Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Александровой М.В., Власенко И.Г.,
при секретаре Труновой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Основная общеобразовательная школа с. Даниловка" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, к Администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий по апелляционной жалобе администрации Михайловского района Приморского края на решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
На МБОУ "ООШ с. Даниловка" Михайловского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения.
Суд обязал администрацию Михайловского муниципального района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "ООШ с. Даниловка" Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения прокурора Маториной О.А., поддержавшей исковые требования и полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района Приморского края обратился в суд с иском к МБОУ "ООШ с. Даниловка" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ "ООШ с. Даниловка" Михайловского муниципального района, в ходе которой выявлено, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения должным образом не обеспечена.
По информации администрации Михайловского муниципального района в МБОУ "ООШ с. Даниловка" Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД. Прокурор, ссылаясь на ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 28, 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", просил возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Даниловка" Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, и обязать администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Даниловка" Михайловского муниципального района.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Представитель МБОУ "ООШ с. Даниловка" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с иском согласен, просил установить разумный срок для исполнения требований - до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Михайловского муниципального района Приморского края иск не признал, пояснил, что ФЗ от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму" не содержит конкретных мер по установке систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях. Прокурором не представлено доказательств, что образовательное учреждение относится к объектам, на которые распространяется положение ФЗ N 384 от 30.12.2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Обязанность по установке систем видеонаблюдения не содержится и в ст. 41 Закона РФ "Об образовании", а также в Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 г. Ссылка истца на п. 5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" не обоснована, т.к. данным пунктом рекомендовано не органам местного самоуправления, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образованиях средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. Отсутствует нормативно - правовой акт, который бы обязывал администрацию района выделить денежные средства на систему видеонаблюдения. Кроме того, в соответствии с решением Думы Михайловского муниципального района Приморского края от 25.12.2014 г. N 596- НПА "Об утверждении районного бюджета Михайловского муниципального района на 2015 г. и планируемый период с 2016 г. по 2017 гг". финансовые средства на установление системы видеонаблюдения не предусмотрены.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Михайловского района Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения на администрацию района обязанности по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, поскольку решение суда в этой части противоречит нормам бюджетного законодательства. Бюджет на текущий год сформирован, утвержден, поэтому решение суда в установленный срок исполнить не представляется возможным.
В суд апелляционной инстанции представителя МБОУ "ООШ с. Даниловка", администрации Михайловского района Приморского края не явились, о времени и месте слушания дела извещены, представили ходатайства об отложении слушания дела, которые судебной коллегией оставлены без удовлетворения, поскольку отсутствуют уважительные причины неявки представителей юридических лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, поддержавшего иск, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В зданиях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом и следует из материалов дела, по информации администрации Михайловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ с. Даниловка Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД, что является нарушением прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно Уставу МБОУ "ООШ с. Даниловка", утвержденному постановлением администрации Михайловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 1561-па, учреждение является муниципальным, расположено на территории Михайловского муниципального района. Учредителем и собственником имущества учреждения является Михайловский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя и собственника возложены на администрацию Михайловского муниципального района.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме, в том числе в части возложения на администрацию района обязанности по финансированию работ по установке системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации в МБОУ "ООШ с. Даниловка", поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Михайловского района Приморского края в нарушение бюджетного законодательства не может осуществлять финансирование указанных мероприятий, поскольку не является распорядителем бюджетных средств в отношении образовательных учреждений муниципального района, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку Управление образования само по себе не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей, установленных законом по финансированию муниципальных учреждений.
Отсутствие в бюджете района денежных средств по финансированию мероприятий направленных на защиту детей, их родителей, педагогического персонала, не освобождает администрацию района от исполнения ФЗ "О противодействии терроризму".
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Михайловского района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.