Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу от 29 апреля 1996 г. N 53
Программа
изучения региональных рынков комбикормов, мяса птицы, зерна пшеницы
и услуг по ее хранению
Изучение и обобщение информации о региональных товарных рынках включает следующие этапы:
1) опрос поставщиков и покупателей - субъектов рассматриваемых рынков (вопросник прилагается),
2) сбор и обобщение информации о хозяйствующих субъектах рынка согласно прилагаемым формам:
по рынкам комбикормов и мяса птицы - таблицы 1, 2а, 3;
по рынкам зерна пшеницы - таблицы 1, 2б, 3;
по рынку услуг по хранению зерна - таблицы 1а, 2в, 3.
При этом особое внимание следует обратить на полноту информации о ввозе продукции в регион,
3) написание аналитической записки, которая должна включать следующие разделы:
- определение товарных и географических границ рынков;
- определение перечня хозяйствующих субъектов для каждого регионального рынка (в сфере производства и сфере реализации);
- выделение хозяйствующих субъектов на каждом рассматриваемом рынке рынка, занимающих доминирующее положение;
- выявление фактов антиконкурентного ценового и неценового поведения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;
- оценка степени конкурентности каждого рассматриваемого регионального товарного рынка;
- выявление барьеров входа на каждый рассматриваемый региональный товарный рынок;
- определение степени открытости этих рынков межрегиональной и международной торговле;
- направления и эффективность контроля качества и безопасности продукции рассматриваемых рынков для потребителя, в том числе особое внимание следует обратить на деятельность торговых инспекций и зерновых инспекций (структура, права и обязанности, подчиненность, результативность),
- дополнительно для рынка услуг по хранению зерна указать, строились ли новые емкости после 1992 года и степень изношенности оборудования, а также проанализировать динамику и структуру цен на данный вид услуг. При этом отдельно выделить перевалочные терминалы по хранению зерна.
Вопросы для юридических лиц-субъектов
исследуемых товарных рынков
1. Наименование предприятия, сфера деятельности и место нахождения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Перечислите Ваших поставщиков с указанием их расположения,
объемов поставок в адрес Вашего предприятия в 1995 году и за ... квартал
1996 года (в натуральном выражении - тоннах):
поставщики место нахождения объем поставок
в 1995 г. за ... кв. 96 г
___________ _______________________ ________________ _________________
___________ _______________________ ________________ _________________
___________ _______________________ ________________ _________________
___________ _______________________ ________________ _________________
3. Перечислите основных потребителей готовой продукции Вашего
предприятия с объемами поставок в их адрес в 1995 году и в ... квартале
1996 года (в т.ч. в порядке госзаказа), а также укажите отдельной строкой
объем реализации Вашей продукции в границах данного региона и на других
территориях (вывоз) в натуральном выражении (тоннах):
потребители место на- объем поставок
хождения всего в т.ч. всего в т.ч.
в 1995 г госзаказ за ... кв.1996 г госзаказ
___________ _________ ________ ________ _______________ ________
___________ _________ ________ ________ _______________ ________
___________ _________ ________ ________ _______________ ________
___________ _________ ________ ________ _______________ ________
сумма поставок в данный
регион ________ ________ _______________ ________
вывоз ________ ________ _______________ ________
4. Некоторые показатели деятельности Вашего предприятия:
- отпускная цена товара в 1995 и 1996 гг. (по месяцам);
95 г.: I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
_____ _____ ____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ ____ ____ ____
96 г.: I II III IV V VI VII VIII IX X XI
_____ _____ ____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ ____ ____
- уровень рентабельности Вашего предприятия:
95 г.: I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
_____ _____ ____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ ____ ____ ____
96 г.: I II III IV V VI VII VIII IX X XI
_____ _____ ____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ ____ ____
5. Оцените степень самостоятельности Вашего предприятия в вопросах
(ненужное зачеркнуть):
- выбора поставщика (есть, нет, частичная) _________________________
_________________________________________________________________________
- выбора потребителя готовой продукции (есть, нет, частичная)
_________________________________________________________________________
- определения объемов закупок от отдельных поставщиков (есть, нет,
частичная) ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- определение объемов поставок по потребителям (есть, нет,
частичная) ______________________________________________________________
- установления закупочных цен и цен реализации готовой продукции
(есть, нет, частичная) __________________________________________________
- определения условий контрактов, заключаемых с поставщиками сырья и
потребителями переработанной продукции (есть, нет, частичная) ___________
_________________________________________________________________________
При ответе на каждый вопрос укажите, каким образом самостоятельность
ограничивается и как (негативно или позитивно) это влияет на показатели
деятельности Вашего предприятия.
6. Дополнительно для рынка услуг по хранению зерна
- себестоимость предоставляемых услуг:
средняя в 1995 году _____________________________________________________
средняя за три квартала 1996 года _______________________________________
- доля затрат на топливо и энергию в себестоимости:
средняя в 1995 году _____________________________________________________
средняя за три квартала 1996 года _______________________________________
- доля оплаты труда в себестоимости:
средняя в 1995 году _____________________________________________________
средняя за три квартала 1996 года _______________________________________
- доля амортизационных отчислений в себестоимости:
средняя в 1995 году _____________________________________________________
средняя за три квартала 1996 года _______________________________________
- процент физического и морального износа оборудования _____________
_________________________________________________________________________
Таблица 1.
Форма обобщения информации от предприятий-производителей и
оптово-посреднических организаций, действующих на региональном
рынке ..................... (название)
N п/п |
Наиме- нова- ние предп- риятия (место его нахож- дения) |
Тип пред- прия- тия ( про- изво- ди- тель, опто- во- пос- ред- ниче- ское) |
Оптовые цены*, тыс. руб за тонну |
Индекс роста цен (1995г к 1994г) |
Уровень рентабель- ности*, % |
|||||
Това- роп- роиз- води- телей |
Оптово-посред- нических пред- приятий |
Сред- нере- гиона- льный уро- вень цен |
про- дук- ции пред- прия- тий- това- роп- роиз- води- телей |
дея- тель- ности опто- во- заку- поч- ных пред- прия- тий |
деяте- льнос- ти по- сред- ничес- ких пред- прия- тий |
|||||
оптово- закупо- чных |
посред- ничес- ких |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
*) в числителе - средняя за 1995 г.
в знаменателе - за ... квартала 1996 г.
Таблица 1а.
Форма обобщения информации от предприятий, действующих на
региональном рынке услуг по хранению зерна пшеницы
N п/п |
Наиме- нование пред- приятия (место его на- хожде- ния) |
Выпол- няемые функ- ции* |
Стоимость услуг, тыс. руб на тонну |
Себестоимость услуг тыс. руб на тонну |
Структура себестоимости, % | |||||
в 1995 году | ||||||||||
затра- ты на топли- во и энер- гию |
оплата труд |
амор- тиза- ция |
прочие | |||||||
сре- дняя в 1995 году |
сред- няя за три квар- тала 1996 года |
сред- няя в 1995 году |
сред- няя за три квар- тала 1996 года |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
(продолжение таблицы 1а)
Структура себестоимости, % | Средний уровень рента- бельно- сти, % |
Степень износа обору- дова- ния, % |
|||
за три квартала 1996 года | |||||
затра- ты на топли- во и энер- гию |
оплата труд |
амор- тиза- ция |
прочие | ||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
*) указать следующие функции, если есть:
а) хранение зерна
б) торговля зерном
в) сдача в аренду емкостей
г) другие
и далее данные приводить отдельно согласно перечисленным функциям
Таблица 2а.
Определение долей поставщиков в общем объеме товарного
ресурса на региональном рынке ............... (название)
Наименование хозяйствую- щего субъек- та |
Коли- чес- тво хозя- йст- вую- щих субъ- ектов |
Объем произ- водст- ва или объем поста- вок* - тыс.т. |
Объем реализации местными постав- щиками |
Вве- зено в ре- гион (тыс .т.) |
Объем товар- ного ресурса на ре- гиона- льном рынке (тыс.т. ) гр.5+ гр.7 |
Доля поставщи- ков в общем объеме товар- ного ресурса (%) (гр.5/гр.8 )x100 или (гр.7/гр.8)x 100 |
||
Всего (тыс. т.) |
в том числе | |||||||
в ре- гио- не |
за преде- лами регио- на |
|||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Оптовый рынок первого уровня (производители-оптовые посреднические структуры) I.Товаропро-| | | | | | | | изводители | | | | | | | | А.Сельхоз- | | | | | | | | предприятия,| | | | | | | | кооперативы | | | | | | | | и прочие | | | | | | | | 1. | | + | + | + | + | - | - | + 2. | | + | + | + | + | - | - | + 3. | | + | + | + | + | - | - | + ........ | | + | + | + | + | - | - | + ----------- | | | | | | | | Всего: | + | + | + | + | + | - | - | + Б.Крестьян- | | | | | | | | ские (ферме-| | | | | | | | рские) хозя-| | | | | | | | йства | + | + | + | + | + | - | - | + |
||||||||
Итого Оптовый рын ребители и п I.Товаропро- изводители А.Сельхоз- предприятия, кооперативы и прочие 1. 2. 3. ........ ----------- Всего: Б.Крестьян- ские (ферме- рские) хозя- йства II. Оптово- посредничес- кие структу- ры В. Биржи Г. Оптово- закупочные организации 1. 2. 3. ........ ----------- Всего: Д. Посредни- ческие орга- низации 1. 2. 3. ........ ----------- Всего: Е. Заготови- тельные ор- ганизации 1. 2. 3. ........ ----------- Всего: |
+ к вто ямые + + + + + + + + |
+ ого ур оставк + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
+ вня ( от п + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
+ осре оизв + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
+ ническ дителе + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
+ е ст к о - - - - - - + + + + + + + + + + + + + + + + |
+ уктуры- товым п - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
+ птовые пот- требителям) + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
Итого | + | + | + | + | + | + | + | + |
*) объем производства приводится для товаропроизводителей (А и Б),
объем поставок - для оптово-посреднических структур (В - Е)
графа 8 заполняется только для строчки "итого",
данные всегда приводятся: в числителе - за 1995 год в целом,
в знаменателе - за ... квартал 1996 года.
Таблица 2б.
Определение долей поставщиков в общем объеме товарного
ресурса на региональном рынке зерна пшеницы продовольственной мягкой
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наимено-|Коли-|Объем |Объем реализации |Ввезено в |Объем |Доля по-|
|вание |чес- |произ-|местными поставщиками| регион |товар- |ставщи- |
|постав- |тво |водст-|---------------------| |ного |ков в |
|щика | |ва или|в регионе |за преде- | |ресурса|общем |
| | |объем | |лами реги-| |на ре- |объеме |
| | |поста-| |она | |гиона- |товарно-|
| | |вок* -|----------+----------+----------|льном |го ресу-|
| | |тыс. т|Все-|в том|Все-|в том|Все-|в том|рынке |рса (%) |
| | | |го (|числе|го (|числе|го (|числе|(тыс.т.|((4-5)/ |
| | | |тыс.|пос- |тыс.|пос- |тыс.|пос- |)гр.(4-|10)х100 |
| | | |т.) |тавки|т.) |тавки|т.) |тавки|5)+(8- | или |
| | | | |в ре-| |в фе-| |в ре-|9) |((8-9)/ |
| | | | |гио- | |де- | |гио- | |10)х100 |
| | | | |наль-| |раль-| |наль-| | |
| | | | |ный | |ный | |ный | | |
| | | | |фонд | |фонд | |фонд | | |
|--------+-----+------+----+-----+----+-----+----+-----+-------+--------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|--------+-----+------+----+-----+----+-----+----+-----+-------+--------|
|Оптовый рынок первого уровня (производители-оптовые посреднические |
|структуры) |
|I.Това- | | | | | | | | | | |
|ропроиз-| | | | | | | | | | |
|водители| | | | | | | | | | |
|А.Сель- | | | | | | | | | | |
|хозпред-| | | | | | | | | | |
|приятия,| | | | | | | | | | |
|коопера-| | | | | | | | | | |
|тивы и | | | | | | | | | | |
|прочие | | | | | | | | | | |
|1. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|2. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|3. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|....... | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|--------| | | | | | | | | | |
|Всего: | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|Б.Крес- | | | | | | | | | | |
|тьянские| | | | | | | | | | |
|(фермер-| | | | | | | | | | |
|ские)хо-| | | | | | | | | | |
|зяйства | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|--------+-----+------+----+-----+----+-----+----+-----+-------+--------|
|Итого | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + |
| | | | | | | | | | | |
| Оптовый рынок второго уровня (посреднические структуры-оптовые пот- |
|ребители и прямые поставки от производителей к оптовым потребителям) |
|I.Това- | | | | | | | | | | |
|ропроиз-| | | | | | | | | | |
|водители| + | | | | | | | | | |
|А.Сель- | | | | | | | | | | |
|хозпред-| | | | | | | | | | |
|приятия,| | | | | | | | | | |
|коопера-| | | | | | | | | | |
|тивы и | | | | | | | | | | |
|прочие | | | | | | | | | | |
|1. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|2. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|3. | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|....... | | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|--------| | | | | | | | | | |
|Всего: | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|Б.Крес- | | | | | | | | | | |
|тьянские| | | | | | | | | | |
|(фермер-| | | | | | | | | | |
|ские)хо-| | | | | | | | | | |
|зяйства | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + |
|II. Оп- | | | | | | | | | | |
|тово-по-| | | | | | | | | | |
|средни- | | | | | | | | | | |
|ческие | | | | | | | | | | |
|структу-| | | | | | | | | | |
|ры | + | | | | | | | | | |
|В.Заго- | | | | | | | | | | |
|товите- | | | | | | | | | | |
|льные | | | | | | | | | | |
|органи- | | | | | | | | | | |
|зации | | | | | | | | | | |
|1. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|2. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|3. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|....... | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|--------| | | | | | | | | | |
|Всего: | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|Г.Биржи | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|Д. Опто-| | | | | | | | | | |
|во-заку-| | | | | | | | | | |
|почные | | | | | | | | | | |
|органи- | | | | | | | | | | |
|зации | | | | | | | | | | |
|1. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|2. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|3. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|....... | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|--------| | | | | | | | | | |
|Всего: | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|Е.Посре-| | | | | | | | | | |
|дничес- | | | | | | | | | | |
|кие ор- | | | | | | | | | | |
|ганиза- | | | | | | | | | | |
|ции | | | | | | | | | | |
|1. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|2. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|3. | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|....... | | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|--------| | | | | | | | | | |
|Всего: | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
|--------+-----+------+----+-----+----+-----+----+-----+-------+--------|
|Итого | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
\-----------------------------------------------------------------------/
*) объем производства приводится для товаропроизводителей (А и Б),
объем поставок - для оптово-посреднических структур (В - Е),
графа 8 заполняется только для строчки "итого",
данные всегда приводятся: в числителе - за 1995 год в целом,
в знаменателе - за три квартала 1996 года.
Таблица 2в.
Обобщенная информация о рынке услуг по хранению зерна*
N п/п |
Наимено- вание предпри- ятий и место их нахожде- ния |
Объем емко- стей по хра- нению зерна -тыс. т |
Объем потреб- ности в хране- нии зе- рна ме- стных произ- водите- лей - тыс.т |
Объем закла- дки зерна на хране- ние - тыс.т |
Объем переданно- го на хранение зерна - тыс.т |
Уро- вень запо- лне- ния емко- стей по хра- нению зерна , % гр. 3/5 |
Уро- вень удов- лет- воре- ния мест- ного спро- са на услу- гу, % гр. 6/4 |
Доля субъе- ктов, предо- став- ляющих данную услугу на ре- гиона- льном рынке (в % от гр. 5) |
||
в регионе | за пре- делы реги- она |
|||||||||
мест- ными пос- тав- щика- ми |
ввоз | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I. 1. 2. 3. .... всего II. 1. 2. 3. .... всего |
Предос- тавляю- щих дан- ную ус- лугу Потреб- ляющих данную услугу |
*) данные приводятся: в числителе - за 1995 год в целом,
в знаменателе - за три квартала 1996 года.
Таблица 3.
Структура регионального рынка ..............(название)
Кол-во ХС, действую- щих на ры- нке - всего |
Показатели концентрации 1) |
Степень концентра- ции 2) |
Степень откры- тости рынка 3) |
Кол-во ХС, потенциаль- ных конку- рентов - всего |
|||||
CR-3 | CR-4 | HHI | высо- кая |
уме- рен- ная |
слабая | откры- тый |
закры- тый |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
(продолжение таблицы 3)
в том числе 4) | Барьеры, препятствующие входу на рынок 5) |
Влияние барьеров 6) |
|||||||||||||||||
А | Б | В | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | дру- гие |
сущест- венное |
несу- щест- венное |
|||
11 | 12 | 13 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Примечания к таблице 3:
1) Расчет всех показателей следует проводить отдельно для рынка оптовых покупок и рынка розничных покупок. Показатели концентрации рассчитываются согласно Методическим рекомендациям по разработке региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на региональных (местных) товарных рынках (разделы 4.6. и 4.13.)
2) Высокая концентрация ННI > 2500, CR3 > 70%;
умеренная концентрация 1000 < HHI < 2500, 45% < CR3 < 70%;
слабая концентрация HHI < 1000, CR3 < 45%.
3) Степень открытости рынка (СОР) рассчитывается по формуле:
СОР = (В/(П + В)) * 100%, где
В - ввоз продукции на региональный (местный) рынок неместными поставщиками в натуральном выражении;
П - объем поставок продукции на региональный (местный) рынок местными поставщиками в натуральном выражении.
Рынок считается открытым, если СОР > 10%, и наоборот. В графы 8 или 9 записывается соответствующее значение СОР.
4) А - ХС, которые имеют мощности, оборудование, кадры, технологии для изготовления товара, но не реализуют эти возможности
Б - ХС, которые в данный момент изготавливают товар, но не продают его на исследуемом географическом рынке, хотя вход на этот рынок для них в принципе возможен
В - новые ХС.
5) Перечень барьеров входа на рынок:
1. высокая стоимость начального капитала;
2. трудности в получении кредита, высокие ставки арендной платы за помещения, оборудование;
3. высокие затраты на серийное производство изделий (при низких ценах демонстрационных продаж);
4. острая нехватка производственных площадей, конторских помещений;
5. усложненный порядок регистрации предприятий;
6. связанные с лицензированием, квотированием;
7. высокие ставки государственных пошлин за лицензию;
8. административные и таможенные ограничения на ввоз и вывоз товаров;
9. высокие транспортные издержки;
10. вмешательство неправового характера в процесс свободного перемещения товаров;
11. отсутствие экономии на масштабах (см. п. 4.3.4. Проекта методических рекомендаций по оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках);
12. отсутствие развитой инфраструктуры рынка (см. п. 4.3.4. Проекта методических рекомендаций ...);
13. использование имеющейся рыночной власти (силы) в антиконкурентных целях;
14. недоступность оптово-розничной сети.
При выявлении неупомянутых барьеров входа, вписать их в графу "другие". За рамками таблицы дать подробное описание барьера.
6) Показатель совокупности влияния барьеров входа на рынок. Если в ответ на значительное повышение цен на данном товарном (следовательно повышение его привлекательности), новые фирмы могут вступить на рынок в течение одного года, следовательно влияние барьеров входа - несущественно. И наоборот.
Дополнительный критерий. Если в течение ряда лет на рассматриваемый рынок входят новые ХС, следовательно влияние на рынок барьеров входа - несущественно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.