Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 августа 1991 г. принят Закон Алтайского края "О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края", в соответствии с которым на юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет и обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивать налог, установлен налог для финансовой поддержки агропромышленного комплекса (АПК) края в размере 1,5 процента от объема реализованной продукции, работ и услуг и 0,05 процента от объема розничного и оптового товарооборота предприятий потребительской кооперации, товарооборота предприятий с фиксированной торговой надбавкой.
Акционерное общество (АО) "Алтай-Кокс" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными названных постановления и Закона Алтайского края, поскольку они приняты Законодательным Собранием края с превышением своих полномочий и в нарушение ст.ст. 18 - 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающих исчерпывающий перечень налогов и сборов, устанавливаемых органами государственной власти краев и областей.
Представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания с заявлением АО "Алтай-Кокс" не согласился, мотивируя тем, что на основании п. "и" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено, что компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" установлено, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. Таким образом, Законодательное Собрание Алтайского края действовало в пределах предоставленных ему полномочий. Кроме того, по мнению представителя краевого Законодательного Собрания, заявителю - АО "Алтай-Кокс" не предоставлено права на обжалование в суде общей юрисдикции законов Законодательного Собрания Алтайского края, так как ст. 60 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" утратила силу как противоречащая Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. и реформировавшей Советы народных депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Алтайский краевой суд иск удовлетворил, признав постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 августа 1995 г. "О Законе Алтайского края "О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края" и сам Закон недействительными с момента их издания. Алтайское краевое Законодательное Собрание в кассационной жалобе просило указанное решение отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, которые приводило, возражая против предъявленного заявления АО "Алтай-Кокс".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 6 марта 1996 г. решение суда оставила без изменений, указав следующее.
Удовлетворяя заявление АО "Алтай-Кокс", краевой суд пришел к правильному выводу, что названные постановление от 28 августа 1995 г. и Закон Алтайского края приняты Алтайским краевым Законодательным Собранием с нарушением действующего законодательства и превышением представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области установления дополнительного налога на прибыль с предприятий.
В соответствии с п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции).
Таким законом, определяющим принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно п. "к" ч. 1 ст. 19 указанного Закона, налог на прибыль с предприятий относится к федеральным налогам, а ст. 18 этого же Закона - органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края "О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края" объектом обложения налогом служит прибыль предприятия, Законодательное Собрание вышло за пределы своих полномочий и нарушило Федеральный закон, регулирующий данные правоотношения, краевой суд обоснованно признал принятый правовой акт недействительным.
При этом судом принято во внимание, что упомянутым Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, одна треть от суммы поступлений которого зачисляется в фонды субъектов Российской Федерации.
Ссылка представителя Законодательного Собрания края на п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. обоснованно признана несостоятельной, так как данный пункт Указа Президента Российской Федерации на момент рассмотрения дела утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год", которым не предусмотрена возможность введения дополнительных налогов и сборов решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Неубедителен и довод жалобы о том, что данный спор подведомствен Конституционному Суду Российской Федерации, так как судом решался вопрос не о конституционности принятого Законодательным Собранием края акта, а о его соответствии Федеральному закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и заявленные требования рассмотрены на основании ст. 60 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", который не отменен и в этой части не противоречит Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, решение суда законно и обоснованно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 6 марта 1996 г. "Федеральные налоги и сборы находятся в соответствии с п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и их ставки, определяемые федеральным законом, не могут быть изменены законом субъекта Федерации" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1997 г., N 2