог с оборота по перевозимому грузу обязан уплатить грузоотправитель, так и в случаях, когда в соответствии с действующим порядком налог уплачивает грузополучатель после реализации груза, за исключением случаев, предусмотренных в §17 настоящего раздела Правил.
В случаях отгрузки груза для промышленной переработки и промышленного потребления предприятию, имеющему право на получение товара по ценам без налога с оборота, железные дороги возмещают стоимость утраченного и поврежденного груза по цене без налога с оборота.
16. При удовлетворении претензий за утрату и повреждение стоимость груза или грузобагажа, подлежащая возмещению, определяется в порядке, установленном ст. 152 Устава железных дорог Союза ССР, на основании счета грузоотправителя, а в тех случаях, когда расчеты через Госбанк не производятся, - на основании другого документа, заменяющего счет.
Если счет выписан по государственной розничной цене, стоимость груза, подлежащая возмещению, определяется по розничной цене за вычетом торговых и других скидок, указанных в счете, а при отсутствии в счете такого указания - в размерах, установленных прейскурантом.
При исчислении стоимости груза по розничной цене провозная плата и другие расходы отправителя, связанные с доставкой груза до станции назначения, не возмещаются.
При исчислении стоимости груза по оптовой, заготовительной и закупочной цене возмещаются дополнительные расходы грузоотправителя по доставке груза до станции назначения (расходы по доставке до станции отправления, провозная плата и др.), если они не входят в цену товара.
17. Если груз был передан в пути следования предприятию, имеющему право на получение товара по цене без налога с оборота по установленным ценам за вычетом суммы налога с оборота, сумма возмещения за недоставленный по назначению груз определяется по цене за вычетом суммы налога с оборота.
В этом случае сумма налога с оборота первоначальному получателю должна возмещаться грузоотправителем (поставщиком).
18. При передаче груза в пути следования другим организациям в установленном порядке в случае невозможности дальнейшей перевозки из-за порчи или повреждения груза, происшедших по вине отправителя или получателя, стоимость груза, подлежащая возмещению, определяется в размере суммы, вырученной при передаче, за вычетом платежей, причитающихся железной дороге по данному грузу.
19. При рассмотрении претензий за утрату грузов, по которым расчеты между поставщиком (грузоотправителем) и грузополучателем производятся с учетом нормированной и фактической влажности, определение фактического количества груза, принятого от отправителя и выданного получателю с перерасчетом на нормированную влажность, производится в порядке, установленном соответствующим ГОСТом.
20. О результатах рассмотрения претензии железная дорога должна уведомить заявителя претензии в пределах сроков, установленных ст. 175 Устава железных дорог Союза ССР. В случае отклонения железной дорогой претензии в уведомлении должны быть указаны мотивы отклонения претензии. В уведомлении о признании железной дорогой претензии указывается, в какой сумме удовлетворена претензия. Уведомление подписывает начальник соответствующей службы управления железной дороги (начальник отделения дороги) или лицо, им уполномоченное.
21. Если претензия отклонена железной дорогой со ссылкой на акт, о котором заявителю претензии неизвестно, то при уведомлении об этом дорога высылает заявителю копию этого акта.
22. При удовлетворении претензии в полной сумме документы, представленные заявителем претензии, не возвращаются, а оставляются в делах соответствующих служб железной дороги (отделения дороги).
23. Порядок предъявления и рассмотрения претензий, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также из перевозок экспортных и импортных грузов, указан соответственно в Правилах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и в Правилах перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила предъявления и рассмотрения претензий (утв. МПС СССР 21 сентября 1965 г.)
Текст правил опубликован в журнале "Закон", ноябрь 1996, N 11
Приказом МПС РФ от 29 декабря 2001 г. N 52 настоящие Правила признаны не действующими в системе Министерства путей сообщения РФ