Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Пыжовой И.А., Романовой Н.В.
при секретаре Давыдовой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 03 сентября 2015 года дело по апелляционному представлению прокурора Вельского района Архангельской области на решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований прокурору Вельского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании пункта 14 Правил приема в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N4 г. Вельска" незаконным и недействующим отказать.".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вельского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 14 Правил приема в муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N4 г. Вельска" (далее - Правила приема), утвержденных директором муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N4 г. Вельска (далее - МБОУ "СШ N 4 г. Вельска") от 15 января 2015 года, незаконным и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки законности установленного порядка выявлены нарушения действующего законодательства. Пунктом 14 Правил приема предусмотрено, что для приема в учреждение родители (законные представители) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны предъявить, в том числе документ, подтверждающий проживание ребенка на закрепленной территории и ксерокопию указанного документа. Указанное противоречит нормам ст.ст. 19, 43 Конституции РФ и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нарушает права неопределенного круга лиц (детей) на получение доступного общего образования в учреждении, поскольку оспариваемые положения связывают выбор образовательного учреждения с проживанием ребенка на закрепленной за образовательным учреждением территории.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Архангельской области Ржавитина Н.В. поддержала заявленные требования.
Представители заинтересованного лица МБОУ "СШ N 4 г. Вельска" и заинтересованного лица Управления образования МО "Вельский муниципальный район", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился прокурор Вельского района Архангельской области Семенов С.П. В поданном апелляционном представлении просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование доводов представления указывает на неправильное применение судом норм материального права. Ссылается на то, что действующее федеральное законодательство обеспечивает гарантии получения детьми образования непосредственно по месту своего фактического жительства путем выявления уполномоченными органами всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от регистрации по месту жительства (пребывания). Оспариваемые положения Правил предоставляют необоснованные преимущества при приеме в образовательную организацию лиц, имеющих регистрацию по месту жительства, перед гражданами, также проживающими на закрепленной за этой образовательной организацией территории, но в силу каких-то причин не имеющими регистрацию по фактическому месту жительства.
В поданных возражениях на апелляционное представление директор МБОУ "СШ N 4 г. Вельска" Казаков А.В. и представитель Управления образования МО "Вельский муниципальный район" Потапова Л.Г. просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Бабицкую Д.Э., поддержавшую доводы представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируются.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 2 статьи 30, часть 9 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Часть 3 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Устанавливая территориальный принцип приема в образовательные организации, направленный на создание дополнительной гарантии возможности получения образования соответствующего уровня в образовательной организации вблизи от места проживания обучающего, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", тем не менее, предусматривает возможность поступления в такую организацию и лиц, которые не проживают на закрепленной за ней территории, при наличии свободных мест (часть 4 статьи 67 указанного федерального закона).
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, предусматривает, что для приема в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной за этой организацией территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, названные документы представлять не обязаны (абзацы 11-12 пункта 9 указанного выше Порядка).
Как следует из представленных материалов, предметом деятельности МБОУ "СШ N 4 г. Вельска" является осуществление образовательного процесса в рамках реализации общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В учреждении реализуются общеобразовательные (основные и дополнительные) программы.
Приказом директора учреждения от 15 января 2015 г. N 4 утверждены Правила приема детей в МБОУ "СШ N 4 г. Вельска". Пункт 14 которых устанавливает перечень документов, которые обязаны предъявить родители (законные представители) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, одновременно с заявлением о приеме в указанную образовательную организацию. К числу таких документов относится документ, подтверждающий проживание ребенка на закрепленной территории и ксерокопию данного документа.
Прокурор полагает, что содержащееся в указанной норме требование о предоставлении данного документа противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает право обучающихся на свободу выбора образовательного учреждения.
С учетом изложенных в заявлении прокурора доводов и содержания решения Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что предметом проверки по данному гражданскому делу являются положения абз.4 пункта 14 Правил приема детей в МБОУ "СШ N 4 г. Вельска", утвержденных приказом директора МБОУ "СШ N 4 г. Вельска" от 15 января 2015 г. N 4.
Разрешая это требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения указанной нормы соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и направлены на обеспечение гарантированного Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" права детей, проживающих на закрепленной за образовательной организацией территории, на преимущественное поступление в такую организацию.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Из содержания п.9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 следует, что возможность приема в образовательную организацию предусмотрена, как лиц проживающих, так и не проживающих на закрепленной за ней территории.
Вместе с тем, предусмотренное оспариваемой нормой требование о предоставлении документа о проживании на территории, закрепленной за МБОУ "СШ N 4 г. Вельска", адресовано всем без исключения родителям, чьи дети являются гражданами Российской Федерации, независимо от их фактического места жительства, что дает правоприменителю основания для применения этой нормы к более широкому кругу лиц вопреки требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, не обеспечивает единообразного понимания этой правовой нормы.
С учетом изложенного, судебная коллегия усматривает определенные частью 4 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основания для признания абз.4 пункта 14 Правил приема детей в МБОУ "СШ N 4 г. Вельска", утвержденных приказом директора учреждения от 15 января 2015 г. N 4 недействующим и не подлежащим применению.
Приведенные в заявлении прокурора доводы о том, что истребование данных документов у родителей (законных представителей) детей, проживающих на территории, закрепленной за образовательным учреждением, противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на получение образования соответствующего уровня, судебной коллегией отклоняются, так как такая обязанность прямо предусмотрена пунктом 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32, и обеспечивает гарантированное законом право несовершеннолетних обучающихся на преимущественное поступление в образовательное учреждение, расположенное вблизи от места их проживания, не предоставление данного документа не является основанием к отказу в приеме в образовательную организацию.
Вместе с тем, как указано выше, в ходе судебного разбирательства установлены иные основания для признания оспоренной нормы недействующей.
При таких обстоятельствах решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 г. подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора Вельского района Архангельской области.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 16 июня 2015 года отменить принять по делу новое решение, которым:
заявление прокурора Вельского района Архангельской области удовлетворить.
Признать недействующим абзац 4 пункта 14 Правил приема детей в муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа N 4 г. Вельска", утвержденных приказом директора муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя школа N 4 г. Вельска" от 15 января 2015 г. N 4.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи И.А. Пыжова
Н.В.Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.