Письмо Госналогслужбы РФ от 10 декабря 1996 г. N 11-05/396
Об ответственности банков за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений клиентов см. также: письмо Минфина РФ от 31 октября 1996 г. N 19-14/110 письмо Госналогслужбы РФ от 9 декабря 1996 г. N 11-05/392 письмо Госналогслужбы РФ от 15 июля 1996 г. N 11-05/178, письмо Минфина РФ от 17 октября 1996 г. N 04-01-10
Госналогслужба России, рассмотрев запрос ЗАО "Балтийский аудит" от 11.11.96 N 45 о правомерности требований налоговых органов об уплате налогоплательщиком не поступивших в доход бюджета по вине банка налогов, в дополнение к ответу на этот вопрос от 11.10.96 N 11-05/291 сообщает следующее.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что "под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".
Статьей 11 указанного Закона установлено, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
В случае, если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), к нему не применяются меры финансовой ответственности, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", однако сама обязанность налогоплательщика по уплате налога не может считаться исполненной до момента поступления этих средств в бюджет.
Порядок открытия банковского счета, обязанности банка, в котором у клиента открыт счет, в том числе по выполнению распоряжений клиента о перечислении (включая перечисление налоговых платежей в бюджет) и выдаче соответствующих сумм со счета регулируются не налоговым, а гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 865 Гражданского кодекса Российской Федерации банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении. Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения.
Факт неперечисления банком денежной суммы на расчетный счет кредитора либо бюджетный счет уполномоченного банка свидетельствует о неисполнении должником обязательств, каким бы оно ни было: гражданско-правовым или налоговым.
Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента установлена для гражданско-правовых обязательств статьей 866 Гражданского кодекса Российской Федерации, а для налоговых обязательств статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Применение мер ответственности к виновному банку не освобождает должника от исполнения основного обязательства, вытекающего из договора или закона.
Центральный Банк Российской Федерации телеграммой от 26.05.93 N 87-93 сообщил, что с 01.06.93 все операции коммерческими банками осуществляются в пределах кредитовых остатков на их корсчетах.
Соответственно операция по списанию с расчетного счета клиента суммы платежа может быть произведена только при фактическом перечислении средств, подтвержденном отметкой расчетно-кассового центра. Противное свидетельствует о нарушении банком правил ведения безналичных расчетов в Российской Федерации и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков и не может служить доказательством исполнения должником обязательств перед кредитором, в том числе перед государством.
Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов" определен момент прекращения налоговой обязанности налогоплательщика. Согласно названному информационному письму обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка, которая может быть взыскана с налогоплательщика в общем порядке.
Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
Этот общий порядок изложен в пункте 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которому установлен бесспорный (внесудебный) порядок взыскания недоимки с юридических лиц.
Госналогслужба России руководствуется информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении обращений налогоплательщиков о списании госналогинспекциями с расчетных счетов организаций в банках сумм недоимки по налогам вследствие неисполнения неплатежеспособными банками платежных поручений клиентов.
Изменить существующий порядок определения недоимки по налогам у организаций и порядок их бесспорного списания возможно, внеся соответствующие изменения в налоговое законодательство.
Государственный советник
налоговой службы I ранга |
В.Г.Кораблев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 10 декабря 1996 г. N 11-05/396
Текст письма официально опубликован не был