судья Орловского областного суда Сафронова Л.И. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области) на решение судьи Кромского районного суда Орловской области от 17 июня
2015 года, которым постановлено:
"Жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" на постановление N от 06.05.2015 года о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ- оставить без удовлетворения.
Постановление N от 06.05.2015 года, вынесенное Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области ФИО2 о назначении административного наказания Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере " ... " рублей - оставить без изменения".
Огласив жалобу, заслушав объяснения представителя ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области Беликова А.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья
УСТАНОВИЛА:
постановлением N от 06.05.2015, вынесенным Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области ФИО2, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" было назначено административное наказание по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" обратилось с жалобой в суд и просило признать незаконным постановление в части административного наказания в виде штрафа на юридическое лицо и назначить наказание в виде штрафа на должностное лицо.
В судебном заседании представитель колонии по доверенности Беликов А.В. уточнил доводы жалобы и просил суд изменить постановление в части вида назначенного наказания, учесть смягчающие вину обстоятельства и вынести наказание в виде предупреждения.
По делу вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе, поступившей в Орловский областной суд, представители ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области просят изменить судебное решение в части назначения наказания и заменить административный штраф на предупреждение, мотивируя тем, что ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области ранее к административной ответственности не привлекалось, причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба в данном случае отсутствует, осознало свою вину в совершенном правонарушении, до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности устранило выявленные недостатки.
Проверив материалы дела и административный материал, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу, что решение суда подлежит изменению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно- гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии со ст.211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Статей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Статья 225 Трудового кодекса Российской предусматривает, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.
Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 утвержден "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", в соответствии с которым, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей, с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом.
Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несут обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций осуществляется органами федеральной инспекции труда.
По делу установлено, что 21.04.2015 прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области ФИО4 и Государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО2 была проведена совместная проверка соблюдения требований трудового законодательства в части охраны труда осужденных в ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области.
В результате проверки были выявлены следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда: инструктирование работников по охране труда осуществляется с нарушением требований ст. 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, а именно, допускаются нарушения оформлений инструктажей осужденных в журналах регистрации;
- в нарушение ст. ст. 22, 212 ТК РФ работники не ознакомлены под роспись с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
- в нарушение ст. 225 ТК РФ и Порядка N 1/29 отсутствуют протоколы проверки знаний по охране труда работников организации за 2014 год;
- на корпусах электросилового оборудования (ЩС, РУ, МП) не в полном объеме нанесены соответствующие обозначения, знаки безопасности и надписи установленные ПУЭ и ПТЭЭП, что является нарушением требований ст. 212 ТК РФ;
- в нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 2.1.5 ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ "Оборудование производственное. Общие требования безопасности" отдельные швейные машины с ограждением ременного привода, входящего в конструкцию машины, эксплуатируются без указанных ограждения.
По результатам проверки была составлена справка (л.д. 46). 28 апреля 2015 года Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области старшим советником юстиции ФИО5 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, которое с материалами дела было направлено на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Орловской области (л.д.9-12).
С постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ лично под роспись 28 апреля 2015года был ознакомлен начальник колонии ФИО6, у которого были отобраны объяснения по существу выявленных нарушений.
06 мая 2015 года государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО2 в присутствии начальника колонии ФИО6 по результатам рассмотрения дела было вынесено постановление, которым ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, смягчающих вину или отягчающих вину, установлено не было.
Перечисленные доказательства оценены судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что согласуется с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка законности и обоснованности постановления и решения судьи показывает, что вывод судьи первой инстанции о наличии в действиях Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ является правильным.
Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названым Кодексом.
В силу ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения.
Исходя из приведенных выше положений закона, учитывая, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Орловской области ранее к административной ответственности не привлекалось, причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба в данном случае отсутствует, до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности устранило выявленные недостатки, прихожу к выводу об изменении постановления N от 06 мая 2015 года, вынесенного Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области ФИО2, и назначении ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области административного наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Орловского областного суда
РЕШИЛА:
постановление N от 06 мая 2015 года, вынесенное Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области ФИО2 и решение судьи Кромского районного суда Орловской области от 17 июня 2015 года изменить.
Назначить Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Л.И. Сафронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.